Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:03, курсовая работа
Каждому обществу свойственны такие формы социальных отклонений и в тех масштабах, какие вытекают из конкретно-исторических условий его существования – социальных, экономических, политических, нравственных и пр. Объем социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка, степени сплоченности социальных групп
В обучении жизненным навыкам и в профилактике наркомании решающее значение имеет культура школы и школьная среда. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что учащиеся эффективно осваивают и применяют на практике жизненные навыки только в безопасной, честной и поддерживающей их психологически среде, в которой со стороны учителей и ровесников уважается их индивидуальность (возраст, пол, национальность, вероисповедание, особенности личности, здоровье, способности и т.п.).
Английские школьники, например, школу считают здоровой, если:
хочется идти в школу;
учителя выслушивают;
есть возможность высказаться;
учеба позволяет чувствовать себя счастливым;
нет издевательств, ущемлений.
И в наших школах также актуальна проблема создания безопасной, поддерживающей учащихся и стимулирующей их здоровье среды. Какие главные условия для создания такой среды?
Руководство школы 
проводит такую политику школы, в 
которой одинаково важными 
При формировании и 
реализации школьной политики к ней 
активно привлекаются педагоги, медики, 
психологи и социальные работники, 
родители, представители  школьников, а 
также партнеры по сотрудничеству из самоуправлений 
и  негосударственных организаций.                  
Школа в своих ближайших окрестностях работает как интеллектуальный, культурный центр и центр социального здоровья.
В школе программа совершенствования уроков здоровья, жизненных навыков и первичной профилактики наркомании реализуется в виде специальных учебных предметов или же интегрируется в виде составной части других учебных предметов, воспитательных уроков и внеклассной деятельности. Реализацию названных программ координирует «школьная команда здоровья» или другие ответственные лица.
В школьной культуре все более широко укореняются педагогические принципы сотрудничества и главные ценности философии жизненных навыков. Потребности и желания школьников, родителей, педагогов осознаются, уважаются и к планированию учебных программ привлекаются все заинтересованные стороны.
Педагоги готовы активно реагировать на специфические проблемы каждого учащегося, школы и окрестностей, совершенствуя учебные программы, индивидуальную, воспитательную и внеклассную работу. В центре педагогической работы находятся соответствующие индивидуальным способностям каждого учащегося достижения обучения и достижения человеческих отношений.
Школа функционирует 
как система команды, в которую 
вовлечены все работники школы. 
Каждый член команды имеет определенную 
роль и ответственность, которая 
зафиксирована в описании трудовых 
обязанностей. Для всех педагогов 
созданы возможности 
Усилия работников школы по способствованию здоровью, по созданию положительного эмоционально-психологического климата школы, по обучению жизненным навыкам и по первичной профилактике наркомании должным образом оцениваются, морально и материально (в пределах возможностей) стимулируются. Индивидуальные достижения учащихся являются существенным критерием оценки работы педагогов.
Школа направлена на развитие. Ее культура, система ценностей и норм достаточно эластичны, чтобы школа активно реагировала на изменения социальной среды, появление новых потребностей и актуальных проблем. В школе разработаны долгосрочные и краткосрочные планы совершенствования физической, социальной и психологической среды школы, разработаны критерии оценки эффективности реализации планов в которые вовлекается весь коллектив.
Ориентация школы на способствование развитию духовного здоровья учащихся и их жизненных навыков как на приоритетную цель школы, параллельно с обучением, тесно связана с формированием культуры и политики школы. Главная роль в формировании культуры и политики школы и введении новшеств, без сомнения, принадлежит руководству школы и особенно ее директору.
Культура школы – это господствующие в школе ценности, нормы поведения и принципы, которые определяются традициями и практикой. О культуре можно сказать и так: это вид решения дел в организации. В культуре каждой организации можно выделить три уровня.
Высший – архитектура, дизайн, порядок, предметы искусства, наблюдаемое поведение, стиль одежды, лозунги и др.
Средний – ценности, которые являются общими для членов организации и проявляются в отношениях, языке, символах и ритуалах.
Глубинный (имплицитный) – основные положения, которые даже членам организации трудно осознать без особого углубления. «У нас так принято/не принято…»
В культуре школы, как 
и любой организации, самое важное 
– это ценности: то, что большая 
часть коллектива школы считает 
хорошим, желательным, законным для 
осуществления. Ценности – это своеобразные 
стандарты. Отношение всей школы 
предусматривает 
Школа может целенаправленно 
и осознанно формировать свою 
политику в отношении употребления  
планируя развитие школы, предусмотреть, каким образом будет оказываться влияние на процессы, касающиеся употребления, предложения и спроса психоактивных веществ;
организовать целенаправленное 
и осознанное сотрудничество между 
учителями, учащимися, родителями, самоуправлениями, 
полицией, привлекая различные группы 
в профилактическую работу и решая 
связанные с употреблением 
разработать конкретный план действий, положений в случае констатаций хранения и употребления психоактивных веществ.
В схеме (приложение 3) «Модель реализации профилактического обучения в Европейских средних школах» показаны факторы, которые необходимо принимать во внимание, планируя и реализуя профилактическую программу обучения в школе. Модель в рамках Европейской комиссии разработали учителя, ученые, психологи, специалисты по профилактике употребления наркотиков и создатели политики образования из Германии, Италии, Нидерландов, Швеции и Великобритании. Несмотря на различия исторических систем, культуры и образования между этими государствами, включенные в модель факторы были признаны важными и используемыми на практике во всех странах–участницах проекта.
4. Включение программы профилактики в план развития школы
Для успешного развития любой организации, также и для школы необходим конкретный план. Эффективный план развития школы ориентирован не только на учебный процесс, но и на социальные перемены в школе, с учетом актуальностей общества. Иногда школы пытаются создать впечатление – у нас наркотики не употребляют, наркотики не являются актуальной проблемой. Для этого есть различные причины: страх потерять престиж школы, сомнения в том, что родители поведут своих детей в другие школы, неумение справиться с проблемной ситуацией, стыд, что в школе или вне этой конкретной школы учащиеся употребляют наркотики, и др. В результате проблема отрицается и зачастую через какое-то время становится еще более актуальной.
Школа может существенно 
влиять на процессы, связанные с 
употреблением психоактивных 
ШКОЛА – ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА
(план роста, текущее 
планирование, образовательные программы,
1. Оценивая нынешнюю 
ситуацию необходимо 
Распространяются и употребляются ли в городе, в окрестностях школы, в школе, клубах, в других местах встреч молодых людей наркотические вещества?
Каково отношение учащихся к употреблению наркотиков?
Какие есть у учащихся 
возможности содержательно 
Какая есть заинтересованность и готовность у школы, родителей, самоуправлений включиться в решение связанных с наркотическими веществами проблем?
Насколько активны 
сами учащиеся, и хотят ли они 
проводить внеклассные 
Имеется ли у учителей, 
родителей достаточная 
Преподносится ли молодым людям имеющаяся информация понятно и увлекательно?
Является ли школьная среда поддерживающей для молодых людей?
Имеется ли в школе система норм поведения в отношении употребления наркотических веществ на школьных мероприятиях. Действует ли эта система норм?
2. Оцените, какие изменения были бы необходимы:
Какое обучение необходимо для учителей, чтобы на уроках и во внеурочное время они могли бы говорить о наркотических веществах, их употреблении и т.п.?
Как родители могли бы получить информацию о наркотических веществах и получить навыки, как об этой проблеме говорить с детьми?
Какие мероприятия по профилактике употребления наркотиков могли бы быть организованы в школе?
Какие имеются возможности в городе/волости и в школе разнообразить проведение свободного времени?
Как усовершенствовать 
сотрудничество школы, родителей, представителей 
самоуправлений и других групп? Каковы 
возможности организации бесед, 
дискуссий со школьниками, родителями, 
представителями 
Какие изменения были бы необходимы в системе школьных норм, касающихся употребления наркотических веществ на школьных мероприятиях?
3. Оцените доступные ресурсы:
Человеческие (учителя, 
желающие организовать учебу, учащиеся, 
которые готовы проводить мероприятия 
для ровесников, активные родители, 
заинтересованные в сотрудничестве, 
представители самоуправлений…)
Время (в настоящее время работу необходимо делать в свободное время…).
Деньги (бюджет школы, деньги самоуправления, пожертвования родителей…).
Другие материальные ресурсы (доступные в Украине обучение и материалы для педагогов).
Советники, консультанты (социальный педагог, психолог школы, организации, имеющие опыт в профилактической работе…).
Группы молодых людей, которые желают и могут проводить целенаправленное обучение для сверстников.
Другие работники школы – заведующий хозяйственной частью, повара, технические работники.
Окружающее общество 
– представители 
4.Продумайте, как будут оцениваться изменения, – достигла ли проделанная работа поставленных целей?
Изменения могут оцениваться:
наблюдениями за 
изменениями в поведении 
организацией бесед с командой, которая принимала участие в создании плана деятельности;
проведением анализа отзывов родителей;
организацией обсуждения в педагогическом коллективе.
Начиная работу, важно выяснить, насколько готовы школа (учителя, учащиеся, администрация), а также родители к реализации политики, затем планировать дальнейшие реально возможные действия.
СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ УЧИТЕЛЯМИ, УЧАЩИМИСЯ, РОДИТЕЛЯМИ, САМОУПРАВЛЕНИЕМ, МИЛИЦИЕЙ И Т.П.
На развитие личности 
учащихся и их социальное развитие 
влияют ровесники, учителя, родители и 
другие, связанные с учащимися 
группы. Это разделенная 
Большие возможности 
реализовать эффективную 
Включив профилактику употребления одурманивающих веществ в план развития школы, недостаточно только уроков здоровья – в равной мере важна поддерживающая среда в каждом классе и всей школе, а также поддержка местного общества и его участие.
СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Привлечение родителей и других представителей общества к жизни школы не происходит само по себе. Это целенаправленная, организованная работа, требующая много энергии. Школы имеют различный опыт сотрудничества – во многих школах работают родительские советы, родительские комитеты, которые успешно включаются в решение актуальных для школы вопросов. Другие школы ограничиваются формальными собраниями родителей. Иногда в школах создается искусственная атмосфера – родители вежливо приглашаются, но «прочувствовать» это приглашение нельзя, оно формально и планируемое сотрудничество не реализуется. То, что родители получают информацию об успехах детей, является односторонним процессом, параллельно необходимо было бы побуждать и родителей брать на себя ответственность за происходящее в школе.
Информация о работе Профилактика наркомании среди подростков