Профилактика наркомании среди подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Каждому обществу свойственны такие формы социальных отклонений и в тех масштабах, какие вытекают из конкретно-исторических условий его существования – социальных, экономических, политических, нравственных и пр. Объем социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка, степени сплоченности социальных групп

Файлы: 1 файл

курсовик2.docx

— 574.86 Кб (Скачать)

В обучении жизненным  навыкам и в профилактике наркомании решающее значение имеет культура школы  и школьная среда. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что учащиеся эффективно осваивают и применяют на практике жизненные навыки только в безопасной, честной и поддерживающей их психологически среде, в которой со стороны учителей и ровесников уважается их индивидуальность (возраст, пол, национальность, вероисповедание, особенности личности, здоровье, способности и т.п.).

Английские школьники, например, школу считают здоровой, если:

хочется идти в школу;

учителя выслушивают;

есть возможность  высказаться;

учеба позволяет  чувствовать себя счастливым;

нет издевательств, ущемлений.

И в наших школах   также актуальна проблема создания безопасной, поддерживающей учащихся и стимулирующей их здоровье среды. Какие главные условия для создания такой среды?

Руководство школы  проводит такую политику школы, в  которой одинаково важными направлениями  школьной деятельности считаются как  обучение учащихся, так и способствование  их физическому, духовному и социальному  здоровью. Важное место в этой политике в школе занимает профилактика употребления одурманивающих веществ.

При формировании и  реализации школьной политики к ней  активно привлекаются педагоги, медики, психологи и социальные работники, родители, представители  школьников, а также партнеры по сотрудничеству из самоуправлений и  негосударственных организаций.                                                                                                                                       

Школа в своих  ближайших окрестностях работает как  интеллектуальный, культурный центр  и центр социального здоровья.

В школе программа  совершенствования уроков здоровья, жизненных навыков и первичной  профилактики наркомании реализуется  в виде специальных учебных предметов  или же интегрируется в виде составной  части других учебных предметов, воспитательных уроков и внеклассной  деятельности. Реализацию названных  программ координирует «школьная команда  здоровья» или другие ответственные  лица.

В школьной культуре все более широко укореняются  педагогические принципы сотрудничества и главные ценности философии  жизненных навыков. Потребности  и желания школьников, родителей, педагогов осознаются, уважаются  и к планированию учебных программ  привлекаются все заинтересованные стороны.

Педагоги готовы активно реагировать на специфические  проблемы каждого учащегося, школы  и окрестностей, совершенствуя учебные  программы, индивидуальную, воспитательную и внеклассную работу. В центре педагогической работы находятся соответствующие  индивидуальным способностям каждого  учащегося достижения обучения и  достижения человеческих отношений.

Школа функционирует  как система команды, в которую  вовлечены все работники школы. Каждый член команды имеет определенную роль и ответственность, которая  зафиксирована в описании трудовых обязанностей. Для всех педагогов  созданы возможности профессионального  совершенствования – с целью  освоения преподавания уроков здоровья, обучения жизненным навыкам, теоретическим  знаниям первичной профилактики наркомании и изучения интерактивных  методов обучения.

Усилия работников школы по способствованию здоровью, по созданию положительного эмоционально-психологического климата школы, по обучению жизненным  навыкам и по первичной профилактике наркомании должным образом оцениваются, морально и материально (в пределах возможностей) стимулируются. Индивидуальные достижения учащихся являются существенным критерием оценки работы педагогов.  

Школа направлена на развитие. Ее культура, система ценностей  и норм достаточно эластичны, чтобы  школа активно реагировала на изменения социальной среды, появление  новых потребностей и актуальных проблем. В школе разработаны  долгосрочные и краткосрочные планы  совершенствования физической, социальной и психологической среды школы, разработаны критерии оценки эффективности  реализации планов в которые вовлекается  весь коллектив.

Ориентация школы  на способствование развитию духовного  здоровья учащихся и их жизненных  навыков как на приоритетную цель школы, параллельно с обучением, тесно связана с формированием  культуры и политики школы. Главная  роль в формировании культуры и политики школы и введении новшеств, без  сомнения, принадлежит руководству  школы и особенно ее директору.

Культура школы  – это господствующие в школе  ценности, нормы поведения и принципы, которые определяются традициями и  практикой. О культуре можно сказать  и так: это вид решения дел  в организации. В культуре каждой организации можно выделить три  уровня.

Высший – архитектура, дизайн, порядок, предметы искусства, наблюдаемое  поведение, стиль одежды, лозунги  и др.

Средний – ценности, которые являются общими для членов организации и проявляются в  отношениях, языке, символах и ритуалах.

Глубинный (имплицитный) – основные положения, которые даже членам организации трудно осознать без особого углубления. «У нас  так принято/не принято…»

В культуре школы, как  и любой организации, самое важное – это ценности: то, что большая  часть коллектива школы считает  хорошим, желательным, законным для  осуществления. Ценности – это своеобразные стандарты. Отношение всей школы  предусматривает целенаправленное и осознанное сотрудничество различных  групп, связанных со школой, – учителей, учащихся, родителей, представителей самоуправлений и других организаций при решении  какой-либо школьной проблемы. Школа  может способствовать уменьшению спроса на наркотические вещества, целенаправленно  руководя и координируя привлечение  этих разных групп  в  профилактическую работу.

Школа может целенаправленно  и осознанно формировать свою политику в отношении употребления  одурманивающих веществ:

планируя развитие школы, предусмотреть, каким образом  будет оказываться влияние на процессы, касающиеся употребления, предложения  и спроса психоактивных веществ;

организовать целенаправленное и осознанное сотрудничество между  учителями, учащимися, родителями, самоуправлениями, полицией, привлекая различные группы в профилактическую работу и решая  связанные с употреблением психоактивных  веществ проблемы;

разработать конкретный план действий, положений в случае констатаций хранения и употребления психоактивных веществ.

В   схеме (приложение 3) «Модель реализации профилактического обучения в Европейских средних школах» показаны факторы, которые необходимо принимать во внимание, планируя и реализуя профилактическую программу обучения в школе. Модель в рамках Европейской комиссии разработали учителя, ученые, психологи, специалисты по профилактике употребления наркотиков и создатели политики образования из Германии, Италии, Нидерландов, Швеции и Великобритании. Несмотря на различия исторических систем, культуры и образования между этими государствами, включенные в модель факторы были признаны важными и используемыми на практике во всех странах–участницах проекта. 

4. Включение  программы профилактики в план  развития школы

Для успешного развития любой организации, также и для  школы необходим конкретный план. Эффективный план развития школы  ориентирован не только на учебный  процесс, но и на социальные перемены в школе, с учетом актуальностей  общества. Иногда школы пытаются создать  впечатление – у нас наркотики  не употребляют, наркотики не являются актуальной проблемой. Для этого  есть различные причины: страх потерять престиж школы, сомнения в том, что  родители поведут своих детей  в другие школы, неумение справиться с проблемной ситуацией, стыд, что в школе или вне этой конкретной школы учащиеся употребляют наркотики, и др. В результате проблема отрицается и зачастую через какое-то время становится еще более актуальной.

Школа может существенно  влиять на процессы, связанные с  употреблением психоактивных веществ, если происходящие в обществе изменения  – увеличение предложения и спроса одурманивающих веществ – принимаются  во внимание, планируя развитие школы:

ШКОЛА – ПЕРВИЧНАЯ  ПРОФИЛАКТИКА

(план роста, текущее  планирование, образовательные программы,учебные  программы по предметам)

1. Оценивая нынешнюю  ситуацию необходимо индетифицировать  потребности:

Распространяются  и употребляются ли в городе, в  окрестностях школы, в школе, клубах, в других местах встреч молодых людей  наркотические вещества?

Каково отношение  учащихся к употреблению наркотиков?

Какие есть у учащихся возможности содержательно проводить  свободное время?

Какая есть заинтересованность и готовность у школы, родителей, самоуправлений включиться в решение  связанных с наркотическими веществами проблем?

Насколько активны  сами учащиеся, и хотят ли они  проводить внеклассные мероприятия  для ровесников, готовы ли включиться в проекты по профилактике наркомании?

Имеется ли у учителей, родителей достаточная информация о наркотических веществах, их употреблении, возможностях профилактики?

Преподносится ли молодым  людям имеющаяся информация понятно  и увлекательно?

Является ли школьная среда поддерживающей для молодых  людей?

Имеется ли в школе  система норм поведения в отношении  употребления наркотических веществ  на школьных мероприятиях. Действует  ли эта система норм?

2. Оцените, какие  изменения были бы необходимы:  

Какое обучение необходимо для учителей, чтобы на уроках и  во внеурочное время они могли  бы говорить о наркотических веществах, их употреблении и т.п.?

Как родители могли  бы получить информацию о наркотических  веществах и получить навыки, как  об этой проблеме говорить с детьми?

Какие мероприятия  по профилактике употребления наркотиков могли бы быть организованы в школе?

Какие имеются возможности  в городе/волости и в школе  разнообразить проведение свободного времени?

Как усовершенствовать  сотрудничество школы, родителей, представителей самоуправлений и других групп? Каковы возможности организации бесед, дискуссий со школьниками, родителями, представителями самоуправлений, милиции  и другими по вопросам, касающимся употребления наркотических веществ, возможностям сотрудничества по ограничению  их употребления?

Какие изменения  были бы необходимы в системе школьных норм, касающихся употребления наркотических  веществ на школьных мероприятиях?

3. Оцените доступные  ресурсы:

Человеческие (учителя, желающие организовать учебу, учащиеся, которые готовы проводить мероприятия  для ровесников, активные родители, заинтересованные в сотрудничестве, представители самоуправлений…).

Время (в настоящее  время работу необходимо делать в  свободное время…).

Деньги (бюджет школы, деньги самоуправления, пожертвования  родителей…).

Другие материальные ресурсы (доступные в Украине  обучение и материалы для педагогов).

Советники, консультанты (социальный педагог, психолог школы, организации, имеющие опыт в профилактической работе…).

Группы молодых  людей, которые желают и могут  проводить целенаправленное обучение для сверстников.

Другие работники  школы – заведующий хозяйственной  частью, повара, технические работники.  

Окружающее общество – представители самоуправлений, социальных служб, коммерческих структур, милиции, окружающее население.

4.Продумайте, как  будут оцениваться изменения,  – достигла ли проделанная  работа поставленных целей?

Изменения могут  оцениваться:

наблюдениями за изменениями в поведении молодых  людей в свободное время; отзывами учащихся;

организацией бесед  с командой, которая принимала  участие в создании плана деятельности;

проведением анализа  отзывов родителей;

организацией обсуждения в педагогическом коллективе.

Начиная работу, важно  выяснить, насколько готовы школа (учителя, учащиеся, администрация), а также  родители к реализации политики, затем  планировать дальнейшие реально  возможные действия.

СОТРУДНИЧЕСТВО  МЕЖДУ УЧИТЕЛЯМИ, УЧАЩИМИСЯ, РОДИТЕЛЯМИ, САМОУПРАВЛЕНИЕМ, МИЛИЦИЕЙ И Т.П.

На развитие личности учащихся и их социальное развитие влияют ровесники, учителя, родители и  другие, связанные с учащимися  группы. Это разделенная ответственность  – способствовать такому развитию формирования противонаркотической политики школы с привлечением разных сторон. У различных групп может быть различные опыт и взгляды, и важно  это учитывать, организуя и проводя  профилактическую работу.

Большие возможности  реализовать эффективную противонаркотическую политику будут в случае привлечения  в профилактику эти разные, связанные  со школой группы. Особо важное значение имеет сотрудничество школы и  родителей, ибо часто именно эти  группы больше всего мотивированы в  противонаркотической политике.

Включив профилактику употребления одурманивающих веществ  в план развития школы, недостаточно  только уроков здоровья – в равной мере важна поддерживающая среда в каждом классе и всей школе, а также поддержка местного общества и его участие.

СОТРУДНИЧЕСТВО  ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Привлечение родителей  и других представителей общества к  жизни школы не происходит само по себе. Это целенаправленная, организованная работа, требующая много энергии. Школы   имеют различный опыт сотрудничества – во многих школах работают родительские советы, родительские комитеты, которые успешно включаются в решение актуальных для школы вопросов. Другие школы ограничиваются формальными собраниями родителей. Иногда в школах создается искусственная атмосфера – родители вежливо приглашаются, но «прочувствовать» это приглашение нельзя, оно формально и планируемое сотрудничество не реализуется. То, что родители получают информацию об успехах детей, является односторонним процессом, параллельно необходимо было бы побуждать и  родителей брать на себя ответственность за происходящее в школе.

Информация о работе Профилактика наркомании среди подростков