Профилактика наркомании среди подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Каждому обществу свойственны такие формы социальных отклонений и в тех масштабах, какие вытекают из конкретно-исторических условий его существования – социальных, экономических, политических, нравственных и пр. Объем социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка, степени сплоченности социальных групп

Файлы: 1 файл

курсовик2.docx

— 574.86 Кб (Скачать)

В семье:                                          

·     родители не контролируют поведение детей, их свободное время вне дома;

·     взрослые члены семьи употребляют спиртное, наркотики;

·     мать и отец конфликтуют между собой;

·     нет эмоциональной близости между членами семьи;

·     родители испытывают проблемы в воспитании детей;

· имеется генетическая предрасположенность к употреблению  наркотических и токсических веществ;

·     родителей не интересуют успехи детей в школе.

В школе:                              

· преподаватели  не уделяют достаточного внимания проблемам  наркомании и токсикомании среди  подростков;

·     учащиеся часто переходят из одной школы в другую;

·     школьники пропускают занятия без уважительной причины;

·     существует недоброжелательный климат среди знакомых;

·     имеет место употребление спиртных напитков и наркотиков в раннем возрасте;

·     отмечаются проявления асоциального поведения в виде краж, бродяжничества;

·     подростки находятся под влиянием более  старших товарищей, общаются в компании, употребляю наркотики и алкоголь.

В обществе:                            

·    законы и общественные нормы не препятствуют употреблению алкогольных напитков и наркотических веществ веществ;

·   алкоголь, наркотики и токсические вещества легко доступны и относительно дешевы;

·   неблагоприятный социально-экономический климат.

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ  

1.  Почему первична профилактика                   

В ситуации, когда  в Украине  стремительно распространяется употребление наркотиков и они легко доступны, неоспоримой становится необходимость первичной профілактики среди детей, подростков и молодых людей, чтобы удержать их от употребления наркотиков, которое угрожает здоровью  и может создать тяжелые социальные последствия.

В ограничении наркомании большое значение имеет уменьшение предложения наркотиков, однако полностью  остановить нелегальное производство наркотиков и торговлю ими не удалось  даже самым богатым странам с  мощными спецслужбами и полицией.

Во всем мире использование  денежных средств на ограничение  наркотических веществ (законодательство, борьба с производством и распространением нелегальних наркотических веществ, контроль за производством, распространением и хранением легальных психоактивных  веществ и др.) значительно превышает  количество средств, которые используются для профилактических целей.

Меньше всего  средств направляется на первичную  профилактику. Можно ограничить предложение  наркотиков, но нельзя полностью его  искоренить, ибо отстаются доступными и легально покупаемые психоактивные  вещества, такие как алкоголь, табак, ингалянты,  различные медикаменты и др. Поэтому все большее значение приобретают мероприятия, направленные на уменьшение спроса наркотиков. Мероприятия первичной профілактики требу ют рамного менше средств, чем борьба с последствиями наркомании.

Уменьшение спроса на наркотики обачно  охватывает три области действия.

Первичная профилактика. Ее целью является предотвращение или хотя бы воспрепятствование началу употребления наркотиков. В этой начальной стадии профилактики главное внимание уделяется информированию и просвещению о психоактивных  веществах и связанных с их употреблением рисках различных целевых групп, особенно детей, подростков и молодых людей. Учебные заведения стараются укрепить самооцінку  молодых людей и их способность сопротивляться давлению сверстников, способствовать здоровому образу жизни, развивать жизненные навыки и отрицательное отношение к употреблению наркотиков, а также обеспечить поддерживающую среду и возможности здорового, совершенствующего молодых людей и свобідного  от употребления наркотиков образа жизни.

Вторичная профилактика. Ее целью является оказание помощи экспериментаторам и случайным потребителям в изменении их привычек и недопущении развития этих привычек до проблемного употребления. Вторичная профилактика обеспечивает просветительские и консультативные услуги для потребителей наркотиков, чтобы убедить их отказаться от экспериментирования с наркотиками. В этот период предлагаются и различные лечебные и реабилитационные программы, а также разные услуги в послереабилитационный период с тем, чтобы предотвратить возврат к старому поведе-нию и способствовать социальной реинтеграции. В идеальном случае работа по вторичной профилактике заканчивается возвращением индивида к жизни без употребления наркотиков.

Третичная профилактика. Ее целью является уменьшение проблемного употребления наркотиков и уменьшение их вредных последствий, например, распространение СПИДа и других болезней, преступлений. Третичная профилактика включает в себя раскрытие наркоманов и их привлечение к специальным лечебным и социальным программам. Чтобы профилактические программы были эффективными, в них должны сотрудничать различные органы и группы. Привлечение работников самоуправлений, учителей, родителей, служб здравоохранения и социальных служб, негосударственных организаций, центров по інтересам  молодежи и других организаций обеспечивает лучшие возможности в понимании потрібностей  молодых людей и обеспечении необходимой  поддержки.

ПРОФИЛАКТИКА  УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

Количество потребителей и зависимых людей значительно  увеличивается в возрасте от 13 до 20 лет, потому  не вызывает сомнений роль школы как места первичной профілактики. К тому же, профилактическую работу нужно начинать по возможности раньше, еще до того, когда экспериментирование с психоактивными веществами становится актуальным. Это определяют условия – мы живем в обществе потребителей наркотиков и других психоактивных веществ. Уже довольно рано ребенок может столкнуться с употреблением одурманивающих веществ в семье или вне ее, увидеть и услышать об этом в средствах массовой информации, фильмах или от сверстников. Ребенку надо дать возможность получить знания и сформировать личное отношение к употреблению наркотиков еще до начала экспериментирования, чтобы позже, попав в связанные с употреблением наркотиков ситуации, ребенок уже мог бы их оценить, сопротивляться давлению сверстников и сделать здоровый выбор. Главной целью первичной профілактики является предотвращение употребления психоактивных веществ, но обоснованной также является цель, по возможности, ото двинуть  время, когда начинается экспериментирование с такими веществами. Исследования свидетельствуют – чем младше ребенок, который начал употребление психоактивных веществ, тем больше риск возникновения проблемного употребления и зависимости. Это также может неблагоприятно повлиять насоциализацию лица и его физическое и душевное развитие.                        

Нельзя утверждать, что профилактическая работа всегда дает стопроцентный результат и  все станут воздерживающимися. Хотя, как бы своевременно она ни была бы начата, формирование системы ценностей  и соответствующие ей изменения  поведения являються длительным процессом. Результаты часто проявляються позже, так как есть много других факторов, которые влияют на формирование отношения. Здесь особенно велика роль влияния семьи, воздействия средств  массовой информации, жизненного опыта. Школа является только одним фактором, который дает направление формированию отношения к здоровью и влияющим на него привычкам, в том числе  к употреблению наркотиков и других одурманивающих веществ. 

2. Что  необходимо знать  учащимся о вреде употребления наркотиков

В первичной профилактике употребления наркотиков используются следующие методы: вызов страха (это  называют также методом шока-отвращения), информирование, обучение жизненным  навыкам, комбинированный подход.

В  методе запугивания используются описания ужасающих случаев, шокирующие видеофильмы и пугающая статистика с целью запугивания детей, чтобы они никогда не употребляли наркотики. Исследования доказали, что этот метод не только не эффективен, но может вызвать прямо противоположный эффект – способствовать экспериментированию с наркотиками. Молодые люди обычно не идентифицируют себя с показанным в таких фильмах и в описаниях. К тому же этот метод часто сопровождают лживые преувеличения, например, выкуришь сигарету с травкой – станешь наркоманом, выпьешь стакан алкоголя – станешь алкоголиком. Такими преувеличениями чаще всего, желая хорошего, «грешат» учителя, теряя таким образом доверие учащихся. Зачастую у учащихся, в отличие от учителей, имеется опыт употребления наркотиков, который сви-детельствует о том, что ничего ужасного не происходит, если в компании иногда выкурить травку или проглотить таблетку ecstasy. И пара стаканов вина или даже водки не делают алкоголиком. Применяя тактику запугивания, четко не разделяя понятия «потребитель» и «зависимый», учителя стараются принять решение вместо учащегося и навязать ему решение о неупотреблении одурманивающих веществ. Неудивительно, если учащиеся протестуют и смеются над стараниями учителей подсказать им, как надо жить, как проводить свободное время. Некоторых детей метод запугивания заставляет воспринимать употребление наркотиков как что-то захватывающее, рискованное и отчаянное занятие, которое именно поэтому некоторым кажется привлекательным и достойным того, чтобы попробовать. По вышеупомянутым причинам метод запугивания в профилактике употребления наркотиков не рекомендуется.

Информирование  значит, что учащимся дается информация о наркотиках, обычно с целью удержания  их от употребления. Исследования доказали, что знание фактов не удерживает людей  от употребления наркотиков и других вредных привычек. Например, многие люди курят, хотя и информированы  о вредном влиянии курения  на здоровье. Если учащиеся информируются  только о вредном влиянии употребления наркотиков, это не вызывает доверия, особенно у тех учащихся, которые имеют прямой или косвенный опыт употреб-ления наркотиков и которые поэтому могут быть самой большой группой риска в будущем. Применение жизненных навыков развивает в детях психосоциальные навыки, которые являются существенными для жизни и дают возможность жить  безопасно в обществе, где наркотики и другие психоактивные вещества употребляются и являются доступными. Эти навыки включают в себя коммуникационные навыки, навыки разрешения конфликтов и принятия решений, критического мышления, решения проблем, способности уважать себя и других и т.д.

Исследования свидетельствуют, что метод обучения жизненным  навыкам по крайней мере задерживает  начало употребления наркотиков. Комбинированный  подход, использованный и в этом руководстве, объединяет информирование и развитие жизненных навыков. Важно, чтобы предоставленная информация была точной и объективной, это значит, что нельзя умалчивать о приятном эффекте, из-за которого некоторые люди употребляют наркотики. Если учащиеся понимают положительные и отрицательные  аспекты употребления наркотиков и  освоили жизненные навыки, они  лучше подготовлены к принятию разумного  решения об употреблении наркотиков и поведении в ситуациях, связанных  с употреблением наркотиков. Необходимость  в таком методе в первичной  профилактике определяют реальности современной  жизни: 

формирование мультикультурного  общества;

влияние рыночной экономики;

уменьшение роли семьи;

рост возможностей и выборов; 

недостаточная готовность молодых людей при встрече  с предлагаемыми повседневными  вызовами (низкое самосознание, неадекватная самооценка, недостаток общих жизненных  навыков).

Учителю в работе по профилактике употребления наркотиков нет необходимости детально владеть  различными фактами, связанными с их употреблением. Важнее владеть соответствующими учебными методами. В профилактическом обучении необходимо использовать такие  методы, которые способствуют развитию у учащихся знаний, навыков и отношений. Именно отношения в большой мере определяют дальнейшее поведение, поэтому  их познанию и формированию необходимо уделять особое внимание 

3. Роль  школы в профилактике употребления  наркотиков

Так как в настоящее  время  все актуальнее становится вопрос об употреблении различных психоактивных веществ в молодежной среде (также легальных психоактивных веществ – алкоголя, табака, различных медикаментов), школе важно включиться в профилактическую работу. Однако школа одна не сможет решить связанные с употреблением наркотиков проблемы, ибо молодые люди находятся под влиянием родителей, ровесников, средств массовой информации и др. Но школа может взять на себя координирующую роль и способствовать сотрудничеству всех сторон, таким образом способствуя закреплению в обществе реальных процессов перемен и взглядов на здоровье как на ценность.

ШКОЛА КАК МЕСТО  ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

* Программа обучения  – документ, который соответственно уровню обучения, виду, целевой группе и государственному стандарту образования определяет предлагаемые учебным заведением содержание обучения, условия процесса его освоения и исследование обстоятельств. Программа обучения включает в себя цели и задачи, содержание обучения, стратегию программы, организацию, методы, план реализации программы и требования к оценке полученного образования.

** Этос – означает принадлежность школе и гордость за нее, равенство и справедливость, благожелательность, взаимоотношения учащихся и учителей, выражение требовательности и признательности учащихся и работников, поведение и дисциплина учащихся. 

Школу посещают все  дети начиная с 6-летнего возраста, таким образом, с одной стороны, есть доступ к детям и, с другой стороны – реальные возможности  осуществлять профилактическую работу и начинать ее с раннего возраста, прежде чем проблема становится актуальной.

В школе в учебном  процессе соблюдается принцип  повторения тем в разных возрастах. Таким образом, у школы имеется возможность совершенствовать знания и развивать навыки учащихся и  формировать отношения во время всего учебного процесса. У школы есть также возможность проводить регулярную и продолжительную работу по профилактике зависимости.

В школе дети, подростки  и молодые люди проводят значительную часть дня – как на уроках, так и во время внеклассных  мероприятий учащиеся могут успешно  овладевать знаниями и развивать  навыки, необходимые для формирования отношения к своему здоровью как  к ценности.

В школе работают профессиональные педагоги, которые  знают методы и приемы эффективной  работы с учащимися.

Учителя, особенно для  детей младшего школьного возраста, являются авторитетом; таким образом, мнение учителя уважается и он может заложить основы положительного отношения к своему здоровью.

Параллельно с учебным  процессом учащиеся встречаются  с друзьями, осваивают навыки общения, формируются группы «своих». Школа  может сотрудничать с группами подростков, когда употребление одурманивающих веществ  становится актуальным.

Школа является организованной средой с определенной системой норм, она учит соблюдать установленные  нормы и в случае их нарушения  брать на себя ответственность за случившееся. При помощи школы можно  обучать и успешно вовлекать  в работу и взрослых: родителей, самоуправления, окрестных жителей, других работников школы, представителей социальных служб, средств массовой информации, коммерческих структур, милиции и др.

Государство контролирует содержание образования и таким  образом уменьшает риск некачественного  образования.

ШКОЛЬНАЯ СРЕДА, КУЛЬТУРА И ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ  НАВЫКОВ

Формирование жизненных  навыков школьников  является приоритетным заданием школы. В школах  это означает перемещение акцента с изучения теоретических заключений и фактов на социальное развитие человека, совершенствование личности учащихся, их подготовку к жизни взрослого человека с ее проблемами и трудностями, сложностями отношений, обязанностями и ответственностью. Освоение жизненных навыков является важным элементом и в работе школы по профилактике употребления психоактивных  веществ, воспитанию зрелой и независимой личности.

Информация о работе Профилактика наркомании среди подростков