Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:03, курсовая работа
Каждому обществу свойственны такие формы социальных отклонений и в тех масштабах, какие вытекают из конкретно-исторических условий его существования – социальных, экономических, политических, нравственных и пр. Объем социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка, степени сплоченности социальных групп
Несовершеннолетние обычно начинают выпивать или принимать наркотически действующие вещества в группе сверстников или под влиянием взрослых. Независимо от того, есть ли у подростка психические отклонения или нет, групповые нормы поведения и склонность к подражанию приводят к тому, что если хотя бы один из сверстников пробовал спиртное или наркотики, то начинает выпивать или принимать наркотические вещества вся подростковая группа.
В том, что подросток попадает под влияние такой группы, большую роль играет безнадзорность, отсутствие контроля родителей за тем, как он проводит свое свободное время, конфликтная обстановка в семье.
Употреблению спиртного и наркотиков способствуют особенности поведения, свойственные подростковому возрасту, а злоупотребление алкоголем или наркотически действующими веществами, в свою очередь, еще больше нарушает поведение подростка.
Группирование со сверстниками – нормальное свойство подросткового возраста.
Находясь дома один или с близким другом, психически здоровый ученик средних классов может найти себе занятие по душе и с увлечением играть в какую-либо игру, заниматься чтением, коллекционированием или другим хобби. Но общение подростка не ограничивается пределами семьи и дома. Ребенка дошкольного возраста можно за ручку отвести в детский сад, привести домой, позволяя гулять только в сопровождении взрослых. А с подростком этого сделать уже нельзя. Он самостоятельно ходит в школу, может задержаться после занятий. Его свободное время после занятий совпадает со временем, когда родители заняты на работе; бабушки и дедушки уже не в состоянии контролировать подросшего внука или внучку.
В прежние годы были популярны занятия детей и подростков в различных спортивных, художественных секциях и кружках при Домах пионеров, и многие из них были заняты интересным для них делом. Сейчас большинство спортивных и прочих секций стали платными и далеко не каждая семья может позволить себе такие расходы.
Вряд ли сейчас встретишь
группу школьников, увлеченно подметающих
школьный двор или благоустраивающих
спортивную площадку. Даже спортом
многие из них не хотят заниматься,
поскольку он перестал считаться
престижным, за исключением тех видов,
которые предназначены для
Собираясь в группе
сверстников (обычно группы организуются
по территориальному признаку – живут
в одном дворе, в одном районе,
учатся в одной школе), многие подростки
не могут придумать себе какого-то
интересного занятия. Они сидят
во дворе, бренча на гитаре или слушая
музыку, катаются на мотоциклах, если они
у них есть, или бесцельно бродят
по улицам в надежде на какое-то “приключение”,
которое разнообразило бы их жизнь.
Со временем они сами находят себе
такие “приключения” и
Безусловно, такое
бесцельное времяпрепровождение
Рано или поздно подростковая группа, которой нечем себя занять, “для настроения” или “для смелости” начинает употреблять спиртное. Обычно инициаторам является подросток, уже имеющий опыт употребления спиртного. Он предлагает выпить другим, и те, как правило, не отказываются. Одни – из любопытства, другие – чтобы приобщиться к “взрослой жизни”, третьи – чтобы не отставать от других членов группы.
Если раньше существовали
ограничения в продаже
Более доступными для подростков стали и наркотически действующие вещества. На любой дискотеке можно купить “экстази”, марихуану и другие наркотики. В школу, училище приходят торговцы наркотиками и предлагают учащимся свой “товар”. Приторговывают наркотиками и сами учащиеся. У современных подростков есть возможность легко и быстро заработать, поэтому у них есть свободные деньги: у некоторых учащихся денег гораздо больше, чем у их родителей и учителей.
Если кто-либо из
членов группы отказывается пить со всеми
или принимать наркотические
вещества, он становится предметом
насмешек; его называют слабаком, трусом,
придумывают ему обидные
Ребята боятся больше всего не того, что сверстники их изобьют (такие случаи тоже бывают), а именно насмешек своих товарищей. В этом возрасте они еще не уверены в себе и в своих силах, не могут дать достойный отпор на словах, а насмешки и обидные прозвища их очень травмируют.
Многие акселераты
выглядят и считают себя уже взрослыми,
а еще недостаточное
Подростки обычно легко пьянеют. Даже банки пива или ста граммов вина достаточно, чтобы подросток, ранее не пробовавший спиртного, опьянел. Некоторые пьянеют и от меньшего количества алкоголя. Но это тоже расценивается в группе как признак слабости и становится предметом насмешек со стороны тех, кто уже имеет опыт неоднократного употребления спиртного и может выпить гораздо больше.
Начиная употреблять спиртное, большинство юнцов не знает о своей малой выносливости к спиртному. Они видят, как пьют взрослые, даже если их родители не выпивают. Подростки имеют возможность наблюдать это на улице или в кинофильмах, где бравый “герой” лихо опрокидывает стакан крепкого спиртного напитка. Из стремления подражать взрослым или любимым киногероям они поступают так же.
Лидером подростковой группы становится кто-то из ребят, обычно тот, который старше других; имеет опыт употребления спиртного или наркотиков, или имеет психические отклонения, или физически сильнее остальных. Если лидер имеет асоциальные наклонности, тем более криминальный опыт, то такая группа может превратиться в банду, тщательно охраняющую свою территорию от других таких же группировок, в борьбе с которыми проходит их жизнь. Банда собирается во дворах, в подвалах, на чердаках, пустырях, заброшенных стройках.
Лидер становится для членов группы непререкаемым авторитетом; обычно он всегда готов вступить с любым в драку и отстоять свое право управлять группой с позиции силы.
Подростки начинают увлекаться силовыми видами спорта, “качаются”, чтобы увеличить мышечную массу и физическую силу, овладевают различными приемами самбо, каратэ, иногда придумывают какое-либо устрашающее название для своей группы, соответствующие лозунги. Накачав мышцы, они бросают спорт и проводят время в пьянках, картежных играх, сексуальных оргиях – в это вовлекаются девочки, хотя вначале группа обычно бывает однополой. Если кто-то имеет опыт употребления наркотиков, то вся группа начинает принимать наркотические средства, которые им удается раздобыть.
Члены такой группы могут совершать и криминальные действия – изнасилование, воровство, грабеж, драки и прочее. Подростковая группа становится грозой своего района и всех сверстников, не входящих в группу. Они называют себя организацией.
Многие подростки из благополучных семей завидуют им и мечтают стать членами такой организации. Ребята заискивают перед сильными, задабривают их деньгами, оказывают разные услуги, и со временем их принимают в группу. Так прежние тихони и домоседы могут приобщиться к пьянкам, наркотикам, асоциальным формам поведения. Родители и учителя недоумевают: что произошло с подростком. Еще недавно был послушным, примерным учеником, а теперь ему уже неинтересно дома и в школе (училище), он становится грубым, развязным, скрытным, прогуливает занятия, при первой возможности убегает к своим новым приятелям, уносит из дома деньги и вещи.
Некоторые подростковые
группы состоят только из мальчиков,
в некоторых, как уже говорилось,
есть и девочки. Но обычно их немного.
Как правило, это или девочки
с явными психическими отклонениями,
или дочери алкоголиков, для которых
такая среда привычна, и они
без особых колебаний следуют
нормам группы, пьют спиртное и принимают
наркотики наравне с
Таких девочек вполне
устраивает их роль в группе, большинство
из них рано начинают беспорядочную
сексуальную жизнь и ничуть не
тяготятся частой сменой сексуальных
партнеров. Обычно их в группе не обижают,
наоборот, мальчики берут их под
свое покровительство, защищают их, ощущая
себя “настоящими мужчинами”, и
девочки этим чрезвычайно гордятся.
Но даже если к ним относятся
Далеко не всегда подростки группируются с асоциальными намерениями. Группа может объединять их и по интересам – занятия спортом, какими-либо хобби. Однако практика показывает, что в любой неконтролируемой взрослыми группе подростков рано или поздно может появиться новый участник, способный вовлечь других в пьянство или прием наркотиков.
Этому возрасту вообще свойственна подверженность чужому влиянию, причем с большей легкостью психически незрелые, инфантильные подростки поддаются отрицательному влиянию.
Имитация – это
стремление подражать во всем кому-либо.
Подростки копируют манеру поведения
своих сверстников или
Многие подростки
избирают себе кумира – киногероя,
актера, популярного певца или
музыканта – и стараются
Если объектом подражания является отрицательный герой, вот тогда и педагогам, и родителям следует заранее быть готовыми ко всяким неприятностям. Со свойственным этому возрасту максимализмом подросток постарается не только копировать своего кумира, но и “переплюнуть” его во всех отношениях.
Самые большие неприятности
ждут родителей и учителей, когда
подросток избирает объектом для
подражания реального человека –
взрослого или своего сверстника,
злоупотребляющего алкоголем
“Бывалого” уголовника с восторгом слушают не только подростки, сами склонные к асоциальному поведению, но и мальчики из благополучных семей. Для них это другая жизнь, захватывающая и полная приключений, а именно так преподносят свои “подвиги” не раз судимые лица. Подростку льстит такое внимание взрослого, тем более что тот обращается с ним как бы на равных. И довольно часто во дворе вокруг таких асоциальных личностей группируются подростки. Но наркоману нужна не только аудитория заинтересованных слушателей. Он стремится использовать несовершеннолетних в своих целях.
Выше уже говорилось о “контагиозности” наркомании. Каждый наркоман старается увеличить круг “своих”.
Во-первых, многие наркоманы не только сами принимают наркотики, но и приторговывают ими. Вовлекая подростков в наркотизацию, взрослый наркоман готовит будущих “клиентов”, которым потом будет сбывать свой товар.
Во-вторых, он делает
подростков послушным орудием в
своих руках. За порцию наркотика
приобщившиеся к этому пороку
готовы на все. Взрослый может использовать
таких ребят в своих
Вначале наркоман приучает ребят к наркотикам, угощает их, затем требует, чтобы они просили деньги у родителей или приносили из дома ценные вещи.
Отказать своему кумиру подросток не в состоянии – ведь он расценивает его как друга. А если такой человек уже создал вокруг себя подростковую группу, то отказать ему не может никто: иначе он станет посмешищем, “маменькиным сынком”.
Собственной нравственной позиции у многих подростков еще нет. Этические понятия растущего человека формируются в большей степени под. Влиянием родителей, а если родители не делают этого или их влияние негативно, то подросток попадает под влияние любого человека, которого он уважает.
В отличие от взрослых, ребята еще не умеют анализировать чужой негативный опыт. Они не осознают, что такое преступление, закон, тюрьма. Со слов взрослых они знают, что воровать нельзя, но сами объяснить, почему нельзя, вряд ли сумеют. Подростки не знают и не боятся социальных последствий правонарушений. Недаром многие асоциальные личности эксплуатируют их, пользуясь их бесстрашием и отсутствием страха смерти или увечья. Они могут выполнить любой приказ без раздумий, совершить все, что прикажут их кумиры.
Даже кратковременное пребывание в группе с асоциальным лидером заметно сказывается на поведении подростка. Прежде послушный сын и хороший ученик перестает подчиняться учителям и родителям, так как первая задача отрицательного лидера – дискредитировать других взрослых в глазах подростков, чтобы поднять свой престиж.
Информация о работе Профилактика наркомании среди подростков