Проблема межнациональных браков на примере иудаизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я попытаюсь рассмотреть проблему института семьи в такой религии, как иудаизм. Эта тема не является очень разработанной в нашей стране, литературы такой тематики не так много, поэтому в курсовом проекте, кроме доступных мне книг я буду использовать ресурсы всемирной электронной сети - интернет. Как известно, в государстве Израиль совершается, в соответствии с законом, только религиозное бракосочетание, то есть соответствующее требованиям какой-либо признанной конфессии (в то же время признаётся юридически законным и нерелигиозный брак, заключённый за границей - по представлении подтверждающего документа).

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Отношение к браку в иудаизме…………………………………………………...4
Брак между евреями и неевреями………………………………………………...7
Религиозный суд и законы статуса……………………………………………....12
Развод среди евреев…………………………………………………………….…15
Еврейская свадьба…………………………………………………………………18
Практическое исследование…………………………………………………….. .21
Заключение…………………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 146.50 Кб (Скачать)
    • Да
    • Нет
    • Затрудняюсь ответить
 

    3. Если да, то человек какой национальности наиболее предпочтителен в браке?

    (можно  отметить несколько национальностей) 

    ___________________________________________________________________ 

    4. С человеком какой национальности  Вы бы никогда не вступили  в брак?

    (можно отметить несколько национальностей) 

    ___________________________________________________________________ 

    5. Считаете ли Вы себя верующим  человеком?

    • Да
    • Нет
    • Затрудняюсь ответить
 

    6. Укажите пожалуйста Ваше вероисповедание?

    • Православие
    • Католицизм
    • Протестантизм
    • Ислам
    • Буддизм
    • Иудаизм
    • Другое ____________________________________________________________
 

    7. Согласны ли Вы с тем, что  религия может оказывать влияние  на отношения в семье?

    • Да
    • Нет
    • Затрудняюсь ответить
 

    8. Считаете ли Вы для себя  возможным брак с человеком другого вероисповедания?

    • Да
    • Нет
    • Затрудняюсь ответить
 

    9. Знакомы Вы с такой религией  как иудаизм?

    • Да
    • Нет
    • Затрудняюсь ответить
 

    10. Каково Ваше отношение к представителям  еврейской национальности?

    • Положительное
    • Отрицательное
    • Нейтральное
 

    11. Смогли бы Вы вступить в брак с представителем еврейской национальности?

    • Да
    • Нет
    • Затрудняюсь ответить
 

    12. Согласились бы Вы принять  иудаизм?

    • Да
    • Нет
    • Затрудняюсь ответить
 

    13. Хотели бы Вы жить в Израиле?

    • Да
    • Нет
    • Затрудняюсь ответить
 

    14. Ваш пол?

    • Мужской
    • Женский

    15. Возраст?

    • 15-18
    • 19-21
    • 22-25
    • 26-30

    16. Национальность?

    ___________________________________________________________

 

    

Оценка  результатов практического  исследования.

    В моем социологическом исследовании приняло участие 25 студентов групп 0203 и 2305.1. Выборка моего социологического исследования была совсем не репрезентативной, так как были охвачены студенты только двух групп. Выборка не репрезентативна по возрасту,  все опрошенные – это  студенты четвертого курса, т.е. в возрасте 20-21 года. Так же выборка не репрезентативна по полу: только 20%, т.е. 5 опрошенных  мужского пола, и по национальности: все участники опроса отнесли себя к русской национальности, учитывая специфику моего исследования, это не маловажный фактор. Тем не менее можно проинтерпретировать результаты исследования так: в целом отношение к межнациональным бракам нейтральное и положительное, соответственно 52% и 36%, только 12% респондентов высказали отрицательное отношение к межнациональным бракам. Такая же картина вырисовывается и в возможности межнационального брака именно для себя: такой брак возможен для 68% участников опроса, 20% затрудняются ответить, и те же 12% говорят о том, что такой брак невозможен.

    Вопросы о том какие из национальностей  наиболее предпочтительны и, наоборот, невозможны в браке были открытыми, это породило неоднозначные ответы, но в целом, отмеченные национальности можно объединить в следующие группы: в ответе на вопрос «Человек какой национальности наиболее предпочтителен в браке?» 40% респондентов не отметили ни одной национальности, 32% написали либо просто «европейские национальности», либо отметили конкретные национальности, такие как немец, француз, итальянец, болгарин, которые при общем исследовании межнациональных браков можно объединить в одну группу европейских  национальностей. Предпочтение в отношении евреев высказал 1 человек, что составляет 4% вех опрошенных, так же один человек отметил американцев,  еще один респондент представителей восточных национальностей – корейцев, японцев, китайцев, двое респондентов в области предпочтений отметили такую национальность, как татарин. Все эти ответы, конечно же основаны на личных взглядах и жизненном опыте респондентов, многие из указанных в этом вопросе национальностей, в других анкетах были указаны как невозможные в браке.

    В ответе на вопрос «с человеком какой  национальности Вы бы никогда не вступили в брак?» 20% не отметили ни одной национальности, 60% указали национальности, которые  можно объединить в группу южных  и восточных, которые восновном  исповедуют ислам, чаще всего отмечались национальности России и бывшего СССР такие, как грузины, азербайджанцы, армяне, дагестанцы, ингуши, чеченцы и т.д. Поскольку вопрос был открытым и не предполагал вариантов ответов, то многие отмечали не национальность, а целую рассу: негроидную – 28%, монголоидную 12%. Один респондент (4%) написал о том, что с только американцем никогда не вступил бы в брак. Хочу отметить то, что в ответе можно было указывать несколько национальностей, поэтому в общем подсчете получается сумма больше, чем 100%.  Важным для моего исследования является то, что в этом вопросе ни один респондент не отметил еврейской национальности.

    Так как мое исследование направленно  на изучение проблемы не межнациональных  браков в целом, а так же рассматривает  и другие вопросы, то этот вопрос не является основным, поэтому о коэффициенте протяженности можно сказать приблизительно, что он больше всех в отношении европейских национальностей, а коэффициент отталкивания  в отношении восточных национальностей, как ближнего, так и дальнего зарубежья.

    В отношении брака  с человеком  другого вероисповедания 40% опрошенных отметили, что такой брак возможен, 40% затруднились ответить на этот вопрос, и 20% относятся отрицательно, этот вопрос вызвал большее затруднение, чем  вопрос о межнациональных браках.  При этом 52% респондентов считают себя верующими, 40% затрудняются ответить, а 8% отметили то, что они не верующие. Практически все верующие отождествляют себя с православной конфессией, только один с католической.

    В блоке вопросов, направленных именно на брак в иудаизме ответы распределились следующим образом: 76% студентов знакомы с такой религией как иудаизм, 40% и 52% опрошенных положительно, и соответственно нейтрально относятся к представителям еврейской национальности, 8% респондентов, т.е. два человека относятся к евреям отрицательно. 52% опрошенных смогли бы вступить в брак с представителем этой национальности, 24% затрудняются ответить, и 24% не смогли бы заключить такого союза. При этом никто бы не согласился принять иудаизм, только 20% затруднились в ответе на этот вопрос, и 52% не хотели бы жить в Израиле, 36% затруднились ответить, ответили утвердительно на этот вопрос только 12%.

    Гипотеза  исследования, которую я выдвигала  в программе исследования, была опровергнута в том, что в целом отношение к браку с евреем, иудеем положительное и нейтральное, хотя я предполагала, что оно будет отрицательным. Так же я предполагала, что отношение к межнациональным бракам будет нейтральным, по результатам исследования видно, что в целом оно положительное.

Заключение

    В своей курсовой работе я рассмотрела  вопросы, касающиеся влияния иудаизма на брачно-семейные отношения, состояние  института семьи в иудаизме раньше и в наши дни. Я постаралась  доказать то, что еврейская семья  и по сей день испытывает сильное влияние религии, многие живут, стараются жить по законам, о которых говорится в иудейских религиозных текстах. Я описала то, как происходят заключение и расторжение браков у иудеев, какое влияние оказывает иудаизм на отношение между мужем, женой и детьми в еврейских семьях.

    Вторая  часть моего проекта посвящена  практическому исследованию об отношении  к  межнациональным браках в целом, и к отношению к бракам с  евреями. Так как в ходе исследования были опрошены только мои сокурсники, которые все являются представителями русской национальности и практически все отождествляют себя с представителями православной конфессии, то были рассмотрены только вопросы о возможности вступления в брак с представителем еврейской национальности, иудеем, степени знаний о иудаизме, теоретической возможности его принятия и эмиграции в Израиль. Так как выборка была не репрезентативной в первую очередь по национальности только эти вопросы могли быть рассмотрены в отношении влияния иудаизма на брачно-семейные отношения, то есть в первую очередь возможности вступления в такой брак. В целом отношение к межнациональным бракам у респондентов положительное и нейтральное, многие смогли бы связать свою жизнь с представителем еврейской национальности, но при этом никто не согласен принять иудаизм и не большая часть респондентов хотела бы жить в Израиле.

    Проблема  межнациональных браков является одной  из самых важных в современном  обществе, социологи должны постоянно  изучать динамику межнациональных  отношений. Проблема браков в иудаизме, браков между евреями и не евреями стоит особенно остро по сравнению с браками многих других национальностей, она мало изучена и подлежит постоянному исследованию. Надеюсь, что я тоже внесла свой небольшой вклад в изучение этих сложных межнациональных отношений. 

Список  литературы

  1. Васильев  Л.С. История религий востока М. «Высшая школа»1993г.
  2. Пилкингтон С.М. Иудаизм. М. «Прогресс» 1997г.
  3. Разинский Г.В. «Евреи российской провинции: штрихи к социальному портрету» Социс 1997г. №7 С. 36-41
  4. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М. «Издательство политической литературы» М. 1986г.

Информация о работе Проблема межнациональных браков на примере иудаизма