Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 23:55, реферат
Семья – группа людей, связанных брачными или (и) кровнородственными отношениями, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью. Психология семьи и брака - отрасль психологии, изучающая проблемы брака и семьи с психологической, социологической, экономической, юридической и других точек зрения.
Введение
Глава I. Семья: понятие, функции, структура и проблемы
Глава II. Брачность и разводимость в России как результат психосоциальных проблем брака и семьи
Заключение
Список литературы
МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Марийский государственный технический университет
Кафедра СНиТ
Реферативная работа по дисциплине «Конфликтология в социальной работе»
на тему: «Психосоциальные проблемы брака и семьи»
Выполнил:
студент гр. СРб-31
Попцова Е.А.
Проверил:
к.психол.н., доцент
Петрухина С.Р.
Йошкар-Ола
2010 г.
Содержание
Введение
Глава I. Семья: понятие, функции, структура и проблемы
Глава II. Брачность и разводимость в России как результат психосоциальных проблем брака и семьи
Заключение
Список литературы
Введение
Семья – группа людей, связанных брачными или (и) кровнородственными отношениями, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью. Психология семьи и брака - отрасль психологии, изучающая проблемы брака и семьи с психологической, социологической, экономической, юридической и других точек зрения.[1; с.21]
Семья – это главная ценность. Кровная семья – это ценность в первую очередь. И проблемной, кризисной семье нужно помогать на ранней стадии, пока она еще не деградировала.
Современная семья в силу социально-экономических потрясений в стране испытывает огромные трудности. Российское общество, находящееся в социально-экономическом кризисе, не в состоянии помочь и поддержать институт семьи. Не выдерживая внешнего деструктивного натиска, семья рушится. Основная цель современной семьи сегодня — выжить.
Проблемы семьи представляют интерес, как для специалистов, так и для неспециалистов, т.к. эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества. Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи.
Семья является сложным и универсальным социальным образованием. Она сочетает в себе свойства малой социальной группы – ячейки общества и социального института, а также социальной организации и социальной структуры. При этом семья, ее социальное положение и статус в значительной мере обеспечивают стабильное функционирование общества, его прогресс. В сфере общественной жизни семья занимает особое место[2; с.27].
В период социальной трансформации российского общества наметилась тенденция снижения социального статуса семьи, ослабления ее значения как социального института и малой социальной группы. Такое положение в развитии российской семьи сохраняется и в настоящее время. Некоторые специалисты диагностируют ее кризис. При этом отмечается два основных фактора, приведших к обострению кризисных тенденций в семейном развитии. Первый – действие общемировых процессов. Второй – социальная ограниченность реформационных преобразований, осуществляющихся в нашей стране в 1990-е годы.
Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики и др.
В данной реферативной работе рассмотрены некоторые проблемы семьи и брака. К данным проблемам можно отнести межсупружеские отношения, проблема «отцов и детей», семейные конфликты, брачность и разводимость как результат этих проблем.
Глава I. Семья: понятие, функции, структура и проблемы
С точки зрения системной семейной психотерапии семья - это вид социальной системы, характеризующийся определенными связями и отношениями ее членов, проявляющими себя в круговых паттернах взаимодействия, в их структуре, иерархии, в распределении ролей и функций[4; с.22].
Семья - один из элементов микросреды, в которой формируется личность человека. В семье действует сложная система взаимоотношений, где каждый ее член занимает определенное место, участвует в выполнении определенных функций, поддерживает приемлемый уровень межличностных взаимодействий. Семья представляет собой динамическую микросистему, находящуюся в постоянном развитии. В ней, как в интимной первичной группе, предполагается эмоциональное влечение ее членов друг к другу, уважение, преданность, симпатия и любовь, которые способствуют доверительности в отношениях.
Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции и структура.
Функции - это сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Можно выделить несколько функций семьи[3; с.33]:
1) Воспитательная. Она состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, воспитании, самореализации в детях. Семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, а также взаимовлияние членов семьи друг на друга;
2) Хозяйственно-бытывая заключается в удовлетворении материальных потребностей и сохранении здоровья ее членов. В ходе выполнения этой функции обеспечивается восстановление затраченных в процессе труда сил;
3) Эмоциональная состоит в удовлетворении членами семьи потребностей в симпатии, уважении, поддержке, психологической защите. Семья способствует эмоциональной стабилизации ее членов, активно содействует сохранению их психического здоровья;
4) Духовного (культурного) общения заключается в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Способствует культурному, духовному и нравственному развитию личности;
5) Первичного социального контроля выражается в обеспечении выполнения социальных норм поведения всеми членами семьи, в особенности теми, кто в зависимости от ряда причин (возраст, наличие заболевания и т.п.) не способен выполнить их самостоятельно;
6) Сексально-эортическая состоит в удовлетворении сексуально-эротических потребностей супругов и обеспечении биологического воспроизводства.
С течением времени в семейном функционировании происходят изменения: одни функции утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями.
Структура семьи включает число, состав, совокупность взаимоотношений между ее членами и социальным окружением. Структурный подход к анализу семьи основан на представлении о том, что семья есть нечто большее, чем индивидуальная биопсиходинамика ее членов. Взаимодействие членов семьи подчиняется определенным закономерностям, которые обычно не формулируются явно или даже не осознаются, однако формируют единое целое - структуру семьи. Реальность структуры семьи другого порядка, чем реальность каждого из ее членов[3; с.40].
Анализировать структуру семьи необходимо по основным ее параметрам - сплоченности, иерархии, гибкости, внешним и внутренним границам, ролевой функции каждого из ее членов, характеру структурных проблем.
Сплоченность определяется как эмоциональная связь, близость или привязанность членов семьи. Понятие иерархии используют в изучении структуры ролей, правил внутри семьи, а также в определении степени влияния каждого члена семьи на других. Термин "граница" применяют в описании взаимоотношений между семьей и ее социальным окружением (внешняя граница), а также между различными членами семьи (внутренняя граница). Если внешняя граница слишком жесткая, то ограничен обмен информацией между семьей и окружением, наступает застой в системе, если слабая - члены семьи больше связаны с внешней средой, чем между собой. Если внутренние границы между родителями и детьми жесткие, то родители заняты только собой; если слабые, то происходит перераспределение ролей в семье и вмешательство в интимную сферу друг друга. Во внутренних границах существует также понятие "границы поколений", которое раскрывает сущность отношений внутри каждого из поколений семьи. В хорошо функционирующих семьях правила, управляющие взаимодействиями между родителями и между детьми, отличаются от правил родительско-детских отношений. Родительские диады показывают более высокую степень сплоченности.
В структуре семьи можно выделить взаимоотношения: супружеские, родительско-детские, между братьями и сестрами (сибсами), и между родственниками.
Супружеские взаимоотношения - это система чувств, установок, особенностей восприятия партнеров по браку, понимание и принятие ими друг друга. По мнению Т.М. Мишиной, стиль супружеских взаимоотношений - наиболее содержательная и существенная характеристика совместной жизни супругов. Под стилем она понимает "устойчивую совокупность свойств, присущих данному взаимодействию на протяжении длительного времени, определенную в главных тенденциях и характеристиках деятельности пары как целого"[5; с.37].
Характер семейных взаимоотношений можно определить с помощью циркулярной модели Олсона, включающей две оси: сплоченность - эмоциональное принятие членами семьи друг друга, и гибкость - возможность изменения в семейном руководстве, в семейных ролях и правилах, регулирующих взаимоотношения. Данные параметры задают тип семейной структуры.
Олсон выделяет четыре уровня сплоченности и четыре уровня гибкости: очень низкий, низкий к умеренному, умеренный к высокому и чрезмерно высокий. Из них низкий к умеренному и умеренный к высокому - центральные, а очень низкий и чрезмерно высокий - крайние. Каждому уровню сплоченности и гибкости соответствуют определенные типы семейных структур[5; с.65].
К центральному уровню сплоченности относится раздельный и объединенный типы взаимоотношений: раздельный носит некоторую эмоциональную отстраненность, но она не является крайней, объединенный характеризуется эмоциональной близостью и лояльностью. К центральному уровню гибкости относится структурированный и гибкий типы взаимоотношений: структурированный предполагает некоторую демократичность, стабильные роли и внутрисемейные правила; гибкий - абсолютно демократичный, роли разделяются между членами семьи и при необходимости изменяются. Центральные уровни обеспечивают сбалансированное и оптимальное семейное функционирование. Члены семей сбалансированных типов способны сочетать собственную независимость с тесными связями внутри семьи.
Крайним уровням сплоченности соответствуют разобщенный и запутанный типы взаимоотношений: разобщенный - это эмоциональное разделение, несогласованность поведения, безразличие друг к другу; запутанный - характеризуется наличием в семье центростремительных сил, крайности в требованиях друг к другу, полной зависимости друг от друга всех членов семьи. Крайними уровнями гибкости соответствуют ригидный и хаотичный типы взаимоотношений: ригидный -невмешательство в личные дела, эмоциональное дистанцирование членов семьи, возведенное в принцип взаимного поведения, несмотря на наличие внутренних привязанностей и заботы о благополучии друг друга; хаотичный - отсутствие более или менее устойчивых правил распределения обязанностей. В кризисные моменты решения принимаются импульсивно, а роли членов семьи неясны и смещены. Крайние уровни сплоченности и гибкости свойственны проблемным семьям.
Родительско-детские отношения - это система разнообразных чувств родителей и детей по отношению друг к другу, особенностей восприятия, понимания характера личности и поступков друг друга. Рассмотрим проблему «отцов и детей». Под литературным названием конфликта "отцы и дети" живет конфликт инфантильности и зрелости, претензий и права. На всем протяжении развития человечества стоит вопрос о взаимоотношениях детей и родителей[5; с.80].
Почему одни желая счастья другим, доставляют огорчения? Почему самые близкие люди не могут понять друг друга? Известные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?» всегда стоят во взаимоотношении поколений. Порой эти взаимоотношения перерастают в конфликтные ситуации.
Наиболее сильно противоречия между родителями и детьми протекают тогда, когда последние достигают определенного возраста, который принято называть переходным, когда происходит становление личности.
В этом возрасте из всех доминирующих мотивов на первое место выходят: самоутверждение, определение своего статуса (иногда необоснованно завышенного). В одиннадцать лет (с началом полового созревания) меняется поведение, подросток становится более импульсивным, демонстрируя частую смену настроения, он нередко ссорится со сверстниками. Поскольку именно в этом возрасте наблюдается развитие важной сферы, постольку авторитетность со стороны родителей и педагогов воспринимается иначе, чем в детстве. Подросток, воспитанный в атмосфере жесткого контроля и непрерывной опеки, оказывается беспомощным и чрезвычайно зависит от постороннего влияния. Избыточная регламентация и тоталитаризм ведет к отрицанию ценностей и авторитетов, опирающихся на любовь, доброту и уважение.
Другим мотивом является понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест.
Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому подросток склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. В возрасте примерно с 4 лет быстро развиваются мыслительные операции, поэтому подросток приписывает безграничные возможности своему мышлению, способному, по его мнению, преобразовывать окружающую среду. Он начинает интересоваться психологией, критически относится к родителям, становится более избирательным к дружбе[5; с.85].
Максимализм самостоятельности – главная особенность подростков.
Немаловажным в юношеском возрасте является осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести. Ведущим мотивом поведения выступает желание утвердиться в коллективе ровесников, завоевать авторитет, уважение и внимание товарищей. Для него особенно важны ситуации, связанные с напряжением и риском. Предметом его постоянного внимания являются такие качества характера, как целеустремленность, решительность, выдержка. Для того чтобы обнаружить эти качества у себя, он нередко провоцирует стрессовые ситуации, конфликты, обостряет дискуссии резкими выпадами, излишней прямотой.