Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 23:55, реферат
Семья – группа людей, связанных брачными или (и) кровнородственными отношениями, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью. Психология семьи и брака - отрасль психологии, изучающая проблемы брака и семьи с психологической, социологической, экономической, юридической и других точек зрения.
Введение
Глава I. Семья: понятие, функции, структура и проблемы
Глава II. Брачность и разводимость в России как результат психосоциальных проблем брака и семьи
Заключение
Список литературы
Родители видят в своих детях продолжение себя. Стремление достичь того, что им не удалось сделать. Чаще всего это происходит на подсознательном уровне в отрыве от желания самого ребенка. Считая своих детей несовершенными и не сознательными, они думают, что только родитель дает право на определение их (детей) дальнейшей судьбы.
При этом часто забывают, что мотивации родителей и детей различны. Если у подростков на первом месте стоит определение своего места в обществе и позиция окружения, то у родителей главной мотивацией служит безопасность и материальное благосостояние.
Подросток живет в семье и семья для него является средством безопасности и материального достатка, как само собой разумеющееся. Поэтому данные мотивы не очень его волнуют, они ни как не могут быть преобладающими мотивами, пока человек не будет самостоятельным.
С другой стороны родители прошли уже период становления и самоутверждения в жизни, но, имея в своем жизненном опыте ошибки и трудности, стараются оградить от них своих детей. Забывая при этом, что человек не может учиться только на положительном. Что бы «познать, что такое хорошо и что такое плохо» подросток должен все это пропустить через себя. Роль родителей в этом процессе заключается в том, что бы ребенок не допускал фатальных и неисправимых ошибок, смягчая и не допуская до крайности процесс жизненного познания[3; с.70].
Другая проблема взаимоотношения детей и родителей – это смена жизненных условий и преобладающих ценностей. Меняется жизнь, меняется мода, но не изменяется жизненный уклад человека. С ростом технического прогресса процесс изменения образа жизни меняется быстрее, чем успевает к нему адаптироваться человек. Например, тридцать лет назад главной духовной пищей являлись книги, театр, кино; двадцать лет назад преобладать стало кино и телевиденье; десять лет назад телевидение и видео прочно вытеснили все остальное. Сегодня видео уже уступает интернету и компьютерным технологиям. Молодое поколение сегодня предпочитает виртуальное общение и виртуальное познание мира всему остальному. Уход от традиционного уклада жизни, заменяя его американским стилем, старшим поколением воспринимается крайне негативно. В то же время молодое поколение не имеет возможности сравнивать, воспринимает его как единственно верный стиль и подстраивается под его жизненные ценности.
Кроме того, приходится сталкиваться с такой проблемой, как акселерация – это ускорение биологического созревания. Сегодняшние 16-17 летние по полову созреванию соответствуют 19-20 летним семидесятых годов. Сталкиваясь с акселератором, который на голову выше родителей взрослые порой не представляют себе, что перед ними, по существу, еще ребенок и что к нему следует предъявлять соответствующие требования. В то же время молодежь значительно позже, чем их сверстники начинают самостоятельную жизнь[3; с.71].
Наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость) и личность (гражданская зрелость) не совпадают во времени. Самосознание, которое 40-50 лет назад развивалось к 17-19 годам, формируется сейчас к 23-25 годам. Затягивающий интервал учебы приводит некоторых юношей к безответственному инфантилизму. Трудно вступает на стадию собственной трудовой жизни, они долго остаются иждивенцами родителей. 4 чувство обладания благами, которые не заработаны самостоятельно, а получены от родителей может притупить честолюбие и породить инфантилизм и иждивенчество.
Таким образом, важное значение в жизни семьи играют межсупружеские отношения, которые по своему содержанию значительно сложнее, чем может казаться на первый взгляд. От их психологического наполнения существенно зависит, является ли брак счастливым или неудачным, благополучна ли семья. Конфликтные ситуации между детьми и родителями, это не особенность какого-либо периода. Это проблема существует на протяжении развития человечества (библейский сюжет «возвращение блудного сына» и другие примеры истории), она существует не только на субъективном, но и на объективном уровне (независящим от особенностей человека). Семья – это не просто сумма людей (членов семьи), а открытая саморазвивающаяся система со своими законами, нормами поведения и типом взаимоотношений. И изменения, происходящие с одним из членов семьи, прямо или косвенно отражаются на остальных ее членах. Семейные конфликты всегда затрагивают личные интересы кого-либо из членов семьи. И каждая семья проходит определенные стадии развития, для которых характерны свои периоды напряжения и кризисы.
Глава II. Брачность и разводимость в России как результат психосоциальных проблем брака и семьи
На протяжении более 30 лет ежегодно в России заключилось более миллиона браков. Годы максимальной брачности[4; с.35]:
1960 г. 1499,6 тыс. браков;
1977 – 1979 гг. – более 1,5 миллиона браков.
Одноко с 1992 года их количество стало резко сокращаться:
1991 г. – 1277, 2 тыс. браков;
1992 г. – 1053, 7 тыс. браков;
1993 г. – 1106,7 тыс. браков;
1994 г. – 1080,6 тыс. браков;
1995 г. – 1075, 2 тыс. браков;
1996 г. – 886,6 тыс. браков;
В 1996 году количество зарегистрированных браков в России впервые составило менише миллиона.
Обратная тенденция наблюдалась с количеством разводов. Если в 1960 – 1961 гг. в России ежегодно регистрировалось менее 200 тыс. разводов, то уже в 1972 г. их количество впервые превысило за отметку 400 тыс. разводов, а в 1976 г. – за 500 тыс. разводов.
В 1991 г. ежегодное количество разводов впервые подошло к отметке 600 тыс., а в последующие годы превысило эту громадную величину[4; с.35]:
1992 – 639,2 тыс.;
1993 – 663,3 тыс.;
1994 – 680,5 тыс.;
1995 – 665,9 тыс.
Только в 1996 г. количество регистрируемых разводов существенно сократилось и составило 562,4 тыс. разводов.
Причины разводов определенным образом отражают общественные взгляды на функции брака. Изучая мотивы разводов, можно определить, каким семейным ценностям общество предает наиболее важное значение, и наоборот.
Анализ отечественной и забежной литературы, посвященной проблеме нестабильности семьи, показывает, что развод стал неким альтернативным «контринститутом» брака, одной из важнейших подсистем совместных брачных отношений.
Среди объективных факторов дестабилизации семьи нужно отметить, прежде всего «атомизацию» - сокращение среднего размера семьи и как следствие – ослабление внутрисемейных связей. Эти структурные изменения переплетаются с резкими функциональными сдвигами: эффект двойной занятости женщин, потеря мужского престижа в семье, снижение семейной воспитательной функции. Изменение традиционных ролей и функций привели к снижению уровня удовлетворенности браком.
Таким образом, развод является процессом, отражающим дисфункциональные изменения традиционной культуры.
Поскольку развод не привел к исчезновению института брака, можно считать, что дестабилизация семьи отражает не ее гибель, интенсивное разрушение лишь традиционной семьи и переход семейных отношений в их историческом развитии к новому качественному существованию – к демократической семье.
Наряду с высокими показателями разводимости – Россия занимает второе место после США – резко уменьшилась вероятность вступления в первый брак во всех возростных группах. Доля никогда не состоявших в браке женщин – 7,9%, у мужчин – 13%. Уменьшается степень компенсации разводов повторными браками. В 1989 г. на 100 разводов приходилось 54 повторных браков, а сегодня – 36.
Происходит опасный для института семьи процесс размывания системы поведенчских норм в сфере быта и семьи и представлений о семейных половых ролях.
Почти 40% супругов обвиняют друг друга в в принижении их роли в семье, что является серьезной базой для конфликта.
Так известно, что домашним трудом в основном занимаются женщины. Женская бытовая занятость в 2 – 3 раза превышает мужскую. Разницу в затратах времени на домашний труд между супругами подтверждают результаты исследовений.
Затраты времени на домашний труд, %
Виды работ семьи | жена | муж | Оба вместе | Др.члены семьи |
Покупка продуктов | 28 | 11 | 33 | 28 |
Приготовление пищи | 55 | 2 | 15 | 28 |
Мытье посуды | 30 | 5 | 36 | 29 |
Уборка квартиры | 35 | 4 | 31 | 30 |
Стирка | 59 | 1 | 11 | 29 |
В условиях массового привлечения женщин к общественному производству кооперация домашнего труда необходима. В семьях с четко распределенными совместными домашними обязанностями, как правило, хорошие отношения между супругами. Они удовлетворены браком.
Традиционно несправедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами резко отрицательно сказывается на воспитании детей. Специальное обследование показало, что половина мальчиков – восьмиклассников московских школ – не умеют готовить, стирать, чинить одежду, т.е. элементарно обслужить себя.
Таким образом, налаженная кооперация домашнего труда способствует стабильности брака. Неправильная установка супругов относительно распределения семейных обязанностей дестабилизирует семью.
Традиционные мужские функции в семье существенно изменились. Муж перестал быть единственным кормильцем, исчезли многие мужских видов занятий – заготовка воды, топлива, сложный ремонт и т.д.
Распределение семейных обязанностей, %
Вопрос | Мужчины | Женщины |
В чьем ведении находится семейный бюджет? | ||
Мужа | 6 | 2 |
Жены | 59 | 55 |
Обоих вместе | 32 | 38 |
Кто занимается повседневными расходами? | ||
Муж | 7 | 4 |
Жена | 58 | 55 |
Оба вместе | 28 | 38 |
Кому принадлежит решающий голос в семье? | ||
Мужу | 37 | 13 |
Жене | 7 | 34 |
Обоим вместе | 64 | 47 |