Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 18:42, курсовая работа
В своей курсовой работе я попытаюсь рассмотреть проблему института семьи в такой религии, как иудаизм. Эта тема не является очень разработанной в нашей стране, литературы такой тематики не так много, поэтому в курсовом проекте, кроме доступных мне книг я буду использовать ресурсы всемирной электронной сети - интернет. Как известно, в государстве Израиль совершается, в соответствии с законом, только религиозное бракосочетание, то есть соответствующее требованиям какой-либо признанной конфессии (в то же время признаётся юридически законным и нерелигиозный брак, заключённый за границей - по представлении подтверждающего документа).
Введение……………………………………………………………………………3
Отношение к браку в иудаизме…………………………………………………...4
Брак между евреями и неевреями………………………………………………...7
Религиозный суд и законы статуса……………………………………………....12
Развод среди евреев…………………………………………………………….…15
Еврейская свадьба…………………………………………………………………18
Практическое исследование…………………………………………………….. .21
Заключение…………………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………………...28
Мы уже отмечали значение, которое придается браку, как взаимоотношениям, где иудейская вера выражается наивысшим образом, а также важности воспитания детей в еврейской семье. Ортодоксальный иудаизм утверждает, что цель может быть достигнута, только если два убежденных в вере супруга-еврея дают торжественное обещание вместе строить еврейский дом. И здесь просто не может быть супруга-нееврея. Такое отношение вполне понятно, поскольку трудно себе представить, как может нееврей исполнять требование соблюдать такие законы, как “кашрут” (законы о пище). Чем можно оправдать все усилия и расходы, если не важностью этих законов? Далее, в этих самых глубоких из всех взаимоотношениях идеальной является ситуация, когда супруги единодушны во всем. По, если их ощущение Бога различно, это означает, что они не имеют основы для единства на самом глубоком уровне. Чем больше значит для каждого его вера, тем больше будут иметь значение разногласия между ними. То же самое относится к воздействию веры на детей. Чем больше значения придают родители вере, тем труднее будет для ребенка воспитываться сразу в двух религиях.
Будучи верховным раввином, Иммануил Якобовиц подчеркивал противодействие ортодоксального иудаизма любому браку с неевреем. Важнейшим фактором является закон Галахи (повторяемый Якобовицем в ответ на американскую альтернативу), что только ребенок, родившийся у еврейской матери, является евреем. А поскольку через брак из иудаизма уходит больше мужчин, чем женщин, здесь появляются очень большие проблемы. Хотя некоторые женщины переходят в иудаизм (см. ниже), перед тем как выйти замуж, однако большинство этого не делают. Значит, такое бракосочетание не может происходить в синагоге. Актом о бракосочетании 1949 г., следуя за уже существующим законодательством, разрешается регистрация брака, заключенного в синагоге “двумя лицами, если они оба исповедуют иудейскую религию”. Все синагоги в Великобритании придерживаются этого закона. Ни один раввин не может участвовать в роли официального должностного лица в межрелигиозном браке. (Увидев, насколько иудейская церемония, где важнейшими являются слова “согласно закону Моисея”, а не “во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”, отличается от христианской, нетрудно понять, почему такая церемония считается невозможной. Совершенно непредставимо с точки зрения разума, как можно объединить Тору и Святую Троицу.) В США такое участие запрещено ортодоксальными, консервативными и реконструкционистскими раввинами и не одобряется реформистами.
В
последние годы британскими реформистскими
раввинами были сделаны некоторые
шаги в целях выработки
“Инициативы, которые были направлены на возвращение в лоно еврейской жизни межрелигиозных союзов, возвеличивание личности еврея и расширение роли образования, соответствующая забота о евреях и их семьях”.
Еще одну попытку не дать роду прерваться, когда заключен межнациональный брак, сделали британские реформисты, когда разрешили детям, рожденным от отцов-евреев, но от нееврейских матерей, посещать религиозную школу в синагоге. Хотя это никоим образом не дает ребенку право на получение статуса еврея, ставка делается на то, что такого рода подготовка может лечь в основу дальнейшего обращения в иудаизм, если ребенок захочет это сделать.
Реформисты цитируют Ктубот, где проводится принцип облегчения перехода в иудаизм в пользу ребенка. В некоторых случаях обращение ребенка не требует обращения матери, которая, как говорит Ромейн, “может иметь большие основания” не переходить в иудаизм, даже если она счастлива поддерживать отца в его намерении передать иудаизм ребенку в наследство и «воспитывать их детей как евреев». Хотя честность позиции матери достойна похвалы, необходимо признать, что здесь существуют серьезные проблемы, особенно когда речь идет об отношениях с ортодоксальными иудеями, которые требуют от каждого обращения в иудаизм, с тем чтобы стать евреем. Некоторые опасаются, что британский реформизм движется в сторону ситуации в США, где каждый ребенок от смешанного брака находится под “презумпцией статуса еврея”, о чем постановила резолюция, принятая в 1983 г. Централизованным совещанием американских раввинов. Это решение означает, что существует много людей, которые причисляют себя к евреям и принадлежат к синагоге и которые не признаются евреями ортодоксальным иудаизмом — и все это в стране с крупнейшим еврейским населением в мире. Кто-то усматривает в этом обструкцию ортодоксии, кто-то — безответственность со стороны реформистов, а кто-то считает, что ситуация указывает на необходимость изменения критериев личности еврея по всех аспектах.
Совершенно очевидно, что это область, в которой страсти разгораются и где реакция ортодоксального и неортодоксального течений радикально отличаются друг от друга. Первый считает, что он охраняет еврейский уклад жизни путем строгого следования Галахс. Другой борется за то же самое путем следования реформистскому принципу переоценки основ иудаизма, выступая прагматиком в существующих обстоятельствах и стараясь все предусмотреть в отношении посещения синагоги и религиозной школы. Когда Джонатан Сакс выступил в 1993 г. с инициативой еврейской целостности, одной из его целей было заставить услышать себя тех, кто “не вступает в брак, заключает брак вне общины или уходит из общины каким-нибудь другим путем”. Время идет, и трудно понять, как различные религиозные группировки английского еврейства могут сотрудничать в этой области. Мы увидим это сейчас, когда перейдем к проблеме статуса. Что такое “еврейская целостность” и каким образом лучше всего сохранить ее — это те сферы, где ярче всего проявляются их разногласия.
В качестве примера о браках между евреями и неевреями можно привести результаты социогогического исследования, проведенного в Пермской области в 1994-1995 годах, в рамках разработки региональной концепции развития межнациональных отношений. Был опрошен 101 представитель еврейской национальности. Эта выборка в достаточной мере репрезентативна, хотя и наблюдается определенное смещение, так как примерно одна шестая часть респондентов – активисты местной еврейской общины, что впрочем, позволяет полнее представить спектр оценочных суждений в еврейской среде.
По результатам исследования видно, что в семейной жизни евреи в значительной степени подвержены ассимиляторским тенденциям (лишь 32.7 % брачных союзов образованы супругами-евреями). Еще одна особенность – несколько больший удельный вес не имеющих семьи или неудачно ее создавших (много таких среди этнокультурно ориентированных). Существенно преобладает простая однопоколенная семья – 67.3% (у русских – 54.5%), но этнокультурные респонденты выделяются большей долей лиц, живущих в расширенной, двухпоколенной семье. Так же было выявлено отношение к межнациональным бракам (готовность одобрить такой брак своих детей): большинство обнаружило этническую толерантность, игнорируя национальную принадлежность брачного партнера сына или дочери (60.4%). Отрицательную реакцию на межнациональные браки выразило 31.6% респондентов.1
В раввинистических писаниях евреям предписывается разбирать споры в их собственных религиозных судах, а не в гражданских. Такой раввииистический суд носит название “Бет дин” (буквально “дом суждения”). Такие суды существуют в городах со значительным еврейским населением. В Лондоне есть четыре ортодоксальных Бет дина: они представляют сефардскую общину. Союз ортодоксальных еврейских конгрегации (хасидский), Федерацию синагог и Объединенную Синагогу соответственно. Последний, именуемый “лондонский Бет дин”, — это суд главного раввина, учрежденный актом парламента в 1890 г. В Бет дин может обратиться любой человек, при условии, что с этим согласны обе участвующие в споре стороны. По соглашению, действующему в соответствии с английским законодательством (“Акты об арбитраже” от 1950 и 1979 гг.), если обе стороны подписали документ об арбитраже, решения Бет дина так же обязательны к исполнению, как и решения любого гражданского суда. Древняя религиозная обязанность установления абсолютной справедливости воспринимается очень серьезно, и состав каждого суда включает в себя трех высококвалифицированных опытных раввинов.
Разрешение спорных случаев занимает только около 20% времени работы лондонского Бет дина. Он также издает руководства по таким предметам, как начало праздников, так и частные запросы или предоставление лицензий на организацию общественного питания и пекарни. Его основной задачей, однако, является разрешение вопросов личного статуса, то есть иудейского религиозного статуса, это могут быть вопросы, связанные с абортами, обращения в иудаизм или разводов. Каждый год суд рассматривает от 300 до 400 случаев, связанных с желанием неевреев принять иудейскую веру, и следит за выдачей 170—200 “гиттинов” (“свидетельств о разводе”). Каждый ортодоксальный Бет дин признает решения другого Бет дина в юридических вопросах. Поэтому лондонский Бет дин, например, не является апелляционным судом для Бет дина в Манчестере, Лидсе или Глазго (в США и Израиле есть тенденция создать неформальный суд, где можно попробовать получить свидетельство о разводе, как в описанном ниже случае с израильтянином).
С точки зрения Галахи любой, родившийся от матери-еврейки или принявший иудейскую веру, является евреем (либеральный иудаизм признает евреем ребенка, родившегося либо от еврейки матери, либо от отца-еврея, так же как реформистский иудаизм в США, начиная с 1983 г.). Деликатной проблемой, однако, для всех реформистов является тот факт, что случаи перехода в иудаизм, а также разводы, утвержденные их собственным Бет дином, не признаются действительными ортодоксальными иудеями. Реформистский Бет дин был учрежден в 1948 г. и с тех пор обслуживал все общины, принадлежащие к RSGB. Он заседает в Штернберг-центре иудаизма, штаб-квартире на севере Лондона. Во всех заседаниях этого суда, как и в ортодоксальном суде, принимают участие три даяна (судьи), все они — рукоположенные раввины, хотя, в отличие от ортодоксии, они не находятся в Бет дине полный рабочий день. Реформисты редко имеют дело с гражданскими случаями, если только с ними не связаны специфически еврейские проблемы. Реформистский Бет дин гордится своим пониманием Галахи. Придерживаясь по-прежнему своего собственного видения проблемы, реформизм в последнее время начинает ощущать необходимость привести гражданские процедуры в соответствие с подобными процедурами в других иудейских религиозных течениях. Поэтому положение о необходимости получения разрешения для тех, кто желает во второй раз заключить брак в синагоге, было введено снова в 1940г. В 70-х годах реформизм также ввел как обязательные традиционные требования для желающих принять иудейскую веру и теперь глубоко сожалеет о том, что эта акция не получила удовлетворительного отклика со стороны ортодоксов.
В случае, если обращенный в иудаизм намеревается заключить иудейский брак, супруг-еврей должен быть членом реформистской синагоги, прежде чем кандидат сможет зарегистрироваться в реформистском Бет дине. Ортодоксия принимает к обращению очень мало претендентов, настаивая, что они должны строго исполнять религиозные обычаи и учиться в течение нескольких лет перед переходом в иудаизм. Совершенно немиссионерская религия, иудаизм никогда не поощрял людей к обращению. Существует показательный отрывок из Талмуда, где говорится о сомнительности мотивов, побуждающих людей присоединиться к народу, такому “пренебрегаемому, угнетенному, униженному, предназначенному для страданий”. Реформизм, однако, подчеркивает более привлекательную часть отрывка, в которой говорится о том, что нет необходимости кому-то сгибаться под тяжестью груза и что не стоит слишком стараться в мелочах. Обычная процедура обращения в реформизме — это беседа с местным раввином, который объясняет кандидату три условия обращения. Первое условие — искреннее желание стать иудеем, готовность следовать иудейской вере и обычаям, а также желание присоединиться к еврейской общине. За первоначальным интервью иногда следует второе, в том случае, если кандидат имеет очень слабое представление о религии. Всегда существует вероятность, что обращение в иудаизм кандидату нужно для того, чтобы было проще заключить брак, и реформизм всегда подозревает этот мотив, хотя не до такой степени, как ортодоксальный иудаизм. Второе условие заключается в том, что кандидат должен приобрести надлежащие зияния об иудаизме, достаточные, чтобы уверенно себя чувствовать, выполняя иудейские обряды, и учить детей. Это означает, что кандидат должен посещать раз в неделю специальные классы, где он будет изучать религию — верования, обычаи и ритуалы, историю и язык. Такие занятия проходят в местной реформистской синагоге и продолжаются минимум один год (если кандидат имеет еврейские корни, то есть отец — еврей, а мать — нет, в этом случае курс может быть сокращен). Третье условие — это выполнение ритуальных требований: обрезание для мужчин. И мужчины, и женщины кандидаты должны пройти “твилу” (ритуальное омовение). Либеральный иудаизм этого не требует, до 1977 г. не требовал и реформизм, но затем стал применять это условие. После продолжительной дискуссии па эту тему Собрание раввинов сделало с 1980 г. это условие обязательным. Все реформистские синагоги в других европейских странах и в Израиле требуют “твилы” для обращения, так же, как и все консервативные и ортодоксальные синагоги (обращенный в либеральный иудаизм тем не менее признается евреем реформистским иудаизмом). Перед войной реформистская синагога в Манчестере, например, располагала собственной миквой, и остается загадкой, когда именно и почему британский реформизм отменил это требование для обращенных, очевидно только, что американский реформизм и британское либеральное движение повлияли на это решение. В Штернберг-центре построили микву для обращенных, но и многие жены, особенно молодые, находят, что ритуальное погружение помогает лучшему выражению сущности еврейской женщины. В реформизме ритуальное погружение проводится по желанию, в отличие от ортодоксии, где оно обязательно. Реформизм делает здесь упор не на ритуальную чистоту, а на начало новой жизни.
Информация о работе Проблема межнациональных браков на примере иудаизма