Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:14, реферат
Самоубийства, как правило, совершаются от отчаяния, в знак протеста, чтобы сохранить чувство собственного достоинства, в результате помрачения рассудка, чтобы избежать боли или отомстить. "Факторами риска" являются бедность, безработица, потеря близких и проблемы в семейных отношениях. Люди, в семье которых были самоубийцы, склонны чаще кончать с собой. Важную роль также играют моральные и физические травмы, полученные в детстве.
1.Обьяснительная записка
1.1. Актуальность
1.2.Статистика
1.3 .Цель
1.4. Причины самоубийств. Основные факторы, оказывающие влияние на человека,
совершающего самонасилие.
2.Вывод
3.Историческая часть
4.Опрос
Есть очень разнообразные типы самоубийств и самоубийцы вызывают разные самооценки. Люди убивают себя от несчастной любви, от сильной страсти и от несчастной семейной жизни; убивают себя от потери вкуса к жизни, от бессилия; убивают от позора и потери состояния нужды ; убивают себя, чтобы избежать измены и предательства; убивают от безнадежной болезни и страха страданий. Бывают случаи, когда человек решается уйти от жизни, чтобы не быть в тягость своим ближним. Это – особый случай самоубийства, не типический, не основанный на эгоизме и на ложном суждении о жизни, он вызывается безнадежной болезнью, совершенной немощью или потерей способности к труду. Некоторые уходили из жизни, чтобы дать место другим, а же своим соперникам. Во всяком случае вера, надежда и любовь побеждают настроения, склоняющие к самоубийству. Самоубийца в преобладающих формах этого явления есть человек уже ни во что не верящий, ни на что не надеющийся и ничто не любящий. Даже самоубийство на эротической почве более свидетельствует о любви к себе, чем к другому. Человек не любит не верит не надеется в то мгновение своей жизни, когда он решается покончить с собой. В следующее мгновение надежда мола бы быть пробудиться, но он не должен до этого следующего мгновения. В этом великая тайна и парадокс времени. Человек в сущности никогда не хочет убить себя.. Неудавшиеся самоубийство иногда даже приводит к возрождению жизни, как выздоровление после тяжкой болезни. По видимости, самоубийство может производить впечатление силы. Нелегко покончить с собой, нужна безумная решимость.
Одним из сильнейших факторов, определяющих уровень самоубийств и непосредственно связывающие прошлое и настоящее в жизни общества, является религия. Одной из основ в борьбе за жизнь общества являлась религиозная кара. Ислам строго осуждал самовольное лишение себя жизни, и до сих пор это явление практически не встречается в странах, исповедующих мусульманскую религию. В иудаизме также подчеркивалась ценность жизни для бога, и потому ради сохранения жизни правоверным евреям разрешалось преступать все религиозные законы, за исключением отказа от бога, убийства и кровосмешения.
Христианство после волны самоубийств первых христиан-учеников, стремящихся таким образом как можно быстрее предстать перед лицом Всевышнего, также довольно скоро наложило запрет на добровольный уход из жизни. Самоубийцам отказывалось в христианском погребении, они карались позорным захоронением на перекрестках дорог, вне кладбища, а в правовом плане – семья самоубийцы лишалась законного наследства. Люди же совершившие неудачную попытку суицида, подвергались заключению и каторжным работам как за убийство.
Поэтому одной из главных причин самого низкого уровня самоубийств в настоящее время в Италии, Испании и ряде латиноамериканских стран является огромное влияние в этих странах католизма, сурово преследующего попытки лишения себя жизни. Религиозный фактор является одной из причин небольшогоколичества и в Польше(с1970 по 1986 годы зарегистрировано в среднем неболее 12 человек на 100 000).
Такие восточные религии, как брахманизм и буддизм, следующие доктрине: все, что привязывает человека к жизни, есть причина страдания, спокойно относятся к отречению от плоти. И самосожжение буддистских монахов как акт протеста против войн и других варварств современной цивилизации вполне укладывается в рамки религиозных норм. Впрочем, массовые религиозные самоубийства предпринимались и в России, например, при многим государственных нововведениях и реформах; примером тому - многочисленные самоубийства как протест против политики, проводимый Петром I, недаром именно при этом царе в Военном и Морском Артикуле появилась довольно суровая запись для самоубийц: “Ежели кто себя убьет, то мертвое его тело, привязав к лошади, волоча по улицам, за ноги повесить, дабы, смотря на то, другие такого беззакония над собой чинить не отваживались”. [Кони А. Ф. Самоубийство в законе и жизни. М.,1923.]
Говоря о социальных условиях, сопутствующих суициду, то здесь особый интерес вызывает влияние на него определенного вероисповедания. Страны мусульманского, иудейского вероисповедания, а также католические христианские страны представляют как в ХIХ в., так и сегодня меньшую опасность для возникновения массовых очагов суицида, чем страны других вероисповеданий и конфессий, например страны с преобладающим в них христианским протестантизмом (США, Германия, Швеция). Существует предположение, что в нехристианских странах такое отношение к самонасилию продиктовано идеологией фатализма, присутствующей в их религиозных учениях, в католических же государствах – организованностью церкви как самостоятельной политической силы, строго и подробно регламентирующей поведение своих верующих сограждан. Конечно, подобная трактовка во многом справедлива, но далеко не полна, так как известно, например, что элемент фатализма в сильной степени присущ индуизму. Тем не менее Индия – это родина одной из форм ритуального самоубийства (сати). В такой же католической стране, как современная Франция, в наши дни наблюдается суицидальный всплеск, во многом, правда, объяснимый полным безверием жертв собственного насилия (достаточно привести в качестве примера трагическую судьбу известной французской актрисы и кинорежиссера Кристины Паскаль – жертвы сексуальной революции в Европе).
В абсолютных цифрах росло число женщин-самоубийц, но основной прирост, как явствует из индекса сверхсуицидальности, давали самоубийцы-мужчины. Если же брать только трудоспособный возраст, то здесь соответствующий индекс к середине 90-х превысил 7. Как пишет социолог Ирина Орлова, “возрастная структура смертности от суицидов совпадает с аналогичной структурой общей смертности и еще раз подтверждает, что наиболее серьезным симптоиом социального нездоровья в 90-е годы является сверхсмертность мужчин трудоспособного возраста” (“Социс”, №8/98, с. 72) .
Минимальный уровень суицида падает на 1986 год – 33 261 чел.(3,1 на 100 000). Это – прямой борьбы с алкоголизмом, но результат сугубо временный. Затем кривая смертности сначала очень медленно, а затем набирая ускорение, поползла вверх, достигнув в 1991 г. числа самоубийц в 40 143 (26,9 на 100 000). Это был последний год, в котором среди причин суицида преобладали личные мотивы.
Ситуация резко изменилась в 1992 г. С ‘того года начали доминировать социальные причины самоубийств: потеря работы, девальвация профессии, малый заработок. ВЦИОМ предупредил, ссылаясь на многие исследования в разных частях мира: “Среднее падение личного дохода на 10% влечет среди затронутого населения рост общей смертности на 1% и рост числа самоубийств на 3,7%. Ощущение падения благосостояния является одним из наиболее мощных социальных стрессов, который по силе и системности воздействия превосходит стрессы, возникающие во время стихийных бедствий” (“Наш современник”, №1,1997, с. 250-251). Затяжные задержки зарплаты резко усугубили ситуацию.
“Ты довел меня до края, оставив без зарплаты год…” – одна из типичных предсмертных записок в адрес директора завода. Новым стрессовым фактором явился каждодневный страх,поселившийся в домах россиян. Очевидно, наиболее “суицидоопасен” не столько низкий, но стабильный социальный статус,сколько его резкое падение, утрата положения, занимаемого в обществе…
Еще в 1893 г. Эмиль Дюркгейм в своей книге “Самобийство” вводит в научный оборот термин “аномия”. Аномия (герч. “номос”- норма, закон, “а”- отрицательная частица) – буквально “безнормотивность”- такое состояние общества, когда порушены моральные нормы, девальвированы этические ценности,короче говоря, сломан морально – этический “скелет ” человеческого поведения. Нет точки отсчета добра изла, все моральные катеории размыты и относительны, торжествуют ценизм. Отсюда – разрыв социальных связей, атомизация индивидов, чувство одиночества, пустоты, утеря смысла жизни и, как результат, - самоубийство.
Еще одна причина самоубийства – телевидение, нагнетающее состояние безысходности, безнадеги. Методику такого телевизионного воздействия образно показал Александр Проханов: “Труппы с атомахода “Курск”. Гробы крупным планом. Лица вдов, сирот. Слезы. Панорама гробов. Медленно веден телекамерой. Так, хорошо. Слеза крупным планом. Еще крупнее. Вот так, хорошо. Теперь - с Ил-18. Пепел, обломки самолета и трупы. Вот эту оторванную ногу, пожалуйста. Если можно, обожженную руку ребенка. Слезы родных. Крпным планом, еще крупнее. Так хорошо…
Страна должна видеть свои труппы. Каждый ребенок должен знать, что мама и папа когда-нибудь станут труппами. Каждая мать пусть представит своего малыша в гробу. Культ смерти. Ни слова о служении отечеству. Ни слова о мистическом подвиге 6-й роты в ВДВ в Аргунском ущелье. Ни слова о великом подвижничестве героев-подводников. Некрофилы кладут Россию в огромный струганный гроб. Снимают взахлеб.Сколько их скопилось, желающих нам смерти. Сколько толкающих нас в
смерть”(“Завтра”, №44, 2000).
Все правильно. Толкающих нас на смерть – предостаточно. Одно непонятно: самоубийства – это аутогрессия, т.е. агрессия, направленная не на тех, кто толкает меня, тебя его – в смерть, а направленная на себя самого. Почему? Когда все потеряно, не о чем жалеть и некого бояться, - если уж умирать, так с музыкой, прихватив вместе с собой на тот свет компанию из падонков. Я вовсе не призываю к терроризму. Терраризму у нас хватает с избытком. Только есть во весм этом странность: братки мочат братков и банкиров: банкиры “заказывают” других банкиров и братков. На этом фоне разгула террора среди“хозяев жизни” абсолютно не понятно отсутствие агрессии “ низов” в адрес убивающих их “верхов”. Никто из “простых людей ”, покончивших с собой, не прихватил на тот свет своего мучителя. Не понимаю я этого . Нет оружия? А как же 500 офицеров, ежегодно сводящих счеты с жизнью? В их распоряжении оружие и вооруженные подчиненные…Еще раз оговорюсь: нет не, я не призываю к вооруженной мести и воздаянию, я хочу понять, почему жертвы так пассивны. Лишь один смельчак-танкист нагелся (и это давольно широко освещалось в СМИ): вывел на городскую площадб танк без боекомплекта и потребовал выплатить все, что ему причиталось. Выплатили. И никак не наказали. Вот так-то…
А пока акты самоубийства
В 1993 г. самоубийств – на 17% больше, чем годом ранее, а в 1994-м – на 23% больше, чем в предыдущем году. Но вот, достигнув своего пика в 1995 г., суицид как бы “ стабилизировался”: кривая перестает расти и образует за 195 – 1997 годы своеобразное плоское “плато”(из расчета на 100 тыс. цифры самоубийств за эти 3 года: 41,4 – 39,4 – 39,5 соответственно). Что это – положительная тенденция? Нет. Это описанный австрийским психиатором и психологом Виктором Эмилем Франкелем “синдром концлагеря”, когда попадающие в него люди первое время бросаются на колючую проволоку, гибнут. А потом привыкают к неволе, “адаптируются”.
В период алкогольной сверхсмертности 1992-1996 годов, в процессе “естественного отбора” вымерли те, кто был носителем генов алкогольной зависимости. Выживали устойчивые.
В прессе началось радостное оживление: смертность чуть-чуть сократилась(за счет “неестественных причин”), рождаемость чуть-чуть повысилась, здоровье населения чуть-чуть улучшилось. То ли еще будет…
А потом был август 98-го со всеми прелестями его. И был небольшой временной лаг после августа. А потом кривая самоубийств задралась вверх чуть ли не вертикально: если в “благополучный” преддифлотный 1997 г. уровень смертности составил 39,5 на 100 тыс., то в 1999-м эта цифра подскочила до 65,66 на 100 тыс., а общее число самоубийств составило 97 276человек. Скачок чуть ли не в 2 раза! На этот раз сводили счеты с жизнью “новые русские” из лопнувших банков, “средний класс” , “продвинутые”,“крутые”. “Если сравнить первые три месяца этого 1999-го года с тем же периодом пролог, то можно константировать: в Москве число суицидальных Попыток возросло в 2,5 раза” ( “АиФ”,№20/99, с. 14). Но плохо пришлось всем. Просто “крутым” было высоко падать..
Всего за период с 1986-го по 1999 год включительно абсолютная ежеготная численность самоубийц в России возросла в 2,92 раза, а их удельный вес (на 100 тыс.) – в 2,84.Лишь 25% самоубийств совершено психически больными. 50% самоубийц относились к “размытой” группе пограничных нервно-психичных расстойств, 25% были абсолютно психически здоровы. Мысль о самоубийстве – это нередко крайняя, парадоксальная реакция душевно здорового человека на невероятно трудную жизненную ситуацию. Такие состояния суицидологи называют “реакцие отрицательного баланса”, когда человек, взвесив все “за” и “против”, приходит к выводу, что единственный выход – уйти.