Причины самоубийства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:14, реферат

Краткое описание

Самоубийства, как правило, совершаются от отчаяния, в знак протеста, чтобы сохранить чувство собственного достоинства, в результате помрачения рассудка, чтобы избежать боли или отомстить. "Факторами риска" являются бедность, безработица, потеря близких и проблемы в семейных отношениях. Люди, в семье которых были самоубийцы, склонны чаще кончать с собой. Важную роль также играют моральные и физические травмы, полученные в детстве.

Оглавление

1.Обьяснительная записка

1.1. Актуальность

1.2.Статистика

1.3 .Цель

1.4. Причины самоубийств. Основные факторы, оказывающие влияние на человека,

совершающего самонасилие.

2.Вывод

3.Историческая часть

4.Опрос

Файлы: 1 файл

Готовая работа.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

2.Вывод 

 Самоубийство  – Это результат  социально   –  психологической  дезадаптации личности  в  условиях   современного   общества.   Психологические   кризисы возникают в результате интимных,  семейно-личных,  социальных  и  творческих конфликтов.

   Доминирует, как правило, одна  причина. Но ее подкармливает  целый комплекс обстоятельств, во время которых и созревает столь  страшная  мысль.  Толкает на самоубийство прежде всего безысходность.

   Исследования показывают. Что большинство  предсмертных записок не отражает истиной причины  самоубийства.  Как  правило,  человек  указывает  последнее звено  своего  психологического  состояния.   Часто   сообщаются   последние события, конфликты, мелочные обиды, последние слова. За  всем  этим  кроется истинная, глубокая причина, которая не  сообщается,  и восстановить  которую бывает очень сложно.

   Статистика свидетельствует, что  самоубийства среди подростков  тоже  имеют тенденцию к увеличению. Это тревожно. Вообще, переход  из  мира  детства  во взрослый мир – сложнейший этап. Подростку его новый  социальный  статус  еще не  понятен.  И  здесь,  как  никогда,  могут  помочь  родители.  Статистика говорит, что в регионах, где традиционно прочны  связи  между  родителями  и детьми, где почитается  родительский  дом,  очаг  –  количество  самоубийств значительно ниже. Но  там,  где  родительский  канал  прерывается,  передача социальных  навыков  между  поколениями  затруднена,   главенствующая   роль родителей потеряна, там часто проявляются различные  социальные  отклонения. Парень выходит из дому – для него  любой  приятель  становится  авторитетнее папы-профессора. Потому что мальчик считает, что тот не может,  не  понимает новое поколение, не мыслит его категориями, и плюс ко всему плохо  относится к неформалам. Вот такая искаженная психология. Начинаются  частые  уходы  из дому, побеги и даже бродяжничество. А под всем этим  нередко  скрывается  не что  иное,  как  замаскированная  депрессия.  Конфликт  разрастается,  а   у подростков очень своеобразная форма на все реагировать протест  и  агрессия. Все эти явления  составляют  целый  букет  социальных  отклонений.  Сюда  же включается  и  грубость  и  непослушание.  А  кульминацией  может  стать   и самоубийство.

   Таим образом, подводя итог  анализа самоубийства, можно выделить  следующие  факторы риска:

   - Врожденная и /  или возникшая после сильного  стресса склонность  к самоубийству.

   - Проблемы в личной жизни.

   - Сильная травма, в том числе  и психическая.

   - Социальное неблагополучие: бедность, безработица и т.д.

   - Рецидив древней болезни.

   - Потеря близких, одиночество, острые конфликты.

   - Экономические  проблемы,  шантаж,  сексуальные  домогательства,  череда драматических событий.

   - Нарцистическая травма.

   - Психическая болезнь.

   - Алкоголь и наркотики.

   - Соматические заболевания, сильные боли. 

   А также сдерживающие факторы:

   -  Неприятие  суицида,  обусловленное   наследственностью,  воспитанием   и опытом.

   - Персональные качества: глубокое  осознание ценности жизни, уверенность в собственных силах, жизненные достижения, способность обратиться  за  помощью в трудный момент,  способность  принять  чужой  совет  в  ситуации  жесткого выбора, открытость опыту  и  чувствам  других  людей,  готовность  усваивать новые знания,  коммуникативность.

   - Модель родительской семьи: эмоциональная родительская любовь, теплые  и доверительные отношения между родственниками, взаимная поддержка.

   - Социокультурные факторы: принятие  специфических национальных традиций  и ценностей,  хорошие  отношения  с  друзьями,  работодателями   и   соседями, поддержка окружающих,  отсутствие  друзей-наркоманов,  социальная  интерация через работу,  спорт,  религию,  различные  непрофиссиональные  организации, осознание цели собственной жизни.

   - Качество жизни: хорошая  еда,  хороший  сон,  много  света,  физические нагрузки, нет наркотикам и курению. 

   Суицидогенные  факторы  современного  социума   столь   многочисленны   и разнооброзны,  что  их  невозможно  преодолеть  лишь  усилиями  кризисных  и превентивных служб, деятельностью только специалистов по социальной  работе. Следовательно, задача заключается в том,  чтобы  ограничить  распространение самоубийств, научиться  предупреждать  их.  Задача  эта  сложная,  требующая разработки масштабных социальных программ, так  как  для  ее  решения  нужно добиться кардинальных позиций сдвигов в общественных сдвигов в  общественных отношениях – и на микро- , и на макросоциальных уровнях.

   Высшие образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой  специалистов по социально-психологической работе, должны ввести не  просто  специализации “Социально-психологическая  работа  с  группами  риска”,  но  и  “Социально- психологическая работа с суицидентами и их окружением”. Это связано  с  тем, что, во первых, не все  самоубийцы  являются  “лицами  с  патологией”,   во- вторых, тех знаний, которые даются по работе в экстремальной ситуации или  с группами риска, не хватает для адекватной помощи суицидентами, в-третьих,  в связи с ростом уровня самоубийств.

   Наиболее  актуальным   направлением   является   организация  социально психологической работы по профилактике самоубийств,  так  как  это  сохранит человеческую жизнь, не принесет страданий близким и окружающим и ,  наконец, сэкономит средства, “высвободив”  их   на  другие  нужды.  Любовь  к  жизни, умение преодолевать  возникающие  трудности  необходимо  нормировать  уже  с детских лет., например, через мультфильмы,  сказки,  детскую  художественную литературу и др. Специфика организации  социально-психологической  работы  с лицами,  склонными  к  суициду,  заключается   в   проведении   мероприятий, способствующих изменению их социальной изоляции  и  уменьшению  суицидальных тенденций.

   Во-первых,   это   устранение   отрицательных   факторов   внутрисемейных отношений. Во-вторых, это оптимизация межличностных  отношений,  подключение к оказанию помощи суицидентам различных учреждений, “обществ по  интересам”, соседей. Но главные усилия должны быть направлены на выяснение и  ликвидацию конфликтной ситуации, которая привела к  суициду.  Кроме  этих  мероприятий, необходимо оказать суициденту  необходимой социальной помощи(  материальной, социально-бытовой,  социально-психологической).  Также  необходимо   оказать социально-психологическую помощь близким и родственникам суицидента.

   Таким образом, организация социально- психологической работы по борьбе  с самоубийством идет по двум основным направлениям:

     - профилактика самоубийств;

     - реабилитация и адаптация суицидентов  и их окружения.

   В свою очередь, эти направления  на более “мелкие”, такие как:  организация мероприятий  по  борьбе  с  группами  риска,  пропаганда  психологических  и правовых знаний, в том числе и  введение  в  школах  спецкурса  “Преодоление трудностей” проведение  суицидологических  исследований,  взаимодействие  со средствами массовой информации, органами власти с  различными  национальными и международными организациями и др.

3.Историческая  часть

     Термин "суицид" появился в 17 веке, и практически не употреблялся до середины 18 века. Термин "суицидология" начали употреблять в начале 20 века. Но люди начали убивать себя гораздо раньше.

     Древние времена

     Неизвестно, когда человек совершил первое самоубийство, но известно, что намеренно и сознательно лишать себя жизни человек начал давно. Это подтверждают и антропологические исследования первой половины двадцатого века. В то время на Земле было достаточное количество глухих и нетронутых уголков, в которых по законам первобытнообщинного строя жили люди.  
В одних общинах самоубийство считалось сугубо «личным делом», в других на самоубийство было наложено табу, а его попытки жестоко каралась. Были общины, где существовали религиозные обряды и культы, связанные с самоубийством. Но, так или иначе, самоубийство присутствовало в каждой культуре. 
Раньше смерть человека, в зависимости от обстоятельств, делилась на хорошую и на плохую. Само слово "смерть" произошло от общеславянского съ-мьрть, которое в свою очередь образовано с помощью приставки съ- в значении “свой, хороший” от мьрть (сравните с санскритским mrti = “смерть”), что буквально означает - “своя, хорошая, естественная смерть”, в отличие, например, от «гибель». Самоубийство обычно связывалось с плохой смертью, в результате которой души самоубийц превращались в злых духов, которые бродили по земле и вмешивались в дела живых.  
Раньше, когда человеку действительно приходилось бороться за жизнь, у многих народов существовал обычай, согласно которому в голодные годы избавлялись от слабых и увечных членов племени. Старики, когда приходило время, уходили умирать по своей воле. С точки зрения современного человека, у которого холодильник ломится от еды, этот обычай может показаться очень жестоким, но раньше он был не более чем данью суровой реальности. Например, по-эскимоской традиции, старики просто уходили в тундру и там замерзали. Когда первые миссионеры увидели эту картину, они были поражены. Один из них, видимо посчитав, что это «не по-христиански», горячим пастырским словом убедил эскимосов изменить свои традиции, и быть более милосердными. Но когда через несколько лет он решил узнать, как идут дела в новом приходе, то никто не вышел ему навстречу – род просто вымер. У вестготов существовала «скала предков», с которой старики прыгали вниз, а в древней Греции старики устраивали по случаю своего ухода грандиозный праздник, а потом, надев венок, выпивали чашу с сильным ядом - цикутой.  
Дольше всего этот обычай просуществовал в Японии, где в глухих деревнях в голодные годы старые родители просили своих детей унести их в горы. Недаром гора Обясутэяма в переводе буквально означает «гора, где оставляют бабушек».  
В первой половине минувшего столетия ученые наблюдали за жизнью жителей малазийского архипелага, сохранившим племенной строй. К фактам суицида они относились без осуждения. Суицид даже был узаконен, как своеобразный способ наказания, например, за нарушения табу. В этом случае, меланезийцы прыгали с высоких пальм или принимали яд.  
Первые закрепленные ограничения, связанные с суицидом, как с действием, наносящим вред племени или общине, стали появляться еще в доклассовом обществе. Во многих племенах Нигерии, Уганды, Кении самоубийство однозначно считается злом и заслуживает наказания. Дерево, на котором повесился несчастный и его дом придают очистительному огню, а родственникам покойного запрещается подходить к трупу. 
Итак, цивилизация развивалась, в обществе стали появляться классы, наступала...

     Эпоха античности

     В древней Греции, давшей миру демократию, право добровольно покинуть этот мир предоставлялось гражданам лишь в некоторых случаях. Способ самоубийства мог выбрать тот, кого закон приговорил к смерти, и Сократ, выпивший яд, не стал исключением. Самоубийство, совершенное без разрешения властей, строго осуждалось и каралось посмертным позором – в Афинах и Фивах у самоубийцы отсекали руку и хоронили отдельно. Смерть спартанца Аристодена, который желал умереть и добился своего в Платейской битве, вызвала лишь осуждение. Хотя есть и исключение - мудрый спартанский законодатель Пикур. Перед тем как пойти в Дельфийский оракул, он взял с граждан города клятву жить строго в соответствии с введенными им законами, до тех пор, пока он не вернется. А когда Оракул одобрил новые законы, Пикур совершил самоубийство, уморив себя голодом. Тем самым жители Спарты, вынужденные соблюдать данное слово, жили в соответствии с реформами Пикура. 
В Афинах, а так же в некоторых других греческих городах власти хранили запас цикуты. В соответствии с законом: «пусть тот, кто не хочет больше жить, изложит свои основания ареопагу и, получивши разрешение, покидает жизнь».  
Пифагор и пифагорейцы полагали, что самоубийство вносит сильный диссонанс во вселенную, полную гармонии. Аристотель полагал, что смерть приходит в урочный час, а самоубийство есть проявление трусости и малодушия, даже если оно спасает от бедности, безответной любви, душевного или телесного недуга. 
Сократ в диалогах «Федон» неоднократно говорит о предпочтительности смерти перед жизнью. От таких умозаключений «казалось один шаг до вопроса, так почему же в таком случае не самоубийство». Но, продолжает он, самоубийство недопустимо, ибо жизнь человека зависит от богов «не по своей воле пришел ты в этот мир и не в праве устраниться от собственного жребия». Однако он полагает, что самоубийство может быть целесообразным, если необходимость его указана богами. Платон полагал, что разум дается человеку, чтобы иметь мужество пройти по жизни, полной горестей и страданий.  
Для стоиков и эпикурейцев самоубийство не было чем то приемлемым - Плиний младший, считал, что именно в этом – преимущество человека перед богами.  
В «Дигестах» Юстиана, являющимися классическим сводом римского права, осуждается самоубийство «без причины», поскольку «тот, кто не жалеет себя, не пожалеет и других». При императоре Тарквинии Триске трупы самоубийц распинали или отдавали на съедение диким зверям, при Андриане суицид был приравнен к преступлению – за него полагалось конфискация имущества, запрет на траур и предание тела земле. В Древнем Карфагене женские самоубийства пресекались угрозой выставить после смерти их обнаженные тела на всеобщее обозрение. Поскольку Римский император был почти что богом на земле, не редки были случаи, когда по его приказу кто-нибудь из граждан кончал с собой. Самый известный пример – смерть Сенеки. По приказу Нерона Сенека принял смерть - он сделал это с гордо поднятой головой, перерезав вены в теплой ванне, в то время как рабы записывали последние слова великого философа.  
Все сказанное выше относилось, естественно, только к римским гражданам - многочисленных рабов империи это не касалось. Для них существовал другой закон, согласно которому, если раб покончил жизнь самоубийством в течение шести месяцев с момента заключения сделки, то продавец был обязан вернуть все деньги, т.к. продал «негодный» товар. 
Иудеи относились к самоубийству отрицательно. Изначально Бог дал человеку свободу принимать решения и следовать им. Иудеи относились к жизни творчески, как к величайшей ценности, а человек, в некотором смысле был не соперник Богу, а партнером в продолжающейся работе творения. Закон утверждал, что жизнь надо ценить, не отчаиваться, видя во всех явлениях промысел божий. Самоубийство было непростительной роскошью – у маленького кочевого народа каждая жизнь была ценна.  
В Талмуде попытка самоубийства рассматривается, как преступление., подлежащее суду и наказанию. Однако допускалось, что самоубийца мог действовать в состоянии исступления и больше нуждался в жалости, чем в преследовании по закону. Тем не менее, первый царь иудеев Саул покончил с собой, бросившись на меч. В 73 году н.э. защитники крепости Масада и Йотама перед угрозой обращения в чужую веру покончили с собой. Через тысячу лет также поступила иудейская община в Йорке, не желая принимать насильственное крещение.

Информация о работе Причины самоубийства