Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:44, контрольная работа
Большинству людей свойственно чувствовать грань, за которой ситуация становится напряженной и опасной, и они стараются ее не переходить. Здесь им помогает осознание или хотя бы ощущение возможных последствий назревающей ситуации. Их психика почти автоматически оценивает эти последствия с позиции возможности справиться с ними без ощутимого ущерба для себя. Этот психический механизм оценки последствий - основа поведения в конфликте и сохранения личной безопасности.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Предрасположены ли вы к конфликтным ситуациям?....................................5
2. Психологические закономерности, знание которых может помочь………..9
3. На какие признаки поведения следует обращать особое внимание?...........11
4. Как следует вести себя в споре………………………………………………12
5. Методы нейтрализации агрессии. Формы агрессивного поведения…...….15
6. Почему вы стали объектом агрессии?.............................................................17
7. Как можно нейтрализовать агрессию?............................................................19
8. Как себя вести если вы не можете подавить агрессию?................................20
9. Межличностные конфликты на работе……………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список……………………………………………………..30
Вообще отсутствие реакции «справедливого гнева» нередко является наилучшим способом реагирования на хамство, глупость. Просто игнорируйте их!
Почему вы стали объектом агрессии? Чаще всего это случается потому, что вы оказались в роли реального или только воображаемого (что для вас не легче) препятствия на пути действия, достижения какой-то цели другим человеком.
Здесь надо иметь в виду:
— сам факт, что вы оказались объектом агрессии, говорит о том, что вы утратили контроль над ситуацией, в которой находились, и над предшествующей ей;
— если вы с чувством некоторого удовлетворения оказываете сопротивление агрессору, то причиной попадания в данную ситуацию явилось ваше собственное, пусть даже и недостаточно осознанное, стремление в нее попасть. Давно известна категория людей, как бы ищущих ситуаций провоцирования агрессии в свой адрес;
— если агрессия в ваш адрес оказывается полностью неожиданной для вас и вы в недоумении — как это могло случиться, — причина лежит очень глубоко и вряд ли доступна для быстрого осознания.
Если вы оказались объектом нападения совершенно неожиданным и ничем, с вашей точки зрения, не спровоцированным, это знак того, что вы, вероятно, являетесь человеком, привлекательным для других как объект агрессии.
Вам, наверное, известно, что существует категория людей, относимых к «мальчикам для битья». Они ни в чем не виноваты, да их никто и не винит, но все «шишки» почему-то перепадают именно им. Если вы чувствуете, что относитесь к этой категории людей, то единственное, что можно вам посоветовать, - постарайтесь стать личностью, обрести какой-то свой, индивидуальный колорит, свое лицо. На вас падают все «шишки» потому, что вас как бы и нет вовсе, окружающие не чувствуют, что, нападая на вас, они причиняют какое-то зло, нарушают какие-то запреты, они просто разряжаются на чем-то, за что не надо чувствовать угрызений совести. Получается так, что побить или как-то иначе напасть на вас - это действие, не имеющее никаких последствий для нападающего.
С другой стороны, вы носите в себе какую-то вину, которой и сами не осознаете; поэтому неприятности, в которых вы оказываетесь, - это скорее наказание вам за что-то, что может и не иметь прямого отношения к ситуации, в которой это происходит. Истинные корни этого лежат где-то совсем в другом месте или даже в другой плоскости. Это примерно то же самое, как болезни, которыми заболевают некоторые люди и которые не поддаются никакому лечению. Такие больные сами почти никогда не осознают причин своих несчастий, а ищут их в чем-то другом - в условиях жизни, в других людях. Такими людьми наполнены больницы и тюрьмы. Подумайте над тем, что здесь сказано, и найдите человека, который поможет вам открыть глаза на истинные источники ваших злоключений.
В первом случае нейтрализовать агрессию просто - надо увидеть, чему вы оказались препятствием, и изменить свое поведение (извиниться, уточнить, чего хочет другой человек). Сделать это труднее, если агрессивное действие вызвало у вас сильное эмоциональное возбуждение, т. е. вас возмутила форма обращения, а не содержание. Справиться с таким состоянием не просто, но чтобы избежать конфликта, лучше уступить. Отвечая агрессору тем же (агрессивной реакцией), вы становитесь с ним в равное положение, т. е. действуете таким образом, который сами не одобряете и которым возмущаетесь.
Не уподобляйтесь агрессору - основная формула поведения в данной ситуации, способная уберечь вас от втягивания в конфликт.
Если
возникла вторая из указанных ситуаций,
то, агрессором являетесь вы сами, а
не тот, Кто открыто повел себя таким образом.
Бессознательно вы ищете такие ситуации,
в которых надо оказывать сопротивление.
Вы не замечаете, что оказываетесь препятствием
для других людей, более того - как правило,
ставите себя в такую позицию. Хорошим
примером таких людей являются автомобилисты,
паркующие свои автомобили без всякого
внимания к тому, не мешает ли их машина
другим, а также пешеходам, сможет ли еще
кто-нибудь припарковаться. Такая манера
поведения обычно меняется, когда человек
испытывает на себе всю тяжесть ее последствий
в виде, например, административного или
уголовного наказания, т. е. встретив непреодолимое
сопротивление со стороны других людей
или государства. Возможность нейтрализации
агрессии зависит от обстоятельств: насколько
внезапным оказалось агрессивное поведение,
в какой форме выразилось - словесной или
физической, насколько сильной оказалась,
что явилось поводом, на что направлена
- на высказывания, действия, на вашу личность.
8. Как себя вести, если вы не можете подавить агрессию?
Если
вы не можете оказать активного
Такое же поведение целесообразно и в ситуациях провоцирования, к которым склонны прибегать хулиганы. Спровоцировать - это значит создать внешний повод развязывания активных агрессивных действии. Когда случайные прохожие подростки просят у вас закурить, а вы не курите, то часто ваш отказ воспринимается ими как повод для агрессии, причем их воинственные намерения можно распознать без труда. Если вы просто откажете, небрежно бросив на ходу «не курю», то это может развязать агрессивные действия. Но если вы проявите готовность удовлетворить их просьбу, похлопаете себя по карманам, выразите сожаление в связи с отсутствием сигарет, иначе - искренне изобразите свою вину за то, что не можете удовлетворить просьбу, то вероятность быть избитым резко снизится. Трудно нападать на человека, который готов оказать услугу и переживает, что не может сделать этого.
Основной принцип защиты в данном случае - перехват у нападающего инициативы нападения и демонстрация своей вины. Тогда у вас появляется шанс выйти из ситуации без неприятных последствий.
Значительно сложнее нейтрализовать агрессию, мотивируемую чисто внутренними, субъективно-психологическими состояниями агрессора. Это характерно для случаев внезапного нападения. Нападающий в таких случаях находится в сильной зависимости от своего состояния, преодолеть которое он может только путем активных агрессивных действий. Таковы, например, сексуальные агрессоры.
Здесь очень многое зависит от ситуации, в которой совершено нападение, и от первых действий нападающего. Если это людное место, то лучший способ защиты - это призывы о помощи; суть этого способа - в увеличении силы сопротивления, против которой действия нападающего окажутся безрезультатными. Если нападение внезапное и активное и происходит в безлюдном месте, то, вероятнее всего, вы станете жертвой преступления. Избежать этого можно, только исключив ситуации, в которых такое нападение возможно.
В ситуациях, когда нападающий просит вас о чем-то, угрожая при этом расправой в случае невыполнения, сделайте то, чего он добивается, но по возможности осведомитесь у него, сможете ли вы уйти после этого. Суть в том, что, совершая преступные действия, преступник, как правило, осознает их возможные последствия и стремится как-то свести к минимуму вероятность их наступления. Это стремление может выразиться как в предупреждении молчать, так и в убийстве потерпевшего. О крайности намерений может свидетельствовать характер его действий: если преступник связывает жертву, закрывает ей рот кляпом или заклеивает лентой - это говорит о серьезных намерениях и неблагоприятном исходе всей ситуации. Повлиять на преступника в такой ситуации практически невозможно, кроме, может быть, попытки полностью прекратить сопротивление и имитировать потерю сознания. Это повышает вероятность прекращения агрессии, так как в ней отпадает необходимость - результат наступил независимо от действий нападающего и в самих действиях уже нет большого смысла. Понятно, что такое поведение требует определенной тренировки. И некоторых артистических способностей.
Естественно,
все эти рекомендации относятся
к тем случаям, когда вы не располагаете
возможностями оказать сопротивление.2
9. Межличностные конфликты на работе
Конфликтный коллега способен сделать жизнь невыносимой и создать напряженную и малопродуктивную обстановку на рабочем месте. «Трудные» сотрудники досаждают и отвлекают от выполнения текущих дел. Невозможно изменить характер человека, но все-таки можно нейтрализовать его поведение, если в каждом конкретном случае применять особый метод.
Как
известно, нет ничего плохого в
здоровой конкуренции между
Этих ребят хлебом не корми - дай покритиковать коллегу или отпустить каверзное замечание в его адрес. Стоит тебе опоздать, обязательно язвительно заметят: «Как ты рано сегодня!» Раздраженный ответ только разожжет войну, которая ни к чему не приведет. С другой стороны, если опустишь голову и промолчишь, придашь Критикану смелости, и он уже не остановится. Лучше выбери промежуточный вариант: действуй уверенно, твердо и творчески. Ты обезоружишь оппонента репликой: «Кроме понедельника - в этот день мне нужно было посетить врача - не припомню других случаев, когда задерживалась. О чем ты говоришь?» Критикан действует у тебя за спиной? Используй любые возможности и средства (письма, факсы, e-mail и т.п.), удостоверяющие, что ты прекрасно справляешься со своей работой и выполняешь обязанности целиком и полностью.
Наглые бездельники. Не имея желания тратить собственные силы и время, норовят переложить любое задание на плечи коллег. Некоторые делают это без зазрения совести, те, кто поумнее, просят об одолжении. Отказывая им, начинаешь невольно испытывать угрызения совести. Ты не обязана помогать Стрелочнику ни из дружеских побуждений, ни из сострадания. Таким типам нужно четко дать понять: склонность увиливать от работы - не просто проявление эгоизма. Главное -это очень мешает остальным плодотворно трудиться.
Нытик
Этих товарищей раздражает каждая мелочь, жизнь, по их мнению, ужасна, и кругом одни враги. Даже оказываясь правыми, они невыносимы - настолько сильно сгущают краски. Их пессимизм заразителен именно в те моменты, когда единственное, что необходимо, - это объективность. Когда Нытик попадает впросак, он всегда перекладывает вину на других. Не медли - сразу дай понять, кто на самом деле совершил ошибку. Больше того, он извратил события, а его жалобы действуют тебе на нервы.
Они монополизируют общие собрания, то и дело указывают на чужие промахи, особенно перед начальством, зато никогда не признают своих, уверены, что все успехи достигнуты лишь благодаря их усилиям и часто из желания пойти наперекор мечтают о провале проекта. Конечно, работе их всезнайство только вредит, а у окружающих заметно снижает самооценку. Во-первых, не обращай на них внимания. Во-вторых, засыпь вопросами на тему, о которой идет речь. Не останавливайся, пока не поймешь - они в тупике. Правда, чтобы на деле применить этот метод, нужно самой хорошо разбираться в предмете обсуждения.
Руководствуются только собственными представлениями и навязывают их другим. Они хорошие работники, но не знают, что такое командный дух. Метод, которым Властолюбцы предпочитают наводить порядок, - крик. Не реагируй! Если никто не будет обращать внимания на их гнев, скоро они почувствуют, что выглядят смешно, и прекратят упорствовать. А вот если ответишь, окажешься объектом яростных нападок. Равнодушие - лучшее оружие.
1. Помни, что речь идет о других, а не о тебе. Оптимальный вариант, когда об этом знают все.
2. Неоспоримый факт: нельзя изменить природу человека, но можно повлиять на его поведение. Приняв это за аксиому, повысишь уровень своего терпения.
З. Не поддавайся
искушению действовать
4. Избегай «лобовых» столкновений, не переходи на личности. Когда придет момент дать отпор, будь спокойной, убедительной и уверенной. Если боишься растеряться или расплакаться, подготовься. Возможно, для этого тебе потребуется время, но в конце концов ты достигнешь нужного настроя. Потренируйся на более симпатичных тебе коллегах, покажи им силу своего характера.