Поведение людей в конфликтной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:44, контрольная работа

Краткое описание

Большинству людей свойственно чувствовать грань, за которой ситуация становится напряженной и опасной, и они стараются ее не переходить. Здесь им помогает осознание или хотя бы ощущение возможных последствий назревающей ситуации. Их психика почти автоматически оценивает эти последствия с позиции возможности справиться с ними без ощутимого ущерба для себя. Этот психический механизм оценки последствий - основа поведения в конфликте и сохранения личной безопасности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3


1. Предрасположены ли вы к конфликтным ситуациям?....................................5


2. Психологические закономерности, знание которых может помочь………..9

3. На какие признаки поведения следует обращать особое внимание?...........11



4. Как следует вести себя в споре………………………………………………12


5. Методы нейтрализации агрессии. Формы агрессивного поведения…...….15

6. Почему вы стали объектом агрессии?.............................................................17
7. Как можно нейтрализовать агрессию?............................................................19

8. Как себя вести если вы не можете подавить агрессию?................................20

9. Межличностные конфликты на работе……………………………………...22

Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список……………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

конфликтология.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

2. Психологические закономерности, знание которых может помочь

     Сильным средством обеспечения безопасной позиции может быть знание некоторых психологических закономерностей, управляющих поведением людей.

      В каждый момент своей жизни человек является включенным в определенный социально-психологический контекст, в определенную систему взаимодействий и отношений с другими людьми, независимо от того, осознает он это или нет. Его поведение и определяется этим реальным или только воображаемым контекстом.

      Каждый  человек обладает базисной системой личных ценностей, которую он стремиться сохранить, усилить и защитить. Основной из этих ценностей является чувство собственного достоинства, проявляющееся в том, как человек ведет себя по отношению к другим и чего он ожидает (или требует) от других по отношению к себе. Потенциальная опасность воспринимается именно как угроза чувству собственного достоинства. Будучи ущемленным, это чувство способно толкнуть человека на самые крайние действия.

      Основными регуляторами межчеловеческого поведения являются такие морально-психологические образования, как совесть, стыд, вина и ответственность. Все они, по существу, взаимосвязаны, но первичным и наиболее глубоким является чувство стыда. Человек с дефектом чувства стыда или с его полным отсутствием непредсказуем в своих поступках и полностью асоциален. Для него переживания вины и ответственности не существуют, а соответствующие слова являются пустым звуком. Опасность нередко идет со стороны именно данной категории людей, причем сами они себя в этом качестве чаще всего не осознают.

      Сильное влияние на поведение людей оказывают неформальные социальные нормы, бытующие в том кругу, где люди воспитываются и живут. В конечном счете эти нормы отражают условия жизни людей, сложившиеся традиции, обычаи и нравы и в совокупности выражают культуру данной общности. Например, сейчас люди молодого возраста, а иногда и не очень молодого ведут себя очень раскованно в межполовых отношениях. То, что для них является сексуальной раскованностью, людьми старшего поколения воспринимается как половая распущенность, полная потеря совести и стыда.

      В социальных условиях нынешнего этапа  отечественной истории оружием большинства должно стать иное средство - знание механизмов взаимоотношений между людьми и значительно более тщательное осмысливание своей позиции в плохо упорядоченном потоке событий и их последствий.

      Общий принцип взаимоотношений представителей разных культур -взаимоуважение, безусловное принятие норм другого сообщества. Только в этом психологическом контексте возможно бесконфликтное существование. Многочисленные культурные популяции не агрессивны. Это надо иметь в виду, когда вы чувствуете внутреннее раздражение по отношению к представителю иной культуры. Это психологическое состояние очень легко перенести на сам объект, приписав ему агрессивные побуждения. Нередко в ответ на сделанное замечание можно услышать ответ: «Тебя никто не трогает, не лезь не в свое дело». Это типичный пример переноса своей реакции на объект. С этого начинается много конфликтов.

      Вообще  конфликтные ситуации, имеющие в основе межкультурные различия, очень сложны для разрешения, потому что за каждым из конфликтующих стоит не просто его личность, но его культура, его социальная группа, с которой он себя объединяет и которая дает ему силы для сопротивления и активной защиты. 
 
 
 
 

3. На какие признаки поведения следует обращать особое внимание?

     Для целей сохранения безопасной личной позиции, обыденном, ежедневном общении полезно знать некоторые признаки поведения, потенциально способствующие осложнению, повышению напряженности при взаимодействии и общении людей.

      Например, человек может вести себя так, как будто вокруг него никого нет: он не уступает дорогу, место, широко размахивает  руками, громко говорит, шумно сплевывает или сморкается, не пользуясь при этом носовым платком, широко расставляет ноги.

      Агрессивная установка по отношению к другим проявляется и в позе человека, особенно в скрещивании им рук и ног. Скрещивание ног в сидячем положении — это признак сопротивления, если при этом скрещены и руки на груди — то перед вами противник. Другие признаки противника — отклонение тела назад, наклон головы вперед, взгляд исподлобья, руки на бедрах или локоть левой руки лежит на колене, а правая рука опирается на бедро или колено. Характерно также приближение к собеседнику, сокращение дистанции, вхождение в личное пространство другого. Это — явная агрессия.

      Примерно  то же значение имеют жесты и действия, выражающие претензию на территориальные права: человек кладет ногу на ручку кресла, стол, ставит багаж на свободные места в транспорте, зале ожидания. Могут быть и другие способы захватывания пространства. Вторжение в это пространство другого человека всегда вызывает напряжение.

      В обыденной жизни достаточно руководствоваться общей интуитивной оценкой окружения, в которое вы попали. Если люди ведут себя так, как будто вас здесь нет или вы — неодушевленный предмет, то либо постарайтесь выйти из этого окружения, либо займите позицию, при которой вынужденные контакты с другими окажутся минимальными. Это уменьшит возможность случайных столкновений, на которые вы не сможете точно среагировать.

4. Как следует вести себя в споре

     Спор - одна из форм ведения диалога; диалога, вступившего в такую стадию, когда оппоненты утрачивают способность воспринимать аргументацию друг друга и продолжают упорно придерживаться собственной точки зрения. Для спора характерен повышенный эмоциональный фон, более активная мимика и пантомимика (жестикуляция), экспрессивная манера речевого общения. Как правило, спорящие уже не прибегают к рациональному усилению своей аргументации, подбору новых обоснований своей точки зрения. Каждый из спорящих стремится главным образом оставить за собой последнее слово. По существу, спор - это скорее стремление убедить в своей правоте себя самого, нежели убедить другого или найти истину.

      Спор  возникает, как правило, в рамках неформальных отношений между людьми: даже если спорящие имеют различный  социальный статус, должностной уровень, предмет спора ставит их в равное положение. В рамках случайного неформального общения (попутчики в поездах, стоящие в очередях) споры могут возникать по самым различным вопросам, причем каждый из спорщиков считает себя достаточно компетентным.

      Оптимальная  схема  поведения   в  споре  состоит в следующем:

—   старайтесь не допустить перехода обсуждения какого-либо вопроса в спор. Помните, что никогда, ни в  каком  споре  истина  не  рождалась  и  родиться  не могла,   потому что  спор как  форма ведения диалога оппонентами никогда не преследовал цели установления истины;

— инициатором  спора, как правило, бывает человек, находящийся в жесткой зависимости  от своих состояний, человек с  ригидной (тугоподвижной) психикой, имеющий плохо осознаваемый комплекс собственной неполноценности, для которого победа   в споре - это прежде всего повышение чувства самоуважения, собственной значимости в глазах других людей. Проигрыш в споре для него чуть ли не личная трагедия, глубокая, хотя и тщательно скрываемая психическая травма;

— как  правило, последствия спора не влекут для оппонентов никакой серьезной  ответственности. Поэтому прения нередко  быстро превращаются в пустую болтовню. Достаточно возложить на спорящих ответственность за отстаиваемые ими позиции, как спор нередко прекращается сам собой;

— остерегайтесь  и воздерживайтесь от перехода спора  на уровень высказываний о личности оппонента; сделав такой шаг, вы создаете из оппонента врага. Но если вы все-таки попали в такую ситуацию по своей  либо не по своей воле или непростительной оплошности, постарайтесь немедленно выйти из спора и контакта с вашим оппонентом;

— если выйти из спора спокойно не удается  и вы чувствуете, что осложнение ситуации произошло по вашей вине, принесите свои извинения в любой  доступной для  оппонента форме и прекратите контакт или перемените тему разговора. Сделайте это в любом случае, независимо от того, какой бы острой ни была реакция оппонента;

— если спор еще находится в той фазе, когда оппоненты способны воспринимать какую-либо рациональную аргументацию, обратитесь с согласия оппонента за помощью в разрешении проблемы к третьей стороне - незаинтересованной и компетентной;

— в  любом случае согласитесь с решением, принятым третьей стороной, и на этом закончите спор; если вы усомнились в правильности решения третьей стороны, задумайтесь о том, что лично вас заставило вступить в спор или участвовать в нем, почему вы так уверены в своей позиции. После спокойного размышления вы увидите, что были не правы;

—  победить в споре нельзя по самой природе этого явления. Чего можно добиться - это либо прекратить спор, оставшись при своем мнении, либо побудить противника к приведению дополнительной аргументации в свою пользу. И того и другого можно достичь, признав точку зрения противника как имеющую право на существование, но оставшись при этом при своем мнении. Этим вы предотвратите переход спора в конфликт и возможный криминальный исход этого конфликта.

Вежливость  против грубости. Каждый человек на своем жизненном опыте постепенно убеждается, что в обыденных отношениях значительно важнее не что сказать, а как сказать. Бытовое общение людей обычно не несет какой-то важной информации и часто является лишь выражением потребности людей в общении. Без сообщаемой информации, как правило, можно вполне обойтись. В таких условиях главное значение в коммуникациях придается их форме.

      Здесь существенно все: лексика, интонация, выбор предмета высказывания. Манера общения людей друг с другом является следствием их общей культуры, ощущения и понимания своей позиции в мире людей, своих прав и обязанностей по отношению к другим.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Методы нейтрализации агрессии

Формы агрессивного поведения

     Чтобы нейтрализовать направленное против вас  агрессивное поведение, надо прежде всего понять, почему человек ведет себя таким образом.

      Выделяют  несколько форм агрессивного поведения:

      1) физическая агрессия (нападение);

      2) злобные сплетни, шутки, взрывы  ярости, проявляющиеся в крике,  топаний ногами (косвенная агрессия);

      3) склонность к раздражению, т.  е. готовность к проявлению негативных чувств при малейшем раздражении;

      4) негативизм как общая установка  человека на оказание сопротивления  - от пассивного отрицания до  активной борьбы;

      5) обидчивость, являющаяся «смесью»  зависти и ненависти к окружающим  за действительные или только вымышленные действия; 6) подозрительность - от недоверия и осторожности до убеждения в том, что все люди приносят вред или планируют его;

      7) словесная агрессия  — ругань,  проклятия,  угрозы, крик,  визг.

      Встречаются случаи, когда человек своими действиями начинает провоцировать другого (или других) на проявление агрессии в свой адрес. Обычно внешне это выглядит как демонстративно грубое, хамское поведение или высказывания. Если ответить ему тем же самым, то ситуация быстро перейдет в скандал, хватание друг друга «за грудки» и в драку.

      Здесь полезно иметь в виду: существует определенная категория людей с  сильным внутренним импульсом к агрессии. В то же время такие люди понимают, что беспричинное проявление агрессии делает их, по меньшей мере, «странными» в глазах окружающих. И вот для того чтобы открыто выразить свою агрессию и при этом не вызвать недоумения или возмущения окружающих, они начинают создавать ситуацию, где агрессия выражается как бы не ими, а в отношении их, где они кажутся объектом агрессивного устремления со стороны другого человека.

      Тонкость  ситуации состоит в том, чтобы  вовремя почувствовать, кто на самом  деле провоцирует агрессию и последующий скандал (или даже криминал). Совет здесь можно дать только один: не поддавайтесь на провокацию, не отвечайте хаму в том же духе. Пусть его провоцирующее поведение не найдет отклика у окружающих. Очень скоро его поведение покажется неуместным и ему самому и он или прекратит его, или, что более вероятно, просто выйдет из ситуации (уйдет с места, в котором находится).

Информация о работе Поведение людей в конфликтной ситуации