Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2015 в 18:14, курсовая работа
Актуальность темы. С принятием и введением в действие с 1 февраля 2002 года Трудового кодекса Российской Федерации нормы о гарантиях и компенсациях работникам помещены в отдельный раздел VII Кодекса. Однако до настоящего времени данное обстоятельство не получило должной оценки в науке трудового права, что существенно сдерживает ее дальнейшее развитие в части предоставления работникам социальных гарантий.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Актуальность темы. С принятием и введением в действие с 1 февраля 2002 года Трудового кодекса Российской Федерации нормы о гарантиях и компенсациях работникам помещены в отдельный раздел VII Кодекса. Однако до настоящего времени данное обстоятельство не получило должной оценки в науке трудового права, что существенно сдерживает ее дальнейшее развитие в части предоставления работникам социальных гарантий.
Рыночная экономика порождает столкновения интересов сторон трудовых отношений. Как показывает практика, основная масса работодателей знает трудовое законодательство, но умышленно его нарушает, особенно в части оформления трудовых отношений, установления размера и выплаты заработной платы, доплат и надбавок, предоставления в полном объеме отпусков и их своевременной оплаты, соблюдения нормы часов рабочего времени.
Представители органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства объясняют сложившуюся ситуацию нежеланием работодателей уплачивать государству налоги в полном объеме [14]. При этом бремя неблагоприятных последствий в основном ложится на работников. Хотя одной из основных задач трудового законодательства в статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации названо создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства.
Представляется, что в настоящее время любой работодатель имеет возможность обеспечить свои экономические интересы без ущерба для прав работников, в том числе путем предоставления всех предусмотренных законом гарантий.
Сказанное позволяет сделать вывод о необходимости более широкого использования гарантий в практике работодателей, что позволит учитывать и интересы работников.
Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе предоставления работникам социальных гарантий.
Предметом исследования являются нормы права, закрепляющие перечень социальных гарантий, предоставляемых работникам в соответствии с трудовым законодательством и механизм их предоставления.
Целью исследования выступает анализ проблем реализации прав работников в части социальных гарантий и поиск путей их решения.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие социальной гарантии;
- определить механизм
предоставления социальных гара
- проанализировать гарантии при приеме на работу;
- охарактеризовать гарантии при переводе на другую работу, при направлении в служебную командировку и при переезде на работу в другую местность;
- рассмотреть гарантии при совмещении работы с обучением;
- определить сущность социальных гарантий при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
- выявить специфику социальных гарантий, связанных с прекращением трудовых отношений.
Теоретическую основу исследования составили труды Н.Г. Александрова, B.C. Андреева, Т.П. Барбашовой, Б.К. Бегичева, Э.Н. Бондаренко, М.О. Буяновой, В.Л. Гейхмана, Л.Я. Гинцбурга, С.Ю. Головиной, К.Н. Гусова, И.К. Дмитриевой, О.Б. Желтова и др.
При выполнении работы использованы системный, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие методы научного познания.
В работе использовались материалы практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов, Конституционного Суда Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Гарантированность является одним из важнейших конституционно провозглашенных принципов, получивших правовое выражение в различных формах: как общее начало, которое свойственно реализации всего объема прав и свобод личности, так и закрепление конкретных гарантий каждого права и свободы в отдельности. Одним из элементов гарантированности является юридическая безопасность. Российский ученый А.А. Тер-Акопов указывает, что юридическая безопасность - это категория, органически входящая в систему гарантий [52, 95]. Можно согласиться с мнением Ю.Г. Мигачева, что «назначение юридических гарантий в возможно полном претворении в жизнь прав, свобод и обязанностей личности» [42, 96].
Субъектом, на которого в первую очередь возлагаются гарантии прав и свобод, является государство.
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой определяет термин «гарантия» в двух аспектах: 1) поручительство за выполнение принятых кем-л. на себя каких-л. обязательств; документ, подтверждающий такое поручительство; 2) то, что создает уверенность в осуществлении, исполнении чего-л. [38, 448]
Советский ученый И.Е. Фарбер под системой гарантий прав граждан видел «фактические условия, обеспечивающие реальное осуществление прав и исполнение обязанностей», выделяя при этом объективные гарантии, заложенные в социально-экономическом и политическом строе социализма, призванные создавать наилучшие условия для осуществления прав, и юридические гарантии, «к которым относится сам закон (и Конституция), а также деятельность Советов, прокуратуры, суда, милиции по охране законности, по защите прав граждан» [56, 158].
В.В. Пасынков под гарантиями прав человека понимает «условия и средства, реально обеспечивающие ему возможность пользоваться правами и свободами и неукоснительно исполнять возложенные на них обязанности» [44, 17]. Вместе с тем исследователь в юридические гарантии включает механизмы и институты защиты прав, свобод и обязанностей человека, что, по нашему мнению, не совсем правильно, ибо защита прав человека и гражданина представляет собой отдельный элемент конституционно-правового статуса личности.
А.И. Умиев под гарантиями прав и свобод личности представляет широкий комплекс условий экономического, политического, социального, юридического, духовного, идеологического характера, сформированных в данном обществе, действие которых направлено на максимальное обеспечение возможности индивида реализовать свои права и свободы. Также он различает понятия «гарантии прав человека», «конституционные гарантии прав человека», «гарантии конституционных прав человека» [55, 11].
В.М. Чхиквадзе считал, что система гарантий - это условия и предпосылки реализации прав, которые «в зависимости от содержания самих прав и свобод граждан, способов их обеспечения и форм реализации дифференцируются на экономические, политические, юридические и идеологические» [59, 98].
А.А. Уваров пишет, что гарантиями называются средства, условия и способы, обеспечивающие соблюдение, реализацию и охрану прав человека. Причем способы реализации прав человека, провозглашенных в Конституции и иных нормативных актах, многообразны [54, 82].
Л.Д. Воеводин указывает, что гарантии могут быть различных видов (социально-экономические, политические, духовно-психологические (нравственные), организационно-технические) и представляют собой условия и средства, призванные обеспечивать, гарантировать нормальное, т.е. установленное законом, функционирование того или иного общественного и правового института [35, 56].
Таким образом, можно сделать вывод, что гарантии прав и свобод представляют собой систему условий, средств и способов (экономических, политических, социальных, юридических (процессуальных)), обеспечивающих каждому человеку правовые возможности для реализации всех его конституционных прав и свобод.
В соответствии со ст. 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. В связи с этим можно утверждать, что практически все нормы ТК РФ направлены на достижение указанных целей. Отсюда следует, что нормы, предусматривающие те или иные гарантии для работников и работодателей, «пронизывают» весь Трудовой кодекс РФ - это и государственные гарантии в области оплаты труда, и гарантии при заключении трудового договора, и гарантии, связанные с ведением коллективных переговоров, и гарантии, установленные для отдельных категорий работников, и т.д.
В ст. 164 ТК РФ дана дефиниция гарантий, которые определяются как средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. В этом случае термин «гарантии» понимается в широком смысле - как все гарантии, предоставляемые работникам в области трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В литературе прозвучало мнение
о том, что отношения по предоставлению гарантий
и компенсаций являются вспомогательно-
Как известно, правовой институт представляет собой сравнительно небольшую, устойчивую группу правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений, является составной частью, блоком, звеном отрасли права и обладает относительной автономией, так как касается в известной мере самостоятельных вопросов [51, 13]. В теории права выделяют ряд признаков, позволяющих считать определенную совокупность правовых норм институтом права. К таким признакам относятся: однородность и обособленность определенной группы отношений, регулируемых нормами права; единство правовых норм, образующих единый комплекс, выражающийся в наличии общих положений, правовых принципов, специфических правовых понятий, а также в совокупности норм, создающих особый правовой режим регулирования; нормативная обособленность, которая проявляется в объединении образующих правовой институт норм в главах, разделах или частях нормативного правового акта или в отдельном нормативном правовом акте; полнота регулируемых отношений выражается в такой совокупности правовых норм, которая позволяет обеспечить наиболее полное регулирование однородных отношений [36, 181].
Исследуя систему и структуру трудового права, В.М. Лебедев приходит к выводу, что трудовому праву известны как так называемые элементарные институты, состоящие из одной группы норм и не имеющие дальнейшего деления на субинституты (подынституты), так и сложные институты: основные, генеральные, сквозные и комплексные институты [40, 112]. По его мнению, сущность и содержание генерального, сквозного института нельзя уяснить без анализа целого ряда важнейших институтов Особенной части трудового права. Элементарные институты трудового права обычно состоят из одной группы норм, качественно единой, призванной урегулировать строго определенный вид общественных отношений (режим рабочего времени, времени отдыха и др.). Генеральный институт в отличие от сквозного содержит в себе ряд институтов или субинститутов.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: можно ли признать отношения по предоставлению гарантии и компенсации в качестве самостоятельного института трудового права?
В разд. VII ТК РФ «Гарантии и компенсации» перечислены случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам (ст. 165 ТК РФ). Этот перечень сформулирован не в исчерпывающем виде по сравнению с тем объемом гарантий, которые указаны в отдельных институтах трудового законодательства. Случаи же, перечисленные в ст. 165 ТК РФ, ни в коей мере не отражают сути понятия, приведенного в ст. 164 ТК РФ. Следовательно, можно констатировать, что система гарантий и компенсаций, закрепленная в разд. VII ТК РФ, небезупречна, что, бесспорно, должно быть принято во внимание при совершенствовании действующего трудового законодательства.
Сегодня, как представляется, утверждать, что нормы, касающиеся предоставления гарантий и компенсаций, можно выделить в отдельный институт трудового права преждевременно, поскольку эти нормы не обладают ни нормативной обособленностью, ни однородностью и т.д., т.е. чертами, присущими такому правовому понятию, как институт права. Возможно, что при дальнейшем развитии законодательства, направленном на совершенствование правовых норм в указанной области, их можно будет признать в качестве сквозного института трудового права.
Идея обеспечения государственных гарантий трудовых прав проводится последовательно в Трудовом кодексе РФ. Установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, защита прав и интересов работников и работодателей признаются целями трудового законодательства (ч. 1 ст. 1 ТК РФ). Установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, названы в числе принципов правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений (ст. 2 ТК РФ).
К сожалению, действующее трудовое законодательство и практика его применения позволяют прийти к неутешительному выводу о том, что в части регламентации вопросов, связанных с гарантиями и компенсациями, существует множество недочетов и недоработок.
Прежде всего, законодатель не проводит четкой границы между случаями предоставления гарантий и случаями предоставления работникам компенсаций и, раскрывая их в разд. VII ТК РФ, не выделяет материальных и нематериальных (процедурных) гарантий.