Понятие «социальная структура» и её элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:12, контрольная работа

Краткое описание

Проблема социальной структуры общества – одна из центральных в социологии. Не случайно в целом ряде изданных на Западе научных трудов и учебных пособий социология определяется как наука о социальной структуре общества, социальных группах и их влиянии на поведение людей. Есть, разумеется, и другие толкования предмета социологии. Но во всех случаях проблеме социальной структуры общества отводится видное место. Это же можно сказать о месте данной проблемы в отечественной социологической литературе.

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 35.85 Кб (Скачать)

Рабство – исторически первая система  социальной стратификации.

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы:

  • при патриархальном рабстве (примитивная форма) раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать;
  • при классическом рабстве (зрелая форма) раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).

Когда говорят  о рабстве как об историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию.

Античное  рабство в Древней Греции и  плантационное рабство в США  до 1865г. ближе ко второй форме, а холопство  на Руси X – XII веков – к первой. Различаются источники рабства: античное пополнялось преимущественно  за счет завоеваний, а холопство  было долговым, или кабальным рабством. Третий источник – преступники. В  средневековом Китае и в советском  ГУЛАГе (внеюридическое рабство) на положении  рабов оказывались заключенные.

На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение – единственная в истории форма  социальных отношений, когда один человек  выступает собственностью другого  и когда низший слой лишен всяких прав и свобод. Такого нет в кастах и сословиях, не говоря уже о классах.

Как и  рабство, кастовый слой выступает характеристикой  закрытого общества. Он не такой  древний, как рабовладельческий  строй, и менее распространенный, Если через рабство прошли практически  все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия – классический пример кастового  общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой  эры.

Кастой  называют социальную группу, членством  в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Он не может перейти из одной касты  в другую при жизни. Для этого  ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индуизмом (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно его канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

Всего в  Индии 4 основные касты:

- брахманы (священники);

- кшатрии  (воины):

- вайшии (купцы);

- шудры  (рабочие и крестьяне).

Помимо  их насчитывается еще около 5 тысяч  неосновных каст и подкаст. Особо  стоят неприкасаемые – они  не входят ни в какую касту и  занимают самую низшую позицию. В Индии в 1991 г. численность касты неприкасаемых равнялось 55,3 миллиона человек.

В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский  город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживает 70% населения, остается кастовой.

Социальная  структура феодального общества хорошо просматривается в развитии европейских стран докапиталистической  эпохи. Она представляла собой взаимосвязь  основных классов – феодалов и  крепостных крестьян, а также сословий и различных групп интеллигенции. Указанные классы, где бы они ни возникали, различаются между собой  по их месту в системе общественного  разделения труда и  социально-экономических  отношений. Особое место занимают сословия.

Сословие  – социальная группа, обладающая закрепленными  обычаем или юридическим законом  и передаваемыми по наследству правами  и обязанностями.

Для сословной  системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в  неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV – XV веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в X – XIII веках главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и  обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в  сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между сословиями, сколько внутри них. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность  кастам, межсословные браки вполне допускались, допускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог  стать рыцарем, купив у правителя  специальное разрешение. В качестве пережитка подобная практика сохранилась  и в современной Англии.

Понятие «класс» отражало собой наступление  новой исторической эпохи и появилось  в конце XVIII века, когда во весь голос  заявила о себе новая историческая сила – буржуазия, решительно оттеснявшая на второй план дворянское сословие.

Класс понимают в двух смыслах – широком и  узком.

В широком  значении под классом понимают большую  социальную группу людей, владеющих  либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

Поскольку частная собственность возникает  в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке  и в античной Греции существовали два противоположных класса –  рабов и рабовладельцев. Феодализм  и капитализм не являются исключением  – и здесь существовали антагонистические  классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К.Маркса, которой придерживаются и сегодня не только отечественные, но и многие зарубежные социологи.

В узком  значении класс – любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью  и престижем. Вторая точка зрения преобладает в зарубежной социологии, а ныне приобретает права гражданства  также в отечественной.

В современном  обществе, опираясь на описанные критерии, выделяют не две противоположные, а  несколько переходящих друг в  друга страт, называемых классами. Одни социологи находят шесть классов, другие насчитывают пять и т.д. Согласно узкой трактовке, классов не было ни при рабовладении, ни при феодализме. Они появились только при капитализме  и знаменуют собой переход  от закрытого к открытому обществу.

В рамках социальной структуры капиталистического общества взаимодействуют прежде всего  различные группы буржуазии, так  называемого среднего класса и рабочих. Особенно много говориться о среднем классе буржуазного общества. Характеризуется он весьма своеобразно. В него включаются мелкие и средние по уровню доходов предприниматели, фермеры, торговцы, высоко оплачиваемые рабочие и служащие. К среднему классу относят большинство населения индустриально развитых капиталистических стран исходя из уровня его доходов. Такой подход имеет право на существование. В нем есть своя логика, тем более, что крупная буржуазия и большинство рабочих в средний класс не включаются. Однако существуют и другие толкования классов того же буржуазного общества, которые опираются на их место в системе общественного разделения труда и отношений собственности на средства производства.

Опыт  строительства социалистического  общества в странах Центральной, Восточной Европы и Азии выявил основные направления развития его социальной структуры. Основными её элементами считались рабочий класс, кооперативное  крестьянство, интеллигенция, сохранившиеся  в некоторых из этих стран (Польше, Китае) слои частных предпринимателей, а также профессиональные и демографические группы и национальные общности. В связи с существенным деформированием социально-экономических отношений деформировалась и социальная структура общества. Это касается прежде всего отношений между социальными группами города и деревни, в том числе между промышленным рабочим классом и крестьянством.

Насильственная  коллективизация по существу уничтожила большую часть предприимчивого  и производительного крестьянства, а неэквивалентный обмен промышленной продукции на сельскохозяйственную постоянно вел к ухудшению  условий жизни сельского населения, в том числе колхозников, рабочих  и служащих совхозов и сельской интеллигенции. Существовавший тоталитарный режим относился ко всей интеллигенции в основном как к обслуживающей интересы рабочих и крестьян прослойке, мало считаясь с ее собственными интересами, а порой проявляя к ней открытое неуважение, заставлял ее лучших представителей служить своим целям. Все это нанесло большой урон развитию интеллигенции. Не был хозяином положения и рабочий класс, от имени которого правящая бюрократия осуществляла свою диктатуру.

Все общество было подчинено сложившейся административно-бюрократической  системе и огромному аппарату чиновников, который по сути дела заставил все социальные слои общества служить своим экономическим и политическим интересам. Понятно, что начавшаяся в середине 80-х годов в ряде социалистических стран перестройка общественных отношений была вначале с энтузиазмом поддержана большинством слоев общества именно потому, что провозгласила своей целью устранение деформаций также и в развитии социальной структуры путем установления гармонических отношений между всеми социальными группами, наиболее полного и справедливого удовлетворения их потребностей и интересов.

Хотя  все развитые страны по степени благосостояния находятся примерно на одинаковом уровне, между ними существуют различия в  характере социальной стратификации, которые объясняются историческим прошлым, культурой, образом жизни  и привычками населения. В некоторых  странах, которые мы привыкли числить  среди самых передовых, сохранились  пережитки сословного строя, несмотря на интенсивное развитие классов. К  таким странам следует отнести  Англию, Японию и Россию. То есть существует и стратификация смешанного типа.

 

 

3) В Книге рекордов Гиннеса можно прочесть, что Дайана Росс носит титул «самой популярной певицы всех времен и народов».

Какой термин вместо титула можно употребить, скажем – статус, звание, ранг?

Вместо термина титул можно употребить и статус, и звание, и ранг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

  1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.И Добренького. – М.: Гардарики, 2000г.
  2. Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ООО «ТК Велби», 2003г.
  3. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. Учебное пособие. – М.: Академический Проект: Трикста, 2004г.
  4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 2000г.
  5. Социология: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998г.
  6. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, Юрайт,1999г.
  7. Харчева В. Основы социологии. Учебник. – М.: «Логос»,1997г.

Информация о работе Понятие «социальная структура» и её элементы