Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:20, реферат
В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество. Общество – это сформировавшаяся в процессе исторического развития человечества, относительно устойчивая система связей и отношений людей, поддерживаемая обычаями, традициями и законами, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.
В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество. Общество – это сформировавшаяся в процессе исторического развития человечества, относительно устойчивая система связей и отношений людей, поддерживаемая обычаями, традициями и законами, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.
I. Введение.
В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество. Общество – это сформировавшаяся в процессе исторического развития человечества, относительно устойчивая система связей и отношений людей, поддерживаемая обычаями, традициями и законами, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.
Элементами столь сложной социальной системы являются люди, социальная деятельность которых обуславливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т.д.).
Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению.
Любое общество стремится к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающее начало, без которого невозможно воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом.
На разных этапах структуры общества возможен рост одного и сокращение другого слоя. Эти изменения невозможно объяснить естественный прирост населения. Происходит либо подъем, либо падение значительных групп. И даже относительная устойчивость социальных слоев не исключает миграции отдельных индивидов по вертикали.
Взаимодействие в обществе обычно приводит к становлению новых социальных отношений. Последние можно представить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.
В социологии понятия «социальная структура» и «социальная система» тесно связаны между собой. Социальная система – это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы. Понятие «социальная структура общества» есть часть понятия социальной системы, и объединяет два компонента – социальный состав и социальные связи. Социальный состав – это набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Таким образом, понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны, социальный состав, или совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих социальных элементов общества, с другой – социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.
Социальная структура общества означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Эта устойчивая связь элементов в социальной сети. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура общества отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, научно-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальные аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.
Социальная структура как своего рода каркас всей системы общественных отношений, то есть как совокупность экономических, социальных и политических институтов, организующих общественную жизнь. С одной стороны, эти институты задают некоторую сеть ролевых позиций и нормативных требований по отношению к конкретным членам общества. С другой стороны, они представляют собой определенные достаточно устойчивые пути социализации индивидов.
Главным принципом определения социальной структуры общества должен быть поиск реальных субъектов социальных процессов. Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы различных размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная секта и так далее.
С той точки зрения
социальную структуру общества можно
представить как более или
менее устойчивое соотношение социальных
слоев и групп. Для изучения многообразия
иерархических расположенных
Первоначально идея стратового представления социальной структуры имела ярко выраженный идеологический оттенок и была призвана нейтрализовать марксистскую идею классового общества и доминирования в истории классовых противоречий. Но постепенно идея выделения социальных слоев в качестве составляющих общества элементов утвердилась в социальной науке, ибо она действительно отражала объективные различия разных групп населения в рамках отдельно взятого класса.
2) Прогресс и регресс.
Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение – от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т.е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.
Очевидно, что прогрессивное развитие общества не включает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции – яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос6 а можно ли говорить о движении человечества вперед?
В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).
3) Основные признаки общества.
Общество в целом является предельно общим объектом социологического знания, что обуславливается рядом обстоятельств.
Во-первых, общество представляет собой ту условную «границу», за которую социология не может и не должна выходить по своей сути.
Во-вторых, возникновение, существование и развитие социологии связано, прежде всего, с необходимостью цивилизованного управления обществом, микро- и макросоциальными процессами, протекающими в нем.
В-третьих, правильное объяснение результатов конкретно социологических исследований на любом уровне оказывается объективно невозможным без учета специфики того общества, в котором эти исследования проводятся.
Что же такое общество? В современной социологии нет единой трактовки содержания этого понятия. Общество – это социальная система, представляющая собой исторически сложившуюся и развивающуюся форму единства индивидов и социальных групп, обеспечивающую организацию и координацию их взаимодействия.
Общество характеризуется рядом признаков, первым из них является территория как географическое пространство, на котором складываются социальные связи, отношения и взаимодействия.
Второй отличительной чертой общества служит его устойчивость, то есть способность поддерживать и воспроизводить внутренние взаимосвязи. Отмечая устойчивость как важнейшую характеристику общества, социологи расходятся в объяснении ее основополагающих причин. Некоторые социологи придерживаются точки зрения, суть которой состоит в том, что устойчивость существования общества обеспечивается наличием государственной власти, которая контролирует поведение и взаимоотношения людей, подавляя, в случае необходимости, их деструктивные устремления и действия.
По-видимому, социальная стабильность обеспечивается не каким-то одним, а рядом социальных факторов, в число которых входит и структура общества.
Исторически сложившееся строение основных социальных культур обеспечивает оптимальное сочетание их устойчивости и изменчивости при очевидном приоритете момента их устойчивости. Поэтому развитие социальных культур, сопровождающееся увеличением количества входящих в них элементов и усложнением связей между ними, происходит, как правило, постепенно и достаточно медленно, вместе с тем, в этом процессе существуют периоды относительно быстрого и достаточно радикального изменения социальных структур.
Далеко не все изменения социальной структуры общества приводят к социальному прогрессу. Более того, несвоевременная и недостаточно продуманная ее «перестройка» может привести к социальному застою и даже к регрессу. Предпосылки таких социальных катаклизмов заложены в специфике общественного развития.
Существенной отличительной чертой достаточно зрелого общества является его автономность и высокий уровень саморегуляции. Автономность общества проявляется в его способности создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставлять им широкие возможности для самоутверждения и самореализации. Только в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, зная при этом, что он всегда сможет удовлетворить другие свои потребности за счет такой же узкопрофессиональной деятельности других людей. Только в обществе он может приобрести необходимые навыки и приобщиться к достижениям материальной и духовной культуры, науки и т.п. Иными словами, общество обладает той самодостаточностью, которая обеспечивает его относительную автономность и позволяет ему выполнять свое основное предназначение – предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей,
Автономность и
Четвертая отличительная черта общества заключается в его большой интегрирующей силе. Общество социализирует каждое новое поколение людей, т. Е. включает его в сложившуюся систему общественных связей и отношений, приобщает к общепринятым нормам и правилам поведения. Благодаря указанному качеству общество оказывается восприимчивым к нововведениям, органично включает в себя новые социальные образования, институты и социальные нормы, обеспечивая тем самым преемственность своего развития.
Общество возникает по мере возникновения, упорядочения и упрочнения социальных связей, по мере формирования социальных институтов и норм, поддерживающих и развивающих эти связи.
Вместе с тем, общество, общественные связи и отношения представляют собой результат деятельности конкретных людей. Любой социальный институт, любая система ценностей и норм выполняют свою регулирующую роль только в том случае, если они материализуются в действиях, поступках индивидов. Вот почему проблема существования, функционированию и развития общества – это также проблема существования, функционирования и развития индивида в обществе. Объективная разнонаправленность интересов социальных групп, слоев и классов приводит к социальным изменениям только в том случае, когда начинают активно действовать конкретные носители этих интересов.
4) Классификация социальных систем
Объективная сложность социальных систем обусловливает многообразие их конкретных проявлений. Одно общество может отличаться в действительности как явно (язык общения, культура, географическое положение, политический строй, уровень благосостояния), так и неявно (степень стабильности, глубина социальной интеграции или дезинтеграции). Данное обстоятельство исключает наличие единого интегративного критерия, на основе которого можно было бы классифицировать социальные системы.
Вместе с тем, для решения этой проблемы вполне достаточно выбрать из всего многообразия признаков наиболее характерные и на их основе осуществить классификацию различных общественных систем.
В мировой социологии широкое распространение получило деление обществ на «традиционные» (аграрные), индустриальные и постиндустриальные.
Под «традиционным» понимается общество с преимущественно аграрным способом хозяйствования, с малоподвижными социальными структурами и с основанными на патриархальных традициях способом социокультурной регуляции. Поведение индивидов в таком обществе строго контролируется и регламентируется обычаями, консервативными нормами и социальными институтами. Обычаи, нормы, социальные институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускается даже мысль а каком-либо их изменении.