Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:20, реферат
В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество. Общество – это сформировавшаяся в процессе исторического развития человечества, относительно устойчивая система связей и отношений людей, поддерживаемая обычаями, традициями и законами, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.
В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество. Общество – это сформировавшаяся в процессе исторического развития человечества, относительно устойчивая система связей и отношений людей, поддерживаемая обычаями, традициями и законами, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.
Одной из наиболее существенных социальных общностей являются этнос, который может быть представлен родом, племен, народностью, нацией. Этнос – это исторически сложившаяся на определенной географической территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами психологического склада, а также сознанием уникальности свое материальной, интеллектуальной и духовной культуры.
Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса является общность территории, поскольку именно она создает условия для солидарной деятельности, общения и объединения людей. Но впоследствии, когда этнос сформировался, этот признак приобретает второстепенное значение и может отсутствовать совсем.
Значительную роль в формировании этнической общности играют расовый и религиозный факторы. Примером расовой этнической общности можно назвать негроидный этнос, исследования социологов показывают, что негры Африки и США осознают себя единой общностью. Религия также служит существенным системообразующим признаком в формировании этноконфессиональной общности людей. Примером тому являются: христианство в его православной и католической формах, мусульманство, иудаизм, буддизм и другие, менее масштабные, религиозные общности.
Интегративным показателем сформировавшейся этнической общности является этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу. В его формировании существенную роль играют: глубокое знание родного языка, истории своего народа, его фольклора (предания, сказок, былин, народных песен), личное непосредственное участие в исторических событиях.
7) Общество в наши дни
Современное общество охватывает два периода развития, соответствующих двум типам общества – индустриальному и постиндустриальному.
Современное понимание «общества» сформировалось в европейской культуре не ранее XVII – XVIII веков. В конце XVIII века возникло понятие «гражданское общество». Оно описывало нравы и обычаи всего народа, самодеятельность и самоуправление населения, участие в политической жизни простых людей, не управляемое государством, а возникающее стихийно.
Раньше так называемых простолюдинов не включали в состав того, что называли «обществом». Таким образом, понятие «общество» ограничивалось аристократией, т.е. меньшинством населения, сосредоточившим у себя все богатство и власть. Сегодня мы назвали бы эту часть «высшим обществом», «высшим светом», элитой или как-то еще.
Распространение понятия «общество» на все более широкий круг людей являлось постепенным и достаточно противоречивым процессом. В некоторых европейских странах женщины до сих пор не имеют права голоса. Во многих государствах мира сохраняется минимальный ценз оседлости. Значит, здесь за рамки общества выведены целые слои населения. Сегодня такая ситуация сложилась в странах Балтии.
Именно XVIII век считают отправной точкой промышленной революции, изменившей экономический облик Европы. На смену домашней фабрике приходит крупная промышленность с тысячами наемных работников на одном предприятии
Благодаря успехам медицины, улучшению санитарных условий жизни и качества питания резко сокращается смертность. Напротив, средняя продолжительность жизни растет. Увеличивается и численность населения. Люди все более охотно мигрируют из села в город в поисках более комфортной жизни, культурно разнообразного досуга, лучших возможностей получить образование.
Урбанизация - расширение доли городского населения и распространение городского образа жизни на все слои населения - становится неотъемлемым спутником другого процесса – индустриализации. Индустриализация требует все более и более подготовленных работников, так как сложность технологии постоянно растет. Такую возможность обеспечивает именно урбанизация – выкачивание сельского населения и превращение его в городское высокообразованное.
Экономическая самостоятельность и расширение политических свобод граждан привели к тому, что понятие личности постепенно распространяется и на простых людей.
В индустриальном обществе впервые место работы отделяется от места жительства: в отличие от ремесленника рабочий каждое утро покидает свой дом и отправляется в городском транспорте на другой конец города, где расположена его фабрика. Основная часть населения трудится в промышленности, живет в городе. К появлению общества такого типа привели два глобальных процесса:
Индустриальное общество
Обе они радикально изменили лицо Европы: первая дала человечеству экономические свободы и новую социальную стратификацию, а именно классовую, а вторая – политические свободы и права, а также новую политическую форму общества – демократию, основанную на равенстве всех людей перед законом.
За три века европейское общество изменилось неузнаваемо. На смену феодализму пришел капитализм. В обиход вошло понятие «индустриализация». Ее флагманом выступила Англия – родина машинного производства, свободного предпринимательства и нового типа законодательства.
Индустриализации – применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тягловые животные. Переход к промышленности был для человечества такой же значительной революцией, как в свое время переход к земледелию. Благодаря промышленности небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинство населения, не прибегая к обработке земли.
В отличие от земледельческих государств и империй индустриальные страны более многочисленные – десятки и сотни миллионов человек. Это выскоурбанизированные общества. Если в земледельческом обществе города играли важную, но не самодовлеющую роль, то в индустриальном обществе их роль стала заглавной.
Разделение труда шагнуло далеко вперед. Вместо нескольких десятков специальностей доиндустриального общества появились тысячи и десятки тысяч профессий. Причем скорость, с какой на смену старым профессиям приходили новые, возросла в десятки и сотни раз. И большинство их них были просто неизвестны аграрному обществу.
Теперь уже больше половины населения занято промышленным трудом, а меньшая его часть – аграрным. Престиж первого постоянно растет, а второго падает. Правда, до известного предела. Наступит время, и престиж промышленного труда также начнет неумолимо снижаться. Но произойдет подобное в связи с переходом к следующей стадии – постиндустриальному обществу.
В доиндустриальном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами. В индустриальном обществе – промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном – теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.
Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становиться уровень образования и знания.
Доиндустриальные общества
имели экономику, основанную на первичном
производстве. Индустриальные общества
имеют экономическую и
В постиндустриальном обществе основную роль играют не промышленность и производство, а наука и технология. Индустриальное общество можно определить количеством производимых товаров, а постиндустриальное – умением вырабатывать и передавать информацию.
III. Заключение.
Общество как социальная система всегда было, есть и останется наиболее сложным и привлекающим внимание социологов объектом изучения. По степени сложности оно может сравниться только с человеческой личностью, индивидом. Социум и индивид неразрывно связаны и взаимоопределяются друг через друга.
Переход к новому типу общества сопровождается кардинальными изменениями социальных институтов. Эти изменения происходят на наших глазах, нередко получая негативную оценку. Особый смысл новые культурные ценности приобретают в системе высшего образования, которая служит, как известно, одним из главных агентов социализации, то есть воспроизводства ценностных структур общества. Высшее образование в новом раскладе ценностных ориентаций уже не служит источником распространения фундаментальных научных ценностей.
Россия, превратившись в испытательное поле современной цивилизации, показывает мировому сообществу черты грядущего, с которыми оно столкнётся в недалёком будущем. Это и есть «новый бравый мир», который, быть может, совсем не тот, о котором мечтало «всё прогрессивное человечество». Это ничто иное, как проекция общемировых тенденций.