Автор: Антон Мещеряков, 17 Октября 2010 в 16:47, реферат
Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки
1. Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки
2. Основные направления развития социологии
3. Этапы развития науки
4. Методы сбора социологической информации
5. Литература
.
Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки: объективный и субъективный аспекты.
Общие
исторические (социально-институциональные)
предпосылки возникновения
Эмансипация структур гражданского общества. «Общество» и «государство» как реальные социальные институты и как научные категории (новая эпоха как фактор, способствовавший изменению содержательного наполнения этих понятий). Отношения между государством и гражданским обществом — два взгляда на данную проблему (Г.В.Ф. Гегель и классический либерализм). Деполитизация дискурса общественной мысли. Новая наука о новом обществе — обретение социологией своего предмета.
Ментальные
(когнитивно-гносеологические и социокультурные)
предпосылки возникновения
Наука, философия, религия — новая расстановка сил в новых условиях. Обоснование методологических принципов эмпиризма (Ф. Бэкон). Разграничение познавательных задач науки и метафизики (И. Кант). Предметно-методологическое размежевание научной и философской ориентаций мыслительной деятельности субъекта познания.
Общая
характеристика интеллектуальной обстановки,
на фоне которой возникла новая наука.
«Просветительская традиция» в
европейской общественной мысли: основные
черты и отличительные
Социологические
воззрения К.А. де Сен-Симона. Законы
механики (закон тяготения) как отражение
универсального принципа мироустройства.
Концепция социального
В
современной социологической
Философия
истории, или социальная философия,
ориентирована на поиск общих, универсальных,
законов общественного
В
основной своей работе "Закат
Европы" немецкий социальный философ
О. Шпенглер предрекал гибель европейской
цивилизации. В известной мере он
подготовил почву для национал-
Во-вторых,
развитие культуры подчинено жесткому
ритму: рождение, детство, молодость, зрелость,
старость и закат. В пределах общего
цикла выделяются два главных
этапа: восхождение - собственно культура
и этапы ее нисхождения - цивилизация.
По мере развития любой культуры происходит
ее окостенение, омертвление творческих
начал, что проявляется в процессах омассовления,
символы которого - скопление людей в мегаполисах
вместо деревень и небольших городов,
глобализация всех форм жизни - хозяйства,
политики, техники, науки. Свое концентрированное
выражение эти процессы находят в мировых
войнах, цель которых - господство государств,
народов - победителей над миром, кроме
того, в появлении фигуры фюрера, вождя,
цезаря, что имело место во всех культурах
на стадии цивилизации. Хотя бесконечная
череда войн ведет к закату, гибели культур,
О. Шпенглер относится к такой перспективе
с мрачным воодушевлением. Нет более высокого
смысла для человека, чем участие в таких
войнах. Этот, по выражению Т.
Манна, свинцовый фатализм и был в
известной мере идеологическим обоснованием
фашизма. Есть достаточно исторических
фактов (культ личности и др.), позволяющих
утверждать, что некоторые шпенглеровские
идеи отразились и на нашей истории.
Близки к идеям О. Шпенглера взгляды русского
социолога Н. Данилевского, который предложил
теорию культурно-исторических типов.
В ней упор делается на многолинейность
развития цивилизации в отличие от европоцентристских
представлений.
Н. Данилевский, а затем А.
Тойнби выделили 13 типов. Добавились
греческий, римский, еврейский, аравийский,
славянский. Кроме того, русский философ,
подчеркивая многолинейность развития
культуры, цивилизации, отстаивал идею
их обособленности, замкнутости. Культурно-исторические
типы он различал по своеобразию четырех
основополагающих видов деятельности:
религиозной - еврейский тип, культурной
- греческий, политической - римский, экономической
- романо-германский. Славянскому типу,
по мнению Н.Я. Данилевского, с его православием,
крестьянской общиной, самобытной культурой,
предначертано стать ведущим культурно-историческим
типом.
Н. Данилевский выступал как идеолог самодержавия,
защитник национальной вражды. Основная
его работа - "Россия и Европа. Взгляд
на культурное и политическое отношение
Славянского мира к Германо-Романскому".
Вот мнение об этой книге П. Сорокина: "Начатая
как памфлет высочайшего уровня, она демонстрирует
политическую дискуссию такой пробы, что
превращается в выдающийся трактат по
философии истории и социологии культуры
и оканчивается как образец необычайно
проницательного и верного по существу
политического прогнозирования и проповеди".
П. Сорокин считал, что Н. Данилевский на
50-70 лет раньше, чем западные ученые, пришел
к положениям и выводам современной науки.
Но есть и другая сторона медали. В Н. Данилевском
видели теоретика воинствующего и враждебного
народам Европы панславизма, идеолога
русского империализма и экспансии. Победа
СССР над Германией, создание социалистического
содружества подавались как реализация
панславистских идей Данилевского, только
вместо Константинополя и Босфора у России
оказался Кенигсберг с Восточной Пруссией.
Н. Данилевский реализовал идею А.С. Пушкина,
сформулированную в 1830-1831 гг.: "Россия
никогда не имела ничего общего с остальной
Европой... история ее требует другой мысли,
другой формулы, чем мысли и формулы, выведенные
Гизотом из истории Христианского Запада".
Вглядываясь в трагедию последних лет
- распад великой державы, - поневоле задумываешься:
может, потому и возникли проблемы СССР,
что различные культурно-исторические
типы - славянский, еврейский, арабский,
романо-германский - Россия попыталась
соединить в едином государстве. Видимо,
народы, представляющие различные культурно-исторические
типы, могут сосуществовать вместе до
известного предела. В нашем случае сосуществовали
разные культурно-исторические типы. Исчезла
внешняя угроза, и на определенном уровне
национального самосознания стали разваливать
общий дом. Белоруссия, Украина, Россия,
если не считать вкраплений типа католической
Западной Украины,- единый культурно-исторический
тип.
К рассматриваемому направлению социологической
мысли можно отнести и разработку концепции
устойчивого развития современного
мира. Она была впервые сформулирована
на Бразильском конгрессе по экологии
и активно развивается во всех странах,
в том числе и России.
Следуя рекомендациям и принципам, изложенным
в документах Конференции ООН по окружающей
среде и развитию, необходимо и возможно
осуществить в РФ последовательный переход
к устойчивому развитию, обеспечивающий
сбалансированное решение социально-ресурсного
сохранения благоприятной окружающей
среды и природно-ресурсного потенциала
в целях удовлетворения потребностей
нынешнего и будущих поколений людей.
В
противовес функционалистским подходам,
отстаивающим эволюционные, стабилизационные
моменты в социальном развитии, марксизм
(конфликтологические теории) особенно
выделяет борьбу различных групп
и направлений.
Прежде всего, это марксистская традиция
в социологии, подчеркивающая экономический
детерминизм в социальном развитии, соперничество,
антагонизм различных социальных групп.
При этом надо иметь в виду, что марксизм
широко используется и на Западе. Правда,
здесь из него выбрасывается радикальное
содержание, используются идеи раннего
К. Маркса. В итоге марксизм носит фрагментарный
характер.
В России в результате деятельности В.
Ленина марксистская социология превратилась
в основу политической практики и серьезно
себя дискредитировала. Но, разумеется,
не перестала существовать. Типичный пример
- новая программа РКП Г.
Зюганова.
Дж. Александер, автор книги "Социологическая
теория после 1945 года", пишет: "Марксизм
отличается от других форм современной
социологии не столько своими теоретическими
предпосылками, сколько своей идеологией.
Речь идет о роли, которую играет эта идеология.
Марксизм - единственная форма социологической
теории, моральные установки которой сразу
же бросаются в глаза". При этом Дж. Александер
подчеркивает, что указанные обстоятельства
не делают марксистскую социологию менее
научной, чем другие направления социологической
теории.
Методологической основой этого направления
социологической мысли является исторический
материализм. Основной вклад в социологию:
теории классовой борьбы, социального
конфликта, отчуждения человека. Некоторые
идеи марксистской социологии не выдержали
испытания временем, например, идея об
абсолютном обнищании рабочего класса
по мере развития капиталистического
общества. Другие идеи - социального равенства,
общенародного государства - были дискредитированы
в политической практике реального социализма.
Другое заметное направление современной конфликтологической социологии развивалось под воздействием Франкфуртской школы социальных исследований, которая сложилась в Германии в 30-е гг.
Иногда это направление называют неомарксизмом.
После
прихода к власти Гитлера Франкфуртская
школа была разгромлена. Основная часть
сотрудников размещалась
Главная социологическая идея - отчуждение
человека, стандартизация и обезличивание
в современном обществе. Характерна также
жесткая и беспощадная критика современного
общества - и капитализма, и социализма;
тотальное отрицание всякой идеологии.
Теоретические истоки Франкфуртской школы
- марксизм и левый фрейдизм, фрейдомарксизм.
В обстановке марксистского ренессанса
в западноевропейской общественной мысли
сложилась леворадикальная, или так называемая
критическая, социология.
Пожалуй, самая яркая и заметная фигура
из вышеназванных - Г.
Маркузе - идеолог новых левых, леворадикального
молодежного движения в Западной Европе.
Комплекс
этих идей обеспечил Г. Маркузе популярность
среди леворадикальной
В настоящее время влияние социологов
Франкфурской школы сильно снизилось
и находит свое отражение в идеях кризиса
позднекапиталистического общества. Представители
конфликтологической социологии считают,
что главное - это соперничество различных
групп за власть, перераспределение доходов,
монополию на духовное лидерство, и устранить
эти конфликты невозможно.
Развитие
науки, научно-технической революции,
взаимодействие с производством, их социальные
последствия, кадры науки рассматриваются
социологией науки.
Для начала следует уточнить понятия "научная
революция", "научно-техническая
революция", "промышленная революция",
"технологическая революция", "зеленая
революция".
Научная революция - качественный
скачок в познании окружающего мира, развитии
производства. Научных переворотов, сдвигов
в истории человечества было немало: открытие
огня, колеса, паровой машины, электричества,
атомного ядра. Известно, что древние цивилизации
Америки при всех впечатляющих достижениях
инков, ацтеков не додумались до колеса
и все грузы перемещали волоком.
Промышленная революция - замена
физического труда в процессе производства
машинами. Они, по существу, взяли на себя
транспортные, технологические, энергетические
функции работающего человека. Но очень
скоро обнаружилось, что промышленная
революция имеет свои пределы. Скорости
технологических процессов стали сдерживаться
умственными, физиологическими возможностями
человека, управляющего машинами. Не говоря
уже о том, что присутствие человека рядом
со многими аппаратами физически невозможно
из-за высокой опасности, температур, давлений,
скоростей. Можно привести такой факт:
примерно 70 процентов аварий на авиационном
транспорте случается по вине человека,
а не техники.
Научно-техническая
революция. Потребовалось автоматизировать
производство, вывести человека из системы
машин. Такая возможность появилась с
созданием первых ЭВМ, кибернетических
устройств, первых полностью автоматизированных
производств. Когда машины стали исполнять
некоторые умственные функции человека,
произошла научно-техническая революция.
Далее наступил переход ее на этап технологической
революции: атомная энергетика, материалы
с заранее заданными свойствами, биотехнологии,
ЭВМ с элементами искусственного интеллекта,
лазерные технологии, оптико-волоконная
связь и многое другое.
Зеленая революция - научные разработки,
позволившие программировать урожай,
внедрять интенсивные технологии, новые
методы в селекции. Наглядный пример: тепличный
комбинат в Заводоуковске, где растения
выращиваются на искусственном грунте,
регулируется температура, автоматически
к каждому растению подаются через капельное
орошение необходимые питательные вещества,
и всеми этими процессами управляют компьютеры.
Понятие информационной
революции связано с массовым использованием
информационных технологий в различных
сферах производства и общественной жизни:
накопление, обработка и быстрая передача
информационных ресурсов. Самый наглядный
пример: пластиковые деньги, позволяющие
расплачиваться карточкой за самые различные
услуги в любой стране мира.
Достижение науки и последствия технологической
революции столь впечатляющи, что в души
даже умных людей закрадывается суеверный
страх: а что же дальше? В современной науке
обозначилось такое направление социальных
прогнозов, как технологический пессимизм,
смысл которого заключается в том, что
человека вытеснит и поработит машина.
Отец кибернетики, , Норберт Винер писал
о том, что в будущем обществе средний
человек не сможет предложить ничего такого,
за что стоило бы платить деньги. Такие
же идеи развивал известный русский физик,
Н.А.Умовк.
В этом плане интересно обратиться к истории.
Во времена культуры прото-чимо в Перу
IV-VII в. на кувшинах передавалось содержание
еще более древнего мифа, согласно которому
наступит день, и собаки, куры, горшки,
жернова, сковороды восстанут против своих
угнетателей и переложат на них бремя
своего труда. Тогда жернова перемелют
своих изобретателей, куры их зарежут,
сковороды изжарят, собаки съедят.
Ослепленные блеском машин люди забывают,
что это всего-навсего отраженный свет
человеческого ума. Когда чемпион мира
Гарри Каспаров проигрывает шахматную
партию компьютеру, то стоит помнить, что
играет не сам компьютер, а программа,
созданная группой талантливых программистов.
Информация о работе Понятие и становление социологии как науки