Понятие и становление социологии как науки

Автор: Антон Мещеряков, 17 Октября 2010 в 16:47, реферат

Краткое описание

Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки

Оглавление

1. Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки
2. Основные направления развития социологии
3. Этапы развития науки
4. Методы сбора социологической информации
5. Литература

Файлы: 1 файл

Microsoft Office Word Document.docx

— 43.43 Кб (Скачать)

Методы  сбора социологической  информации.

      Метод опроса – это не изобретение  социологов. Во всех отраслях  науки, где  для  получение  информации  исследователь  обращается  к   человеку   с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода.  Например, врачи,  выясняя  течение  болезни  и   предшествующее   состояние   здоровья пациента, проводят анамнестические  опросы.  Юристы,  выясняя  у  свидетелей обстоятельства дела, также пользуются  методом  опроса,  специально  изучают его психологические аспекты  и  возможности  оценки  достоверности  ответов. Журналисты, педагоги,  работники  служб  социального  обеспечения  и  многих других  сфер  социальной  практики  используют  этот  метод  для   получения интересующей их информации.

       Специфика  метода  состоит   прежде  всего  в   том,   что   при   его использовании  источником  первичной  социологической  информации   является человек (респондент)  –  непосредственный  участник  исследуемых  социальных процессов и  явлений.  Существует  две  разновидности  опроса,  связанные  с письменной или устной формой  общения  с  респондентами  –  анкетирование  и интервьюирование. В их основе лежит совокупность  предлагаемых  опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.

      Каждый вариант опроса представляет  собой  одну  из  наиболее  сложных разновидностей  социально-психологического  общения,  обусловленного   рядом обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть  перечнем  вопросов, в которых реализован предмет исследования;  качеством  работы  анкетёра  или интервьюера;   сосредоточенной   работы   респондента   над    предложенными вопросами;  психологическим  состоянием  респондента  в  момент   проведения опроса.

      Метод опроса, опирающийся на  достаточное число обученных  анкетёров или интервьюеров, позволяет в максимально  короткие  сроки  опрашивать  довольно большое количество респондентов   и  получать  различную  по  своей  природе информацию.

      Однако,  всегда  следует  учитывать   возможное  искажение  информации, полученной методом опроса,  связанное  с  особенностями  процесса  отражения различных сторон социальной практики в сознании людей.

Анкетирование

      Наиболее распространенный в  практике прикладной социологии  вид  опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.

      Групповым анкетированием называется  опрос, применяемый  в  основном  в организациях (места работы, учёбы и т.д.).

      При индивидуальном  анкетировании   вопросники  (анкеты)  раздаются   на рабочих местах или  по  месту  жительства  респондента.  В  последнее  время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью  электронных видов связи: телефон, E-mail).

       Социологическая  анкета  -  объединенная   единым   исследовательским замыслом  система  вопросов,  направленных   на   выявление   количественно- качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее  предназначение  - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд  правил  и принципов ее конструирования, а также особенности  различных  вопросов.  При составлении анкет необходимо учитывать, что  вопрос  должен  быть  одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым  и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).

      Все вопросы можно классифицировать:

- по содержанию (вопросы о фактах  сознания,  о  фактах  поведения  и  о

- личности респондента);

- по форме (открытые, закрытые и полузакрытые, прямые и косвенные);

- по функции (основные и неосновные).

      Вопросы о  фактах  сознания  людей  направлены  на  выявление   мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д.  Вопросы  о  фактах  поведения выявляют  поступки,  действия,  результаты  деятельности  людей.  Вопросы  о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст  и т.д.).

      Закрытым вопрос называется  в   том  случае,  если  на  него  в  анкете приводится  полный  набор  вариантов  ответов.  Прочитав  их,   опрашиваемый выбирает только тот, который  совпадает  с  его  мнением.  Закрытые  вопросы могут быть альтернативные и  неальтернативные.  Альтернативные  предполагают возможность  выбора   респондентом   всего   одного   варианта   ответа,   а неальтернативные - нескольких вариантов ответов.

      Открытые вопросы не содержат  подсказок и не  “навязывают”  респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте  и до мельчайших подробностей, поэтому они дают  более  богатую  по  содержанию информацию, чем закрытые вопросы.

      Полузакрытые вопросы. Здесь наряду  с  набором  определенных  вариантов ответов   в   ситуации   невозможности   выбрать   подходящий   вариант   из предложенного  перечня,  респонденту  предоставлятся  возможность  высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме  в  свободной  форме,  т.е.  соединяются признаки открытости и закрытости.

       Прямые  и  косвенные  вопросы.  Иногда  вопросы  анкеты  требуют   от респондента  критического  отношения  к  себе,  окружающим   людям,   оценки негативных явлений действительности и  т.д.  Такие  прямые  вопросы  в  ряде случаев или  остаются  без  ответа,  или  содержат  неточную  информацию.  В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы,  сформулированные в  косвенной  форме.  Респонденту  предлагается  воображаемая  ситуация,  не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

      Основные вопросы анкеты направлены  на  сбор  информации  о  содержании исследуемого явления. Неосновные - на выявление адресата  основного  вопроса (вопросы-фильтры), проверку  искренности ответов (контрольные вопросы).

При проведении анкетного  опроса проходится три  этапа:

     1)  подготовительный  этап  (включающий  разработку  программу  опроса, составление плана и   сетевого   графика   робот,   проектирование инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария, составление  инструкций  для  анкетера,  респондента  и  других  лиц участвующих в опросе, подбор и подготовка  интервьюеров,  анкетеров,   решение организационных проблем).

     2)  оперативный  этап  –   сам  процесс  анкетирования,   имеющий   свои  собственные  стадии поэтапного осуществления;

      3)результирующий этап – обработка  полученной информации

Любая анкета включает в  себя три основные части :

     1) вводную

     2) содержательную (основную) часть

     3) заключительную часть (паспортичку)

      Во введении указывается, кто  проводит исследование, его цель  и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер  ее  заполнения, а также выражается благодарность  за  участие  в  анкетировании.  К  вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

      Паспортичка  (демографическая   часть)  содержит  в  себе  сведения   о респондентах  с  целью  проверки   надежности   информации.

  Это   вопросы, касающиеся  пола,  возраста,  образования,  места  жительства,   социальногоположения и происхождения, стажа работы респондента и др.

      Особое значение имеет составление  основной части анкеты, т.к. от  этого во многом зависит успех проводимого исследования.

      Содержание анкеты (характер и  виды  задаваемых  вопросов,  порядок   их размещения, формализация предполагаемых  ответов)  определяется  стремлением получить наиболее достоверную информацию об  изучаемом  объекте.  Для  этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов,  на  базе  которых формируется содержательная  часть  анкеты.  Формулировка  вопросов  –  самый сложный этап составления анкеты.

Правила составления анкет.

     Содержание  вопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь в структуре

вопросника  должны отвечать двум требованиям.

        Во-первых, вопросы должны быть необходимыми и достаточными для обеспечения эмпирической проверки гипотез исследования, для решения его познавательных задач. Это требование обеспечивается на стадии эмпирической интерпретации понятий посредством выработки набора индикаторов и соответствующего ему списка единиц искомой информации. Каждый вопрос рассматривается при этом как специфический измерительный инструмент. Для получения необходимой информации.

      Во-вторых, необходимо учитывать социально-психологические особенности опрашиваемых, выступающих источником информации. Это значит, что автор вопросника должен учитывать информированность опрашиваемых о предмете опроса, специфику их языка, традиции общения, представлений о престиже и др. С учётом данных требований связаны такие факторы качества результатов опроса, как искренность и достоверность ответов респондентов, их установка на сотрудничество с интервьюером. В практической работе при

     Проведение  анкетного опроса должно соответствовать  ряду специфических требований.

  • Он не должен длится более 30-40 минут, в противном случае респондент устаёт, и последние вопросы обычно остаются без полноценных ответов.
  • Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми.
  • Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего если он будет нейтральным.
  • Трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент успел «включиться» в тему.
  • Вопросы должны быть ясными, чёткими, понятными опрашиваемым.
  • Вопросы должны отвечать требованиям логики: в начале речь должна идти об установлении того или иного факта, а потом уже о его оценке. Это важнейшее требование социологического исследования.

     Постановке  вопросов предшествует обращение в  определённой форме к респонденту  с просьбой принять участие в  проводимом исследовании. Это является своего рода введением, которое должно быть кратким, понятным и чётким. Построение вопросника представляет собой создание своеобразного «сценария» ситуации опроса, логики общения исследователя  с респондентом как источником необходимой  информации. Поэтому вопросник есть не просто совокупность вопросов, а  определённым образом организованная исследовательская ситуация.

     Наиболее  популярная композиция вопросника связана  с выделением трёх фаз в ситуации опроса: вступительной, основной, заключительной. В начале опроса респондент может  испытывать некоторый дискомфорт и  даже острую настороженность в связи  с непонятными целями опроса и  самим фактом выбора для опроса именно его. Установление первого контакта решается кратким вступлением к  вопроснику. Первые вопросы анкеты – наиболее простые и доступные  по смыслу и технике заполнения, одновременно служат объяснением правил «игры», в которую интервьюер вовлекает  респондента.

     От  начала к середине опроса вместе с  активизацией внимания и интереса респондента  могут увеличиваться сложность  и острота вопросов, которые запланированы  в исследовании. Вторую половину опроса рекомендуется посвящать более  простым вопросам, использовать психологические  приёмы, активизирующие внимание респондента.

     Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому и проблемному  принципам. При этом переход к  новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, «переключателями» внимания.

     В конце анкеты обычно помещают «паспортичку», с помощью которой собирают социально-демографическую  информацию о личности опрашиваемого. В неё заносят те показатели, статистические распределения которые в генеральной  совокупности интересуют исследователя. Именно эти вопросы – пол, возраст, профессия, выступают контрольными для решения вопроса о том, насколько выборочная совокупность соответствует генеральной. Наряду с полом, возрастом и доходом  сюда также включаются такие показатели, как национальность, образование, профессия, семейное положение, место жительства или работы.

     Функцию своеобразных правил движения по анкете, указывающих «перекрёстки», опасные  участки и т.п., выполняют инструктивные  указания по технике заполнения анкеты, адресованные респондентам и расположенные  непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты. В случае если опрос проводится методом интервью, вопросник должен включать чёткие и  однозначные инструкции и указания для интервьюера по его заполнению, переходы от вопросов-фильтров; карточки с длинными перечнями ответов. Формулировки в плане интервью должны быть удобными для произнесения, следовательно, не должны включать громоздких синтаксических конструкций.

Информация о работе Понятие и становление социологии как науки