Понятие и направления развития организационного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:23, лекция

Краткое описание

Современные изменения в окружающей среде, интернационализация экономики, внедрение второго поколения информационных технологий, управление качеством с ориентацией на потребителя, признание существующего многообразия работников и управление ими привели к изменению парадигмы управления. Новый подход состоит в признании первенства личности в организации, ее знаний, навыков для эффективной деятельности

Файлы: 1 файл

Понятие и направления развития организационного поведения.docx

— 21.32 Кб (Скачать)
  1. Понятие и направления  развития организационного поведения
 

Современные изменения в окружающей среде, интернационализация  экономики, внедрение второго поколения  информационных технологий, управление качеством с ориентацией на потребителя, признание существующего многообразия работников и управление ими привели  к изменению парадигмы управления. Новый подход состоит в признании  первенства личности в организации, ее знаний, навыков для эффективной  деятельности.

Индивид, пришедший на работу в организацию, принимает на себя целый ряд ограничений  своего поведения, диктуемых регламентом, нормами этой организации, корпоративным  кодексом поведения. В XX в. работодатель заключал с работником моральный  контракт, в соответствии с которым  в обмен на лояльность к организации  и готовность выполнять инструкции работник получал гарантии занятости, карьерного роста, материального вознаграждения.

Сегодня работодателю знания становятся намного  нужнее, чем простая исполнительская  дисциплина. Умение учиться начинает цениться выше преданности. В результате появляется новый тип организационного контракта, имеющий характер коммерческого  партнерства: стороны обязуются  взаимодействовать до тех пор, пока это выгодно каждой из них, но сотрудничать с максимальной отдачей в виде творчества со стороны работника  и создания условий для этого  творчества со стороны организации. В результате меняются отношения  внутри организации, в них усиливается  рыночная составляющая (компонента), которая  представляет более жесткую форму  взаимоотношений, требующую адекватного  поведения и работника, и работодателя. Данное положение делает особенно актуальным разработку современных подходов преподавания ОП при подготовке специалистов к  работе в изменяющихся условиях.

ОП  как учебная дисциплина представляет собой сложную область знаний, исследующую различные явления  и процессы, охватывающие большой  объем специфических терминов и  понятий, связанных со многими общественными  и естественнонаучными дисциплинами. Для их изучения нужна определенная система, облегчающая процесс освоения дисциплины. Поведение индивидов  существенно определяется целью  и задачами, которые ставит перед  собой организация, теми ограничениями, которые она накладывает на личность.

Несмотря  на усложнение проблем на всех уровнях  анализа – личностном, групповом  и организационном, – сохраняется  и будет развиваться в дальнейшем ориентация ОП на его практическое использование в управлении компаниями. Это означает разработку доступных, понятных и применимых методов, использование которых в управлении людьми позволит организации достигать своих целей с максимальной пользой.

Осознание того, что люди – ценнейший ресурс организации, приводит к изменению  поведенческих парадигм, к гуманистической  ориентации ОП, его социальной направленности. Поведение организации становится все более направленным в сторону социальной справедливости в отношении работников, соблюдения баланса интересов работников и компании, социальной отзывчивости и ответственности перед обществом.

Сущность  ОП заключается в систематическом, научном анализе поведения индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать  индивидуальное исполнение и функционирование организации с учетом воздействия  внешней среды. ОП предполагает изучение и формирование поведения индивидов, групп для достижения организацией поставленных целей и повышения  эффективности ее деятельности. ОП представляет собой мультидисциплину (кросс-дисциплину), поскольку использует принципы, методы, заимствованные из других дисциплин: теории организации, психологии, социальной психологии, менеджмента, управления персоналом. В свою очередь, ОП представляет собой основу для изучения целого комплекса управленческих дисциплин. ОП имеет четкую ориентацию на личность внутри группы, ее поведение: люди внутри группы, их чувства, ощущения, восприимчивость к новому, реакция на окружающую среду.

Итак, ОП:

• мультидисциплина;

• ориентирована на личность в организации;

• сфокусирована на результативности;

• учитывает воздействие внешней  среды.

Предметом ОП выступает взаимосвязь системы управления на всех уровнях с ориентацией на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды функционирования.

ОП  изучает отношения в системе управления на всех уровнях с ориентацией на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды.

При этом исследуются виды отношений:

• кооперации;

• власти и управления;

• собственности;

• непроизводственные.

Методы  исследования ОП:

опросы – интервью, анкетирование, тестирование – измерение уровня удовлетворенности трудом, организационным климатом коллектива, интервью могут проводиться и по телефону;

сбор фиксированной информации – изучение документов, существующих в организации и регламентирующих деятельность работников и групп (устав организации, корпоративный кодекс поведения, контракты, должностные инструкции, положения о подразделениях);

наблюдения – изучение обстановки, состояния рабочего места, внешнего облика сотрудников в соответствии с требованиями организационной культуры;

эксперименты – проведение лабораторных или естественных экспериментов;

использование Интернета.

Проводимые  в настоящее время исследования в сети Интернет относятся к широкому кругу вопросов и областей, являются когнитивно ориентированными, т. е. касаются преимущественно познавательных процессов в различных сферах деятельности, в том числе и в ОП. Исследование ОП через Интернет имеет ряд преимуществ [2]:

1) экономия ресурсов при проведении  обследования: времени, средств и  др. ресурсов;

2) возможность обеспечить большую точность за счет привлечения большего числа испытуемых;

3) легкость изменения методического  инструментария на этапе разработки  и апробации;

4) снижение влияния экспериментатора;

5) использование дополнительного  программного контроля при выполнении  заданий.

Однако  эти преимущества сочетаются с определенными  сложностями, особенно для ОП. Так, например, появляется полная анонимность пользователя, что может привести к снижению контроля за поведением испытуемого, искажению информации об отвечающем.

В целях снижения искажения данных используются следующие процедуры: одновременное проведение сравнений  данных, полученных через сеть, с  данными, полученными традиционным путем, а также с теоретическими представлениями.

Однако  при проведении Интернет-исследований возможны искажения и ошибки:

• для участия в Интернет-исследованиях у испытуемых должна быть большая мотивация;

Интересный  опыт

Всенародное радио «Шансон», как  оно себя называет, проводит опрос слушателей в определении  лучших песен и  исполнителей по различным  жанровым разделам. При завершении голосования  полученные результаты обсуждаются в  прямом эфире. На сайте  радиостанции помещается анкета, которую просят заполнить, а ответы прислать по электронной  почте в редакцию. Вопросы построены  достаточно просто: предлагается назвать  исполнителей, которые  достойны быть названы первыми в наиболее популярных рубриках радиостанции, а также указать свои данные (по желанию отвечающего). Чтобы заинтересовать слушателей принять участие в голосовании, радиостанция предлагает первой 1000 человек, приславшим ответы, получить диски с автографами исполнителей песен[1].

• неэффективна прямая рассылка приглашения  принять участие в исследовании по электронной почте, так как  оно может быть воспринято как  спам;

• прежде чем рассылать приглашение  об участии в исследовании, необходимо взвесить, как оно будет оценено  и воспринято пользователями.

В качестве примера исследования, проводимого  через Интернет с использованием и традиционных средств, приведем опрос  слушателей, который достаточно регулярно  проводит радио «Шансон». Перед опубликованием анкеты было сделано сообщение по радио для слушателей о начале такого голосования.

ОП  как новая научная дисциплина начала развиваться в 50-е гг. XX в. Термин «ОП» возник, когда произошло  объединение нескольких направлений  научных дисциплин, занимающихся изучением  процессов, происходящих в организации, между организациями, между внутренней и внешней средой. Таким образом, ОП вобрало в себя такие дисциплины, как производственный инжиниринг, социология труда, социальная психология, исследование бизнеса, теория управления и право.

Наука об ОП подразделяется на основе ряда критериев  на более специализированные предметы. Главными критериями являются: уровень агрегирования (обобщения) и анализа; специфические аспекты организационной жизни; особенности, связанные с целями компаний, с продуктами или услугами; критерии деления организации на части и пр.

Основными подходами исследования ОП в настоящее  время являются прагматический, культурологический и институциональный

Информация о работе Понятие и направления развития организационного поведения