Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа
Социальная трансформация российского общества сопряжена с противо-речивыми процессами в духовной сфере и неотделима от преобразования сло-жившихся ценностных систем.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы социокультурного анализа гендерной социолизации в семье…………………………………………………..7-23
1.1. Социализация как механизм трансляции и воспроизводства духовных ценностей……………………………………………………………………………..7-17
1.2. Гендерная социализация: категориальный анализ……………………….17-23
Глава 2. Особенности современной гендерной социализации молодежи в современной российской семье………………………………………………………24-39
2.1. Место и роль семьи в гендерной социализации подрастающего поколения………………………………………………………………………………..24-31
2.2. Поло-ролевые стереотипы как социокультурная основа гендерной социализации в современной семье………………………………………………..........31-39
Заключение
Список использованной литературы
Вторая группа гендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для женщин главными социальными ролями являются, семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин - профессиональные. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин — по наличию семьи и детей.
В народе бытует мнение, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые она может иметь, являются вторичными по отношению к этим семейным ролям. Женщины, которые не хотят выходить замуж, иметь детей, не получают удовлетворения от общения с детьми, описываются как ненормальные или, по меньшей мере, странные. Считается, что для выполнения традиционной роли домашней хозяйки женщина должна развивать свои способности быть чуткой, сострадательной и заботливой. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуется ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений.
Третья группа гендерных стереотипов связана с различиями в содержании труда. Удел женщин — это экспрессивная сфера деятельности, где главным является исполнительский и обслуживающий характер труда. Инструментальная сфера - это область деятельности для мужчин, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд. Широкому распространению данного стереотипа в социальных науках способствовала весьма популярная концепции «естественной» взаимодополинительности полов Т. Парсонса и Р.Бейлза37.
Наиболее распространенные гендерные стереотипы усваиваются в процессе социализации. Их влияние начинает проявляться с момента рождения, задавая разные направления развития мальчикам и девочкам. Особую роль в этом процессе занимает влияние родителей — один из основных социализирующих факторов, так как семья для ребенка — это первый его социальный мир.
Широко известны исследования по восприятию младенцев в зависимости от пола.
Дж. Кондри и С. Кондри проделали любопытный эксперимент: двум группам испытуемых демонстрировали видеозапись поведения семимесячного ребенка. Одной группе представили его как мальчика, другой - как девочку. Испытуемые должны были описать его поведение. В той группе, где он был представлен как мальчик, его поведение описывалось как более активное, бесстрашное и жизнерадостное, чем в другой группе. Негативные эмоции у мальчика воспринимались как проявления гнева, а у девочки — страха.
Таким образом, социальный мир с самого начала поворачивается к мальчикам и девочкам разными сторонами38.
Женщин-матерей просили посидеть с незнакомым ребенком. Если этот ребенок был одет как мальчик, то они играли с ним, заставляли проявлять большую самостоятельность, а если как девочка, то, наоборот, старались успокоить (дальше держали на руках и ласкали39.
Н. Чодороу утверждает, что различия между социальными контекстами, в которых проходит детство мальчиков и девочек, являются причиной многих психологических половых различий, в особенности различий, отражающих большую включенность женщин в социальные сети в отличие от более индивидуалистической, подчеркивающей их превосходство активности мужчин40. Н. Чодороу предполагает, что «конкретные особенности социальной структуры, подкрепленные культурными представлениями, ценностями и восприятиями, интериоризуются через посредство семьи и в результате ранних взаимоотношений с социальными объектами. Это в основном подсознательная схема задает контекст, на фоне которого и происходит ролевая подготовка и целенаправленная социализация»41.
Гендерный аспект семейных отношений предполагает анализ далеко не всех проблем, присущих отношениям мужчин и женщин в браке. Этих проблем множество, например: ценность семейно-брачных отношений, удовлетворенность мужчин и женщин браком, сексуальные отношения, развод и его последствия и т. д. Изучение этих проявлении внутрисемейных отношений между мужчинами и женщинами осуществляется в рамках таких дисциплин, как социология семьи, демография, психология семьи (С.И. Голод, Т.А. Гурко, М.С. Мацковскнй, В.В. Солодников, А.А. Бодалев и др.)
В рамках гендерного подхода акцент делается на особенностях семейных ролей мужчин и женщин, рассматриваются вопросы, касающиеся ролевых ожиданий и поведения в семье, принятия семейных решений и супружеской власти. Наша задача в настоящем разделе — проследить влияние гендерных стереотипов закрепления семейных ролей в соответствии с полом на личностную самореализацию и самочувствие мужчин и женщин.
В целях раскрытия содержания стереотипов о статусных позициях индивида в контексте разделения мужских и женских социальных ролей, сформировавшихся у молодежи, а также для сравнительного анализа представлений о статусных позициях мужчин и женщин в гендерном аспекте было проведено социологическое исследование, - были исследованы:
- стереотипы о предназначении мужчин и женщин в обществе;
- стереотипы, связанные с профессиональной деятельностью и карьерой;
Генеральную совокупность респондентов составили студенты 4-5 курсов Ставропольского государственного университета и Ростовского государственного университета Путей Сообщения, а также жители городов Ростова-на-Дону и Ставрополя.
Исследование
представлений студентов о
дифференцированном социальном контексте, позволяет определить систему социальных ценностей и установок современной молодежи, которые тесно взаимосвязаны с их гендерными стереотипами.
Прежде чем перейти к непосредственному анализу выявленных групп
стереотипов, необходимо уяснить механизм их структурирования. Как свидетельствуют полученные в ходе социологического исследования данные, представления о том, в чем предназначение мужчин и женщин, сформировались у большинства опрошенных (45,3%) под влиянием семьи. Среди социальных институтов, повлиявших на формирование представлений о роли мужчин и женщин в обществе, респонденты также указали: национальные традиции (10,9%), общественное мнение (8,6%), школу и СМИ (4,5%). Данные цифры свидетельствуют, что семья до сих пор играет важную роль в социализационных процессах, в том числе первостепенную роль в гендерной социализации. На это указывает и тот факт, что среди респондентов, выделивших семью в качестве главного фактора влияния, большинство составляют молодые люди (до 30 лет) - 22,5%, до 40 лет - 8,6%, до 50 лет - 8,2%, старше 50 лет - 4,8%.
Рассмотрим наиболее распространенные суждения о распределении ролей в семье.
Подтверждением глубокого проникновения в массовое сознание стереотипа о том, что женщина, карьера и семья - не совсем совместимые понятия, служат ответы на вопрос «Согласны ли Вы с тем, что, если муж делает карьеру, то жена должна создавать ему для этого условия?». Подавляющее число участвовавших в опросе (75,2%) согласны с этим утверждением. В то же время лишь 14,2% мужчин и 13,9% женщин полагают, что если жена делает карьеру, то муж должен создавать ей условия. Еще 40,1% допускают такую возможность. 21,7% опрошенных полагают, что условий создавать женщине не следует. Таким образом, в случае, если карьеру делает мужчина, считается естественным, что «создание условий» для этого ложится на плечи супруги.
Ситуация, когда карьеру делает женщина, для российской действительности не типична, поэтому о создании ей благоприятных условий говорит незначительное число опрошенных.
Исследование показало, что большинство респондентов считает обязанностью женщины проявлять заботу о других членах семьи. Так, 69,5% опрошенных, в том числе большинство женщин, согласились с утверждением, что «если женщина будет заниматься политикой, то интересы семьи будут ущемлены». В то же время лишь 11,2% считают, что «если мужчины будут заниматься политикой, то интересы семьи будут ущемлены». Подавляющее же большинство (54%) полагают, что интересы семьи в этом случае не пострадают. Ответы на эти вопросы свидетельствуют об устойчивых представлениях о роли и месте женщины и мужчины в семье и обществе.
При этом практически не выявлено гендерных различий в суждениях респондентов. И мужчины, и женщины убеждены в том, что от женщины во многом зависит благополучие семьи. И если она сосредоточит свое внимание на карьере, то не сможет дать детям и мужу столько заботы и внимания, сколько традиционно требует от нее общество. Слабая включенность мужчин в жизнедеятельность семьи рассматривается как норма, поэтому семья не выступает в общественном мнении препятствием для карьерных устремлений мужчины.
В целом данные исследования подтверждают репрезентативность патриархальных стереотипов о распределении ролей в семье. Складывается противоречивая ситуация - все возможности самореализации женщин в публичной сфере не снимают с их плеч груза семейных обязанностей. Видимо, пока еще преждевременно говорить о формировании в России двухкарьерного типа семей.
Женщина с молчаливого согласия своего супруга по-прежнему властвует в большинстве сфер внутрисемейной жизни - распоряжается бюджетом, ведет домашнее хозяйство, занимается с детьми. И в мужском, и в женском социумах такое распределение ролей пока не встречает противодействия.
Результаты опроса показали, что в настоящее время для большинства женщин (69%) и мужчин (77%) приоритетными остаются одновременно работа и семья. Следующий вопрос коснулся согласия – несогласия респондентов с традиционной ролью женщины в обществе. На степень согласия - несогласия респондентов влияют такие факторы, как пол, образование, род деятельности. Так, среди опрошенных женщин (67%) почти в 2 раза больше, чем среди мужчин (32%), не согласных с «естественным», традиционным взглядом на предназначение женщины. Чем выше образование у респондентов, тем чаще они выражали несогласие с мнением, что «женщина не должна работать, а ее предназначение – семья, муж, дети. Таким образом, результаты опроса показывают, что мужчины (57%) придерживаются более традиционного взгляда на основное предназначение женщины, а сами женщины неоднозначно определяют социальную роль женщины.
Прочно укоренившиеся в общественном сознании стереотипы «семья и женщина», «карьера и мужчина», возвели стену из «невидимого» кирпича, которой, казалось бы, нет, но в тоже время она существует, мешая женщине реализовывать себя в карьерном и личностном росте.
В обыденном сознании существуют негативные стереотипы относительно работающей женщины (якобы занятость женщин оказывает отрицательное влияние на детей, на отношения в семье и т.д.) Такие представления в определенной мере формируют чувство вины у работающих женщин, препятствуют ее профессиональной самореализации. В связи, с чем респондентам был задан вопрос: «Если женщина работает, это оказывает негативное влияние на семью, детей, или работа не оказывает неблагоприятного влияния. Таким образом, данный стереотип не находит своего подтверждения среди женщин, т.к. большинство (58%) считают, что работа не оказывает неблагоприятного влияния на семью и детей. Думается, что этот стереотип установили мужчины, чтобы женщина, как и прежде не могла стать конкурентом мужчинам в карьерном и личностном росте.
Результаты разных исследований показывают, что дети работающих матерей в меньшей степени впадают в крайности (они не так агрессивны и не слишком заторможены), лучше успевают в школе и обладают более развитым чувством собственного достоинства, чем дети домохозяек.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1) В
настоящее время для
2) Результаты опроса показали, что на степень согласия - несогласия респондентов с «естественным» предназначением женщин влияют такие факторы, как пол, образование, род деятельности. Среди опрошенных женщин (67%) почти в 2 раза больше, чем среди мужчин (32%), не согласных с «естественным», традиционным взглядом на предназначение женщины. Чем выше образование у респондентов, тем чаще они выражают несогласие с мнением, что «женщина не должна работать, а ее предназначение – семья, муж, дети».
3) В
настоящее время для мужчин
и женщин приоритетными
4) Процесс
обострения социально-