Особенности современной гендерной социализации молодежи в современной российской семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Социальная трансформация российского общества сопряжена с противо-речивыми процессами в духовной сфере и неотделима от преобразования сло-жившихся ценностных систем.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы социокультурного анализа гендерной социолизации в семье…………………………………………………..7-23

1.1. Социализация как механизм трансляции и воспроизводства духовных ценностей……………………………………………………………………………..7-17

1.2. Гендерная социализация: категориальный анализ……………………….17-23

Глава 2. Особенности современной гендерной социализации молодежи в современной российской семье………………………………………………………24-39

2.1. Место и роль семьи в гендерной социализации подрастающего поколения………………………………………………………………………………..24-31

2.2. Поло-ролевые стереотипы как социокультурная основа гендерной социализации в современной семье………………………………………………..........31-39

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

2-ой курс.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

     Суть  гендера состоит в том, что  помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском»: то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское.

           Еще в 30-е годы известный американский специалист в области антропологии М. Мид показала, как по-разному в изученных ею обществах определялись роли матери и отца, позиции мужчин и женщин в общественной иерархии. Более того, представления о мужском и женском очень вариативны. Так, М. Мид отмечала: «Если же качества темперамента, которые мы считаем женственными – то есть пассивность, отзывчивость, любовь и нежность к детям – могут быть представлены как мужской образец в одном племени, а в другом не принимаются как большинством женщин, так и большинством мужчин, то у нас нет никаких оснований считать такие аспекты поведения обусловленными биологическим полом»13.

     Отмечающееся  в мире разнообразие социальных характеристик  людей позволяет сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах.

     Таким образом, возникло понятие «гендер», обозначающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин.

     Быть  в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями – это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

     Каждый  исторический период времени, а также конкретные социально-политические условия имеют свои поло-ролевые стереотипы, модели поведения, гендерный образ, создаваемый культурными нормами данного исторического периода.

     Современные юноши и девушки ХХI века становятся все более одинаковыми и похожими как во внешнем виде, так и в поведении и характере. Стремясь стать сильной и равной мужчине, женщина стала терять самое главное качество своего пола - женственность, а ведь оно не означает слабость, но инаковость, право на отличие, право на свое, женское мироощущение и миропонимание.

     Таким образом, представления о типично мужском и типично женском меняются даже в истории одного и того же общества.

     Итак, гендер – это совокупность социальных репрезентаций, культурная маска пола, то, что мы думаем о поле в границах наших социокультурных представлений. Для более корректного определения соотнесения человека и пола, можно отметить, что пол и есть только гендер, т.е. то, что стало полом в процессе его социализации.

     О. Воронина, современный исследователь  в области гендерологии выделяет три основных теории гендера:

     1) теория социального конструирования гендера;

     2) гендер как стратификационная  категория; 

     3) гендер как культурная метафора.

     Каждую  из этих теорий О. Воронина характеризует следующим образом:

1. Теория  социального конструирования гендера. 

В рамках этого понятия гендер понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, конструируемая основными институтами общества. Этот подход основан на двух постулатах:

  1) гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, СМИ;

     2) гендер строится и самими индивидами  – на уровне их сознания (т.е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.).

2. Гендер  как стратификационная категория,  есть структура или процесс, в ряду других стратификационных категорий, таких как класс, раса, возраст и т. д.

3. Гендер  как культурная метафора. Метафора пола выполняет роль культурного символа и, следовательно, выступает как культурно-формирующий фактор14.

     Таким образом, в курсовой «гендер» понимается как социокультурный конструкт, обуславливающий - через определенную систему воспитания и культурные нормы – психологические качества, способности, виды деятельности, профессию представителей различных биологических полов.

     Гендер  конструируется в процессе социализации человека. Конструирование гендера в процессе социализации осуществляется основными институтами социализации через трансляцию сформировавшихся в культуре представлений о том, как следует вести себя мальчику и девочке, юноше и девушке, какими личностными качествами должны обладать мужчины и женщины.

     Немаловажную  роль играют семья, ближайшие окружение, средства массовой информации. По мнению О.А. Ворониной «делать гендер» - означает «создавать такие различия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, которые не являются естественными, личностными или биологическими. Гендерная принадлежность индивида проявляется в том, что человек делает и делает постоянно в процессе взаимодействия с другими людьми»15. Иначе говоря, гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Гендерная социализация начинается буквально с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца, начинают обучать его гендерной роли и длится всю последующую жизнь.

     Гендерная социализация - процесс, посредством которого человек обучается моделям поведения в обществе, ценностям и т.д., соответствующим понятиям «мужское» и «женское»16.

     Сегодня все большее число ученых считают, что основную роль в формировании социального, психологического пола и гендерной роли играют социальные ожидания общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и находят свое отражение в процессе воспитания. Причем пол психический, социальный, который усваивается прижизненно, играет большую роль, чем пол биологический17.

     Гендерная роль - набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин, вытекающие из понятий, окружающих гендер, а также поведения в виде речи, манер и жестов. Предписания относительно поведения, связанные с гендерными ролями, особенно очевидны в половом разделении труда на мужской и женский18.

     На  уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и феминности. Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении19.

     Существующие  в обществе гендерные стереотипы (стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское») оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность.

     В исследованиях по гендерной проблематике под гендерными стереотипами понимают «сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины»20. Динамика гендерных стереотипов в любой культуре является наиболее ярким показателем глубоких внутренних изменений ценностно-смыслового ядра культуры, этнического сознания и самосознания ее представителей, так как сфера семейно-брачных отношений наиболее подвержена регуляции традиционным нормам культуры.

     Многообразие  гендерных ролей в различных  культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу гипотезы о том, что гендерные роли и стереотипы формируются культурой.

     Стереотип - это механизм взаимодействия по крайней мере двух сознаний, простейшая форма коммуникации, результат взаимного тяготения и культурного напряжения, одновременно характеризующее и степень социализации людей. С помощью социализации общество воспроизводит социальную систему, сохраняет свои социальные структуры, формирует социальные эталоны, стереотипы, образцы ролевого поведения. Данный тезис можно применить и к понятию гендерной социализации.

     Под гендерной социализацией Н.Б. Гафизова понимает процесс, посредством которого человек обучается моделям поведения в обществе, ценностям и т. д., соответствующим понятиям «мужское» и «женское»21.

     Основными аспектами социализации являются: присвоение (процесс усвоения социального опыта, то есть воздействие среды на индивида) и опредмечивание (процесс воспроизведения социального опыта, то есть воздействие человека на среду).

     Гендерная социализация означает два вида взаимосвязанных процесса. Во-первых, это усвоение индивидом социального опыта, психосоциальных установок и ценностных ориентации, определенных способов поведения и деятельности, присущих представителям того или другого пола. Во-вторых, это процесс формирования полового самосознания, которое включает в себя:

     • познание своего сходства и различий с представителями своего пола и

отличие от представителей противоположного пола;

     • самоутверждение своего полового «Я» в общении и деятельности.

Критериями гендерно-социализированной личности выступает следующее.

1. Содержание  сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира человека, в отношении предназначении женщины и мужчины в обществе.

2. Адаптивность  личности, ее нормотипическое поведение,  образ жизни личности, согласно половой принадлежности.

3. Гендерная  идентичность, как аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола.

     Таким образом, гендерная социализация начинается буквально с момента рождения ребенка, а в трансляции детям поло-ролевых качеств чрезвычайно велика роль стереотипов, выработанных в обществе и культуре относительно мужчин и женщин, способствующих однозначному пониманию возможностей маскулинности и феминности.

     Наиболее  распространенные гендерные стереотипы усваиваютя в детстве благодаря основным институтам социализации. Влияние родителей – один из основных социализирующих факторов, так как семья для ребенка – это первый его социальный мир. Дети наблюдают, как их родители выражают свои чувства, выполняют желания друг друга, общаются и строят отношения с другими людьми. В этом заключается процесс гендерной социализации. В результате ребенок создает модель того, что значит быть мужчиной и женщиной. Мальчики и девочки воспроизводят модель поведения других мужчин и женщин, повторяя их сложности и проблемы.

       Таким образом, в процессе социализации происходит воспроизводство и развитие гендерной культуры сообщества.

Глава 2. Особенности современной гендерной социализации молодежи в современной российской семье

2.1 Место и роль семьи в гендерной социализации подрастающего поколения

     При рассмотрении семьи и семейных отношений  с точки зрения социологического подхода, семья характеризуется как «матрица человеческой личности», часто описывается как «элемент социальной структуры», «первичная ячейка общества», «наиболее сложная форма социальной общности» и т.д. Действительно, семья является наиболее полной, емкой и оптимальной моделью человеческих взаимоотношений, в которых «наиболее органично взаимосвязываются две основные составляющие человеческого бытия – природная и социокультурная»22.

     С. И. Голод склонен «рассматривать семью как совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трёх видов отношений: кровного родства, порождения, свойства. Доминирование одного из названных отношений и его характер (от крайней формы половозрастной зависимости до соответствующей автономии) могут служить критериями, определяющими исторический этап эволюции моногамии. Исходя из этой логики и были сконструированы следующие идеальные типы семьи: патриархальный или традиционный, детоцентристский или современный, супружеский или постсовременный»23.

     В семье приобретаются необходимые  социальные навыки, осваиваются базовые стереотипы поведения, установки, социокультурные нормы и правила, реализуются эмоциональные предпочтения, создаются оптимальные условия для получения психологической поддержки и защиты от стрессов и перегрузок, возникающих при взаимодействии с внешним миром. И от гармоничного устройства этого института зависит успешность выполнения этих функций24.

Информация о работе Особенности современной гендерной социализации молодежи в современной российской семье