Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:01, реферат
Религия - это особая форма осознания мира, которая обуславливается верой в существование чего-то сверхъестественного, а также под воздействием этой веры заставляет совершать определенные поступки. Именно вера является основным признаком и неотъемлемым элементом любой религии.
Введение……………………………………………………………………3
1.Возникновение и ранние этапы развития буддизма…………………...5
2. Основы вероучения. Четыре благородные истины………………...10
3. Служение и благотворительность…………………………………...15
4.Основные философские школы буддизма…………………………….16
Заключение………………………………………………………………...21
Список использованной литературы…………………………………….26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКО ФЕДЕРАЦИИ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Уральский Институт Социального образования
(филиал) РГСУ в г. Екатеринбурге
Кафедра Социальная работа и педагогика
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Социальное служение буддизма»
Тема «Основы буддистского учения»
Исполнитель студентка
114 группы Бурбу.О.В.
Екатеринбург 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Возникновение и ранние этапы развития буддизма…………………...5
2. Основы вероучения. Четыре благородные истины………………...10
3. Служение и благотворительность……………………………
4.Основные философские школы буддизма…………………………….16
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….26
2
Введение
Религия - это особая форма осознания мира, которая обуславливается верой в существование чего-то сверхъестественного, а также под воздействием этой веры заставляет совершать определенные поступки. Именно вера является основным признаком и неотъемлемым элементом любой религии.
Предпосылки возникновения буддизма (по книге Торчинов «Введение в буддологию»)
Буддизм зародился в северо-
Середина I-го тысячелетия до н. э. была в Индии временем острейшего кризиса древней ведической религии, что вызвало появление новых неортодоксальных альтернативных учений. Создавали их странствующие философы, аскеты, шраманы. Одним из них и был Сиддхартха Гаутама, исторический основатель буддизма.
В это же время происходили
интенсивные процессы
Но только после завоеваний государства Палов (современные Бихар и Бенгалия) мусульманами в XIII веке буддизм как организованная религия исчезает в Индии окончательно. За эти полтора тысячелетия буддизм оказал
3
огромное влияние на все
стороны общественной, интеллектуальной
и духовной жизни Индии, в результате
чего даже после исчезновения буддизма
с индийского субконтинента многое
в возрожденном индуизме оказалось
окрашенным в буддийские тона. По существу,
индуизм адаптировал все
Количества последователей буддизма во всём мире живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирме), Таиланде, Лаосе.
В конце XIX - начале XX в. сторонники буддизма появились в странах Европы и США. Сейчас в мире существует около 400 млн. мирян, исповедующих буддизм, и около 1 млн. монахов и монахинь; общее количество определить трудно, поскольку соответствующего переписи не проводилось.
В странах СНГ буддизм традиционно исповедуют жители Буряты, Калмыки, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге, городах Балтии.
Целью настоящего реферата является определение религиозной и философской специфики буддийского учения и основных его направлений.
Реферат состоит из 6 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются особенности возникновения и распространения буддизма, в третьем дается обзор основных течений буддизма и их философского содержания, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны первоисточники по теме работы.
4
1.Возникновение и ранние этапы развития буддизма
На северной окраине долины Ганга издавна обитало арийское племя шакьев. В нем выделялся царский род Гаутама. Однажды у царя шакьев родился сын Сиддхарта. Его рождение стоило жизни его матери. Младенцу же было предсказано, что он станет монахом-аскетом, если увидит больного, старого или мертвого человека. Отец создал для сына искусственную обстановку, и Сиддхарта не знал о теневой стороне жизни. У него были хорошая жена и сын. Но однажды он увидел больного, затем старика, затем покойника, затем монаха-аскета. Открывшиеся перед ним страдания жизни потрясли Сиддхарту Гаутаму, и в одну из ночей он бежал, обменялся одеждой со своим слугой и растворился в народе. Сиддхарта стал отшельником. Он изучал Веды и истязал свою плоть. Он странствовал. Много испытал Сиддхарта, но не нашел истины. Наконец, сел он под некое дерево и решил, что не сдвинется с места, пока не узнает главную правду о жизни. На четвертый день на бывшего царевича снизошло просветление, Сиддхарта стал «буддой», т. е. «просветленным». Так появился Будда - основатель буддизма. Постепенно вокруг Будды сплотилось множество учеников, образовалась буддийская община. Современная наука датирует жизнь Будды 563-483 гг. до н. э.
Наиболее полные сведения о раннем буддизме содержатся в сборнике раннебуддийских текстов, который называется «Типитака» на языке пали, или «Трипитака» на санскрите, что означает «Три корзины». На языке пали тексты были записаны на непрочных пальмовых листьях и занимали три корзины, отсюда название. Другое название этих текстов - палийский (или буддийский) Канон. Он был составлен на Цейлоне в 3 в. до н. э. Этот Канон состоит из трех частей: Виная-питака, Сутта-питака и Абхидхамма-питака.
Наибольший интерес представляет Сутта-питака, состоящая из пяти частей, особенно последняя часть - Кхуддака-никая («Собрание коротких поучений»), содержащая шедевры буддийской прозы и поэзии. Наиболее значительные из них Джатаки, Сутта-нипата и Дхаммапада - «Стезя добродетели (закона)».
В раннем буддизме можно выделить три ступени. Первоначальный буддизм возник как антибрахманское этическое учение. Говорят, что Будда якобы сознательно избегал вопросов о мироздании, о душе и об ее
5
взаимоотношении с телом. Вопросы о том, вечен или не вечен мир, конечен он или бесконечен, тождественна душа с телом или от него отлична, бессмертен ли познавший истину или нет, Будда якобы осознавал, но считал бесполезными. Все внимание основатель буддизма сосредоточил на освобождении от страдания, которым преисполнен мир.
Первоначальный буддизм - своего рода диалектическое отрицание брахманизма. Буддизм пессимистичнее брахманизма в исходном понимании жизни. Если брахманизм учил, что страдание - наказание за грехи прошлых воплощений и что благочестие избавляет от страдания, то буддизм стал учить, что любая жизнь - страдание и что в сансаре не может быть счастливых жизней. Кем бы ни был человек, он обречен на болезнь, старость и смерть. И никакие жертвы богам здесь не помогут. «Ни хождение нагим, ни спутанные волосы, ни грязь, ни пост, ни лежание на сырой земле, ни пыль и слякоть, ни сидение на корточках не очистят смертного, не победившего сомнений». Единственное средство избавиться от страдания - полностью выйти из сансары.
Смысл основного нравственного закона буддизма в том, что добро и зло - абсолютные антиподы, ибо зло порождает только зло. Возможно, что отзвук этого закона можно прочитать в тех строках «Дхаммапады», где говорится: «...никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она».
Суть буддистского мировоззрения открывается в четырех «благородных истинах». Первая из этих истин нам уже известна: жизнь есть страдание. В Самьютта-никае сказано: «рождение - страдание, старость - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание, разлука с приятным - страдание, неполучение чего-либо желаемого - страдание». Буддизм видел лишь темную сторону жизни, радость бытия ему была незнакома. Вторая «благородная истина» говорит о происхождении страдания. Будда усматривает корень страдания в жажде жизни, в «жажде наслаждения, в жажде существования, жажде гибели», приводящей ко все новым рождениям. «Люди, гонимые желанием, бегают вокруг, как бегает перепуганный заяц. Связанные путами и узами, они снова и снова в течение долгого времени возвращаются к страданию». Из этого следует третья истина - страдание имеет причину, а раз так, то возможно прекращение страдания, возможно «полное бесследное уничтожение этой жажды, отказ (от нее),
6
отбрасывание, освобождение, оставление (ее)». Наконец, четвертая «благородная истина» говорит о «пути», ведущем к освобождению от страдания. Этот путь восьмеричен.
Жажду жизни преодолеть нелегко. Для этого необходим правильный путь - должное понимание четырех истин, правильная решимость - воля преобразовать свою жизнь в соответствии с усвоенными истинами, правильная речь - воздержание от лжи, клеветы, грубых слов и фривольных разговоров, правильное действие - непричинение зла живому (ахимса), воздержание от воровства, правильный образ жизни - привычка жить честным трудом, правильное усилие - борьба с соблазнами и дурными мыслями, правильное направление мысли - понимание преходящего характера всего и отрешенность от того, что привязывает человека к жизни, отвращение к телу, чувствам, уму. В свою очередь, правильное сосредоточение, или, как выше было сказано, направление мысли имеет четыре ступени: сперва мы сосредоточиваем свой чистый и незамутненный ум на осмыслении и истолковании истин; на второй ступени мы уже верим в эти истины, тогда связанное с исследованием беспокойство отпадает, и мы достигаем душевного спокойствия и радости; затем, на третьей ступени, мы освобождаемся и от радости, в частности и от ощущения своей телесности вообще, пока, наконец, на четвертой ступени не достигнем состояния полной невозмутимости и безразличия. Это состояние Будда назвал нирваной.
Слово «нирвана» происходит от глагола «нирва» - задувать, тушить (огонь) - и означает в качестве прилагательного «исчезнувший», «умерший», «прекратившийся», а в качестве существительного - «исчезновение», «конец», «прекращение существования», «удовлетворение», «ублаготворение», «блаженство», «вечный покой» и, наконец, «нирвана как спасение от перерождений». Нирвана - это видоизменение понятия мокши. Но нирвана - это мокша (избавление, освобождение от чего-либо, избежание опасности, окончательное спасение души), которая достигается еще при жизни.
Тем самым потусторонняя мокша как бы стала посюсторонней. Достичь состояния нирваны нелегко. Достигший ее называется архатом (в санскрите «архат» - заслуживающий, достойный, уважаемое лицо, знаменитость). В «Дхаммападе» сказано: «Трудно стать человеком; трудна жизнь смертного; трудно слушать истинную дхамму; трудно рождение просветленного». Буддизм корректирует понятие брахмана - это именно тот,
7
кто достиг состояния нирваны, архат. «Я называю брахманом того, кто свободен от привязанностей и ничего не имеет, для кого ничего нет ни в прошлом, ни в будущем, ни в настоящем».
О нирване в буддизме говорится много, но довольно неясно, иносказательно. Достижение нирваны выше достижения неба, это состояние сверхчеловеческого наслаждения. Нирвана беспричинна - есть причина достижения нирваны (это вышеуказанный путь), но нет причины возникновения нирваны. Нирвана в буддизме постепенно онтологизируется. Это уже не состояние человека, а состояние мироздания. Нирвана так же беспричинна, как и пространство. Она от века. Она никем не сотворена и ничем не обусловлена. О нирване нельзя сказать ни того, что она возникла, ни того, что она не возникла, ни того, что она должна возникнуть. Ее нельзя воспринять ни зрением, ни слухом, ни обонянием, ни вкусом, ни осязанием. Нирвану видит лишь «праведный ученик, идущий по правильному пути с чистым разумом, с возвышенностью и прямотой, не имеющий препятствий, свободный от чувственных наслаждений...».
На второй ступени раннего буддизма происходит некоторая онтологизация буддийской этики. Буддийская «дхамма» (на пали, на санскрите «дхарма» - душевное состояние; мораль, нравоучение; религиозное предписание; совесть; добродетель; справедливость; долг, обязанность; закон; природа, сущность, характерная черта; держава; основа), сначала обозначавшая едва ли что-нибудь иное, чем простое следование правилам поведения и некоторым моральным принципам, также постепенно онтологизируется, приобретая значение закона мироздания. Кроме того, для онтологии и антропологии буддизма характерны теории зависимого возникновения, свое понимание кармы, учение об изменяемости, утверждение несуществования души.