Основы буддистского учения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:01, реферат

Краткое описание

Религия - это особая форма осознания мира, которая обуславливается верой в существование чего-то сверхъестественного, а также под воздействием этой веры заставляет совершать определенные поступки. Именно вера является основным признаком и неотъемлемым элементом любой религии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1.Возникновение и ранние этапы развития буддизма…………………...5
2. Основы вероучения. Четыре благородные истины………………...10
3. Служение и благотворительность…………………………………...15
4.Основные философские школы буддизма…………………………….16
Заключение………………………………………………………………...21
Список использованной литературы…………………………………….26

Файлы: 1 файл

Реферат Религия .docx

— 56.18 Кб (Скачать)

          Теория зависимого происхождения говорит о том, что важно не то, имеет ли мироздание начало и конец во времени и пространстве или не имеет, важно то, что внутри мироздания все причинно связано, все друг от друга зависит, поэтому там ничто не происходит случайно. Если есть это, то будет и то. В буддизме мы находим одну из наиболее ранних в истории философии формулировок закона причинности. Этим объясняется и буддийское понимание кармы как закона причинности.

          Буддизм отверг самую основу социальной доктрины ортодоксальной

8

 

брахманской традиции - учение о сакральном характере сословного (варнового) деления индийского общества, воспроизводящего в соответствии с учениями брахманов принцип космической справедливости и универсального миропорядка. Буддисты никогда не выступали в роли революционеров или социальных реформаторов, более того, они молчаливо признавали даже закономерность и практическую полезность существования сословий, но они радикально переосмыслили сам принцип сословности. Это связано с еще одной чертой буддийского подхода: термины, имевшие в добуддистской Индии этническое или сословное содержание были перетолкованы буддизмом в этическом духе. Например, слово «арья» означало «арийца», то есть человека индоевропейского происхождения, причастного к ведической религии и, следовательно, благородного и достойного в отличие от темнокожих автохтонов Индии, считавшихся варварами и дикарями (млеччха). Буддисты придали самостоятельное значение ценностной коннотации слова «арья»: теперь не этническое происхождение делало человека «арья», благородным и достойным, но напротив - высокая нравственность и правильный, достойный образ жизни делал любого человека «арийцем».

          Таким образом, буддизм стал одной из первых религиозно-философских систем, разрабатывающей фундаментальные онтологические и гносеологические вопросы. Буддизм породил несколько философских направлений, которые будут рассмотрены в следующем разделе.

 

 

 

 

 

 

 

 

9

2.Основы вероучения

 

Четыре благородные истины

          Конечная цель буддизма - избавление  от страдания и перевоплощений. Будда сказал: «И в прошлом  и в настоящем я говорю только  одно: страдание и уничтожение  страдания». Несмотря на негативную  исходную позицию этой формулы,  поставленная в ней цель имеет  и позитивный аспект, потому, что  положить конец страданию можно  только реализовав свой человеческий  потенциал доброты и счастья.  О том, кто достигает состояния  полной самореализации, говорят,  что он достиг нирваны. Нирвана  - это величайшее благо в буддизме, конечное и высшее добро. Это  одновременно и понятие, и состояние.  Как понятие она отражает определенное  видение реализации человеческих  возможностей, очерчивает контуры  и формы идеальной жизни; как  состояние она с течением времени  воплощается в человеке, стремящейся  к ней Лобазова О.Ф. Религиоведение Учебник М. 2002. С.169-170..

          В буддизме высоко ценится  праведная жизнь; жить добродетельно  - необходимое условие для достижения  нирваны. Но высоконравственная  жизнь - лишь часть человеческого  совершенства, необходимого для  погружения в нирвану. Добродетель  является одним из главных  элементов этого идеала, но она  не может быть самодостаточной и нуждается в дополнении.

        Этот  другой необходимый элемент - мудрость, способность к восприятию. «Мудрость» в буддизме означает  глубокое философское осмысление  состояние человека. Она требует  проникновения в природу реальности, достигаемого с помощью длительных  и глубоких размышлений. Это  один из видов гнозиса, или непосредственного постижения истины, который со временем углубляется и в итоге достигает вершины в просветлении, испытанном Буддой. Итак, нирвана - это единство добродетели и мудрости; добродетель и мудрость - необходимые условия нирваны, наличие только одного из них недостаточно.

          Истину, воспринятую Буддой в  ночь просветления, он впоследствии  изложил в своей первой проповеди,  где говорится о четырех положениях, известных как «Четыре Благородные  Истины». В них утверждается, что:

 жизнь - это страдание;

10

страдание порождается желанием или жаждой наслаждений;

страдание можно прекратить;

существует путь, ведущий  к избавлению от страданий.

         Согласно Первой Истине, страдание - неотъемлемая часть жизни, и определяет состояние человека как состояние «неудовлетворенности». К ней относится много видов страдания, начиная с физических, таких, как рождение, старение, болезнь и смерть. Чаще всего они связаны с физической болью, и существует гораздо более серьезная проблема - неизбежность повторения этого цикла в каждой последующей жизни, как для самого человека, так и для его близких. Люди бессильны перед лицом этих реалий и, несмотря на новейшие открытия в медицине, по-прежнему подвержены болезням и несчастным случаям в силу своей телесной природы. Кроме физической боли Истина страдания указывает на его эмоциональные и психологические формы: «горе, скорбь, печаль и отчаяние». Они могут иногда представлять более мучительные проблемы, чем физические страдания: мало у кого жизнь обходится без горя и скорби, при этом существует много тяжелых психологических состояний, полностью избавиться невозможно Тралег Кьябгон Сущность Буддизма // Н. Новгород 2007. С.6..

        Помимо  этих очевидных примеров Истина  страдания упоминает о более  утонченном виде страдания, которое  можно определить как «экзистенциальное». Это следует из утверждения  «Недостижимость желаемого есть  страдание», т.е. неудача, разочарование,  крушение иллюзий, переживаемые, когда не сбываются надежды  и реальность не соответствует  нашим желаниям. Будда не был  пессимистом и, разумеется, знал  из собственного опыта, когда  был молодым принцем, что в  жизни могут быть приятные  моменты. Проблема, однако, состоит  в том, что хорошие времена  не длятся вечно. Страдание  в буддизме имеет более абстрактное  и глубокое значение: оно указывает  на то, что даже лишенная тягостей  жизнь может не приносить удовлетворения  и самореализации.

        Будда  указывал, что человеческая натура  не может быть основой постоянного  счастья. Страдание вплетено в  саму ткань нашего существа.

Многие считают, что оценка положения человека в буддизме пессимистична, но буддисты утверждают, что их религия  не пессимистична и не

11

оптимистична, а реалистична, что Истина страдания лишь объективно                                                                           констатирует факты. Если она и кажется пессимистичной, то это связано с давней склонностью людей избегать неприятных истин и «искать во всем светлую сторону». Именно поэтому Будда отмечал, что Истина страдания крайне трудна для понимания. Это похоже на осознание человеком того факта, что он серьезно болен, чего никому не хочется признавать, и что вылечиться нельзя.

          Если жизнь - это страдание,  то, как оно возникает? Вторая  Благородная Истина - Истина возникновения  - объясняет, что страдание возникает  из страстного желания или  «жажды жизни».

          Страсть воспламеняет страдание,  как огонь - дрова. В своей  проповеди Будда говорил о  том, что весь человеческий  опыт «полыхает» желаниями. Огонь  - удачная метафора для желания,  поскольку он поглощает то, что  его питает, не получая удовлетворения. Он быстро распространяется, переходит  на новые предметы и причиняет  боль, как и неутоленные желания.  Именно желание жить, получать  удовольствие от жизни служит  причиной перерождения.

         Истина возникновения утверждает, что страстное желание проявляется  в трех основных формах, первая  из которых - жажда чувственных  удовольствий. Она принимает форму  стремления к наслаждению через  объекты восприятия, например, приятный  вкус, ощущение, запахи, звуки. Вторая - жажда «процветания». Это касается  глубинного, инстинктивного стремления  к существованию, которое толкает  нас к новым жизням и новым  переживаниям. Третий вид проявления  страстного желания - стремление  не к обладанию, а к «уничтожению».  Это оборотная сторона жажды  жизни, воплощенная в инстинкте  отрицания, отвержения того, что  неприятно и нежелательно. Жажда  разрушения может привести также  к самоотвержению и самоотрицанию.  Низкая самооценка в крайних  формах может привести к самоубийству.

         Но значит ли это, что любое  желание - зло? Здесь «желание»  имеет более узкое значение - желания,  в некотором смысле извращенного  неумеренностью или дурной целью.  Оно обычно направлено на чувственное  возбуждение и наслаждение. 

          Однако не все желания таковы, и в буддийских источниках  часто говориться о положительных  желаниях. Стремиться к позитивной  цели для

12

себя и для других (например, к достижению нирваны), желать счастья  другим, хотеть, чтобы мир, который  останется после тебя, стал лучше, - вот примеры положительных и  благотворных желаний. Если дурные желания  сдерживают и сковывают человека, то добрые дают ему силу и свободу.

          Третья Благородная Истина - Истина  прекращения. Она гласит, что при  избавлении от жажды жизни  прекращается страдание и приходит  нирвана. Как мы знаем из  истории жизни Будды, нирвана  имеет две формы: первая наступает  при жизни («нирвана с остатком»), а вторая после смерти («нирвана  без остатка»). Будда достиг в  возрасте 35 лет нирваны при жизни.  Когда ему было 80, он погрузился  в последнюю нирвану, из которой  нет возвращения через перерождение  Тралег Кьябгон Сущность Буддизма // Н. Новгород 2007. С.7-8..

          «Нирвана» буквально означает  «угасание» или «задувание», подобно  тому, как гаснет пламя свечи.  Но что именно угасает? Может  быть это душа человека, его  «я», его индивидуальность? Это  не может быть душа, поскольку  буддизм вообще отрицает ее  существование. Это и не «я» или самосознание, хотя нирвана, безусловно, предполагает коренное изменение состояния сознания, освобожденного от привязанности к «я» и «мое». На самом деле гаснет пламя триады - страсти, ненависти и заблуждения, которая ведет к перевоплощению. Это явление психологическое и нравственное, трансформированное состояние личности, которому присущи покой, глубокая духовная радость, сострадание, утонченное и проникновенное восприятие. Негативные психические состояния и эмоции, такие, как сомнение, тревога, беспокойство и страх, в просветленном разуме отсутствуют.

          Некоторые или все эти качества  присущи святым во многих религиях, в какой-то мере некоторыми  из них могут обладать и  обычные люди. Однако Просветленным,  подобным Будде, присущи в полном объеме.

          Что происходит с человеком,  когда он умирает? Ясного ответа  на этот вопрос в ранних  источниках нет. Трудности в  понимании этого возникают именно  в связи с последней нирваной, когда гаснет пламя жажды жизни,  прекращаются перерождения и  человек, достигший просветления, не рождается вновь. Будда сказал, что спрашивать, где находится  Просветленный после смерти, все  равно, что спрашивать, куда уходит  пламя, когда его задувают. Пламя,  разумеется, никуда не «уходит», просто 

13

прекращается процесс  горения. Избавление от жажды жизни  и неведения прекращению доступа кислорода, необходимого для горения.

          Четвертая Благородная Истина - Истина  пути - разъясняет, как должен происходить  переход в нирвану. В суете  повседневности мало кто останавливается,  чтобы подумать о наиболее  полноценном образе жизни.

          Будда полагал, что высшая форма  жизни - это жизнь, ведущая к  совершенствованию добродетели  и знания, а «восьмеричный путь»  определяет образ жизни, с помощью  которого можно осуществить это  на практике. Его называют также  «срединным путем», поскольку он  проходит между двумя крайностями:  жизнью в излишествах и строгим  аскетизмом. В него входит восемь  ступеней, подразделенных на три  категории - нравственность, сосредоточение (медитация) и мудрость. Они определяют  параметры человеческого блага  Тралег Кьябгон Сущность Буддизма // Н. Новгород 2007. С.7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

3.Служение и благотворительность

 

          Использование форм социальной медитации, ориентированных на служение, таких как обучение, помощь больным, восстановительная работа с наркоманами, также составляет важную часть традиции буддизма тхеравады. Большое число монастырей предназначено для культивирования чистоты при помощи смирения и служения, как главной формы медитации. Такое служение может включать медитацию обучения в ее формальных способах: обучение мирян другим ремеслам и знаниям, например, чтению и письму, помощь очень бедным и больным, а также и другие, более специализированные функции. Некоторые храмы особо предназначены для заботы о детях, об их обучении и воспитании. Другие храмы служат центрами восстановительной работы с наркоманами; там помогают тем из них, кто привык к опию или героину и нуждается в лечении в таком месте, где существует любовь, где ему окажут настоящую помощь. Ценность милостыни, как в форме служения, так и в форме раздачи материальных даров, часто подчеркивалась Буддой. Милостыня составляет неотъемлемую часть системы медитации тхеравады и буддийского образа жизни. Благотворительность, когда мы делимся с другими своим трудом и своей собственностью, является фундаментальным средством культивирования внутреннего отречения и мира. Она представляет собой действенное проявление бескорыстия и сострадания ума. Отдача, освобожденность на всех уровнях, оказывается коренной практикой, ведущей к отсутствию эгоизма и очищению ума; эта практика, как таковая, будет особенно важной и распространенной формой медитации.

Информация о работе Основы буддистского учения