Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:01, реферат
Религия - это особая форма осознания мира, которая обуславливается верой в существование чего-то сверхъестественного, а также под воздействием этой веры заставляет совершать определенные поступки. Именно вера является основным признаком и неотъемлемым элементом любой религии.
Введение……………………………………………………………………3
1.Возникновение и ранние этапы развития буддизма…………………...5
2. Основы вероучения. Четыре благородные истины………………...10
3. Служение и благотворительность…………………………………...15
4.Основные философские школы буддизма…………………………….16
Заключение………………………………………………………………...21
Список использованной литературы…………………………………….26
Теория зависимого происхождения говорит о том, что важно не то, имеет ли мироздание начало и конец во времени и пространстве или не имеет, важно то, что внутри мироздания все причинно связано, все друг от друга зависит, поэтому там ничто не происходит случайно. Если есть это, то будет и то. В буддизме мы находим одну из наиболее ранних в истории философии формулировок закона причинности. Этим объясняется и буддийское понимание кармы как закона причинности.
Буддизм отверг самую основу социальной доктрины ортодоксальной
8
брахманской традиции - учение о сакральном характере сословного (варнового) деления индийского общества, воспроизводящего в соответствии с учениями брахманов принцип космической справедливости и универсального миропорядка. Буддисты никогда не выступали в роли революционеров или социальных реформаторов, более того, они молчаливо признавали даже закономерность и практическую полезность существования сословий, но они радикально переосмыслили сам принцип сословности. Это связано с еще одной чертой буддийского подхода: термины, имевшие в добуддистской Индии этническое или сословное содержание были перетолкованы буддизмом в этическом духе. Например, слово «арья» означало «арийца», то есть человека индоевропейского происхождения, причастного к ведической религии и, следовательно, благородного и достойного в отличие от темнокожих автохтонов Индии, считавшихся варварами и дикарями (млеччха). Буддисты придали самостоятельное значение ценностной коннотации слова «арья»: теперь не этническое происхождение делало человека «арья», благородным и достойным, но напротив - высокая нравственность и правильный, достойный образ жизни делал любого человека «арийцем».
Таким образом, буддизм стал одной из первых религиозно-философских систем, разрабатывающей фундаментальные онтологические и гносеологические вопросы. Буддизм породил несколько философских направлений, которые будут рассмотрены в следующем разделе.
9
2.Основы вероучения
Четыре благородные истины
Конечная цель буддизма - избавление
от страдания и перевоплощений.
Будда сказал: «И в прошлом
и в настоящем я говорю только
одно: страдание и уничтожение
страдания». Несмотря на негативную
исходную позицию этой формулы,
В буддизме высоко ценится
праведная жизнь; жить
Этот
другой необходимый элемент -
мудрость, способность к восприятию.
«Мудрость» в буддизме
Истину, воспринятую Буддой в
ночь просветления, он впоследствии
изложил в своей первой
жизнь - это страдание;
10
страдание порождается желанием или жаждой наслаждений;
страдание можно прекратить;
существует путь, ведущий к избавлению от страданий.
Согласно Первой Истине, страдание - неотъемлемая часть жизни, и определяет состояние человека как состояние «неудовлетворенности». К ней относится много видов страдания, начиная с физических, таких, как рождение, старение, болезнь и смерть. Чаще всего они связаны с физической болью, и существует гораздо более серьезная проблема - неизбежность повторения этого цикла в каждой последующей жизни, как для самого человека, так и для его близких. Люди бессильны перед лицом этих реалий и, несмотря на новейшие открытия в медицине, по-прежнему подвержены болезням и несчастным случаям в силу своей телесной природы. Кроме физической боли Истина страдания указывает на его эмоциональные и психологические формы: «горе, скорбь, печаль и отчаяние». Они могут иногда представлять более мучительные проблемы, чем физические страдания: мало у кого жизнь обходится без горя и скорби, при этом существует много тяжелых психологических состояний, полностью избавиться невозможно Тралег Кьябгон Сущность Буддизма // Н. Новгород 2007. С.6..
Помимо
этих очевидных примеров
Будда
указывал, что человеческая натура
не может быть основой
Многие считают, что оценка положения человека в буддизме пессимистична, но буддисты утверждают, что их религия не пессимистична и не
11
оптимистична, а реалистична,
что Истина страдания лишь объективно
Если жизнь - это страдание,
то, как оно возникает? Вторая
Благородная Истина - Истина возникновения
- объясняет, что страдание
Страсть воспламеняет
Истина возникновения
Но значит ли это, что любое
желание - зло? Здесь «желание»
имеет более узкое значение - желания,
в некотором смысле
Однако не все желания таковы,
и в буддийских источниках
часто говориться о
12
себя и для других (например, к достижению нирваны), желать счастья другим, хотеть, чтобы мир, который останется после тебя, стал лучше, - вот примеры положительных и благотворных желаний. Если дурные желания сдерживают и сковывают человека, то добрые дают ему силу и свободу.
Третья Благородная Истина - Истина
прекращения. Она гласит, что при
избавлении от жажды жизни
прекращается страдание и
«Нирвана» буквально означает
«угасание» или «задувание»,
Некоторые или все эти
Что происходит с человеком,
когда он умирает? Ясного
13
прекращается процесс горения. Избавление от жажды жизни и неведения прекращению доступа кислорода, необходимого для горения.
Четвертая Благородная Истина - Истина
пути - разъясняет, как должен происходить
переход в нирвану. В суете
повседневности мало кто
Будда полагал, что высшая
14
3.Служение и благотворительность
Использование форм социальной медитации, ориентированных на служение, таких как обучение, помощь больным, восстановительная работа с наркоманами, также составляет важную часть традиции буддизма тхеравады. Большое число монастырей предназначено для культивирования чистоты при помощи смирения и служения, как главной формы медитации. Такое служение может включать медитацию обучения в ее формальных способах: обучение мирян другим ремеслам и знаниям, например, чтению и письму, помощь очень бедным и больным, а также и другие, более специализированные функции. Некоторые храмы особо предназначены для заботы о детях, об их обучении и воспитании. Другие храмы служат центрами восстановительной работы с наркоманами; там помогают тем из них, кто привык к опию или героину и нуждается в лечении в таком месте, где существует любовь, где ему окажут настоящую помощь. Ценность милостыни, как в форме служения, так и в форме раздачи материальных даров, часто подчеркивалась Буддой. Милостыня составляет неотъемлемую часть системы медитации тхеравады и буддийского образа жизни. Благотворительность, когда мы делимся с другими своим трудом и своей собственностью, является фундаментальным средством культивирования внутреннего отречения и мира. Она представляет собой действенное проявление бескорыстия и сострадания ума. Отдача, освобожденность на всех уровнях, оказывается коренной практикой, ведущей к отсутствию эгоизма и очищению ума; эта практика, как таковая, будет особенно важной и распространенной формой медитации.