Основные вехи развития социологии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:01, реферат

Краткое описание

Зарождение социологии в России началось в середине XIX в. Не смотря на значительное экономическое и социально-политическое отставание Росси от Запада, а так же то, что данная наука пришла к нам с Запада, отечественная социология концу XIX в. достигла уровня не уступающего европейскому. Сложные и обостряющиеся социальные проблемы развития страны стимулировали разработку социологической теории. Российская социологическая мысль имела прекрасную возможность опираться на достижения европейской социологии. Большое влияние на нее оказали взгляды Конта, Дюркгейма и Вебера. Ряд представителей российской социологии: Ковалевский, Мечников, Михайловский внесли значительный вклад в развитие науки.

Файлы: 1 файл

Социология1.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

Ковалевский выдвинул теорию эволюции, то есть органической смены  стадий общественного развития.

Одна из последних  работ Ковалевского по генетической социологии называлась "Происхождение  семьи, рода, племени, собственности, государства  и религии" и представляла собою  детальную реконструкцию человеческого  социального прошлого.

Общественный прогресс, по Ковалевскому, это постепенное расширение сферы солидарности и "замирения": если человечество начало свою историю с небольших групп, типа рода и семьи, где легко обнаруживались эти критерии, то с ходом истории они стали охватывать многомиллионные образования - народности, нации, государства, церковь и т.п.

Представителем направления  социологии - ортодоксальной методологии  был Б.А.Кистяков (1868-1920). Основные работы: «Общество и личность», «Социальные  науки и право».

Специфику общества Кистяков видел в психологическом взаимодействии индивидов, а объектом социологии считал, прежде всего, те явления, которые возникают лишь в результате этого взаимодействия: общность чувств, желаний и другие проявления феномена коллективного сознания. "Коллективный дух" - это фундамент, на котором основывается общественная жизнь с ее разделением на отдельные личности, их сочетанием в сословия, классы, профессии, семьи и другие группы. При психологическом взаимодействии происходит не только обогащение воли и чувств отдельного индивида, но и их ломка, обеднение, и даже уничтожение. Отсюда различные виды и формы социального господства и подчинения, играющие важнейшую роль в истории человечества.

Главная работа Кистякова "Социальные науки и право", представляла собой тонко продуманное соединение всех его публикаций русского периода. Это было методологическое исследование, где результаты выстраивались в своеобразную социологическую систему. Первый раздел этой системы касался общества, второй - социальных норм, третий - институтов и последний - культуры.

Особой заслугой Маркса в создании научной социологии Кистяков считал то, что тот впервые высказал мысль  о необходимости последовательного  применения причинного объяснения к  социальным явлениям и установил  известное соотношение между некоторыми системами этих явлений, впервые введя некоторых из них в научных обиход (зависимость между базисом и надстройкой, социальной, классовой структурой и особыми формами общественного сознания и т.п.). Но диктатуру пролетариата Кистяковский считал чрезмерно политизированной утопией, реализация которой не даст общества, принципиально отличного от грубого капитализма.

Еще одним направлением в русской  социологии был философский иррационализм, ярким представителем которого являлся  Хвостов В.М. Общество и личность, утверждал Хвостов, взятые отдельно и противопоставленные друг другу, являются теоретическими абстракциями, взятые же в жизненном единстве, они есть реальность особого психо-материального ряда онтологических явлений, причем духовное в этом единстве играет решающую роль.

В культуре, которую Хвостов считал особым "коллективным социальным феноменом", он выделял и специально анализировал идеи, изобретения, традиции, общественное мнение и интегральный принцип - "дух  времени". Личность, по Хвостову, есть социокультурное образование, печать общества и культуры накладывается даже на такую физиологическую характеристику человека, как пол.

К революции как форме разрешения социальных противоречий Хвостов относился  отрицательно, полагая, что, хотя сам  взрыв часто спровоцирован неразумной, эгоистической политикой властей и поэтому может быть оправдан, он все же нежелателен при более углубленном рассмотрении вопроса. В отличие от многих других социологов, замыкающихся в абстрактной теории. Хвостов постоянно подчеркивал практическую нагрузку социологии. Частично эта идея была реализована им, основанием в начале 1910 г. при "Московском научном институте" особого подразделения - Института социальной психологии, задачей которого являлась, по словам Хвостова, разработка путей и способов обследования "живой" социальной действительности, общественного мнения в стране, психологических аспектов организации индустриального труда, роли и структуры кооператива как особой социальной организации и т.п.

Несмотря на конкретное многообразие общественных идеалов, их суть - едина, считал Хвостов, и заключается в понятии "социальной справедливости", т.е. гармоническом примирении личной свободы и благосостояния с благосостоянием общества в целом. Пока еще нигде этот идеал не достигнут в полной мере, для этого необходимо длительное воспитание людей в духе идеала и создание справедливых социальных организаций. И то и другое достижимо "воспитанием и реформами", которые должны быть основаны на данных социологии и социальной психологии.

Ярким представителем индивидуального психологизма был Петражицкий Л.И. Социология, на его взгляд, должна изучать именно человеческое участие в различных процессах общественной жизни, т.е. психическую деятельность индивидуального характера, опираясь на “интроспекцию” теорию “естественного права”, картину человеческих мотивов. Подвергая критике, способы образования общих социологических понятий своего времени, Петражицкий показал ущербность натуралистического редукционизма и переноса в теорию терминов и выводов обыденного сознания, игнорирующих специфику социальных явлений. Воля, чувства, интеллект - это продукты эволюции эмоций, хотя с возникновением других феноменов психики сами эмоции изменяются. Благодаря взаимодействию индивидов образуется новый эффект - групповая, “народная психика” с ее “нормами - законами”, которые теперь и определяют мотивацию. Петражицкому принадлежит идея разделения права на “официальное” и “интуитивное”. Первое - санкционировано государством, оно отстает в своем изменении от изменения духовной, экономической и социальной жизни. Тогда как второе - свободно изменяется в соответствии с социокультурными сдвигами, его содержание индивидуально, определяется обстоятельствами жизни человека, его характером, воспитанием, образованием, статусом, профессией, личными знакомствами и т.п.

Петражицкий создал “эмоциональную психологию” и на этой основе отразил  свое понимание социального мира.

Представителями направления  социологии - неопозитивизма были К.М.Тахтарев (1871-1925): «Главнейшие направления в русской социологии», «Наука об общественной жизни», "Общество и государство и закон борьбы классов" и П.А.Сорокин (1889-1968): « Система социологии», «Социология революции», «Социальная мобильность», «Социальная и культурная динамика», «Россия и Соединенные Штаты», «Общество, культура и личность», «Взаимная конвергенция США и СССР в направлении смешанного социокультурного типа».

К.М.Тахтарев выступал против марксистского понимания классовой  борьбы, противопоставляя ему идею межклассового сотрудничества и солидарности. Окончательным победителем в общественной борьбе будет труд, но труд творческий и действительно общественный.

П.А.Сорокин не принимает  социалистическую революцию и открыто  выступает против нее.

В его понятии, социология - наука, самостоятельно изучающая наиболее общие родовые свойства человеческого взаимодействия.

Предмет социологии - элементы человеческого взаимодействия, их классификация  и условия возникновения, сохранения и исчезновения простых коллективных единств.

Предлагал создать социологию на следующих принципах:[3]

1.Социология, как наука,  может и должна строиться по  типу естественных наук.

2.Социология может  и должна быть наукой теоретической,  изучающей мир людей таким,  какой он есть

3.Социология должна  быть объективной наукой.

4.Если социология хочет быть "опытной и точной "наукой, она должна распрощаться с бесплодной метафизикой и исходить из фактов.

5.Следствием разрыва  с философствованием станет естественный  разрыв с монизмом.

Главный объект для изучения в социологии - взаимодействие индивидов. Создал первое развернутое изложение теории взаимодействия.

Индивиды взаимодействуют, когда изменение психических  переживаний или внешних актов  одного индивида вызывается переживаниями  другого индивида.

Процесс взаимодействия возможен при трех условиях:

1) наличие одного или  нескольких индивидов.

2) наличие актов, обуславливающих  их поступки.

3) наличие проводников.

Дает структурный анализ общества.

Выделяет 2 критерия для  классификации социальных групп:

односторонний: индивиды объединены в группу по одному признаку.

многосторонний: индивиды объединены в группу по двум и более  признакам.

Выделяет:

- закрытые группы: раса, пол, возраст.

- открытые группы: партия, ассоциация.

- промежуточные группы: класс, сословие, вторая семья.

Построил теорию социальной стратификации:

3 страты: - политическая

- профессиональная

- экономическая

Построил теорию социальной мобильности:

- вертикальная мобильность

- горизонтальная мобильность

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Советская  социология 20 - 30-х годов

После 1917г. появилась  необходимость разработки социальной теории нового общества. Создаются кафедры социологии в Петрограде и Ярославле, и даже вводится научная степень по социологии.

В 1920-е годы начала широко издаваться социологическая литература теоретического профиля. Она была посвящена определению предмета марксистской социологии, формированию социологии марксизма и определению ее места среди других общественных наук. В связи с этим в развитии марксистской социологии можно выделить следующие направления:

1.Большая часть марксистских социологов под влиянием книги Н.И.Бухарина "Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии", изданной в 1921 году, стала отождествлять социологию с историческим материализмом.

2.Другая часть социологов  считала, что социология - составная часть философии (Вольфсон, Черняков, Каценбоген).

3.Существовала концепция,  представители которой в историческом  материализме видели философский  (материалистическое понимание истории)  и социологический (общая теория  общества) аспекты.

4.Часть философов считала, что марксизму вообще чужда какая-либо социология (Луппол, Сарабьянов, Деборин).

Развиваются такие течения, как "социальный дарвинизм", "фрейдизм", "социальная рефлексология", "фитосоциология", "зоосоциология", "социология эмпириомонизма", "физиологическая социология".

В 20-е годы широкое  распространение получили позитивистские и натуралистические трактовки  общественных явлений. Суть их заключалась  в признании натурализма, то есть при изучении общества опирались  на аналогичные законы природы, а социология рассматривалась, как часть естествознания, или можно говорить о биологизации общественных процессов. Одновременно с этим существовали и механистические взгляды на общественные явления. Для механистов было характерно сведение исторического закона к механически понимаемым вещам - причинности, необходимости, повторяемости, а также к отрицанию случайности.

Была сформулирована и обоснована центральная категория  исторического материализма - "общественно-экономическая  формация". В связи с этим основной задачей научной социологии стало изучение ее возникновения, развития и функционирования по объективным общественным законам.

Существовало две точки  зрения:

1.Историчекий материализм  является одновременно частью  социологии и общей социологической теории, то есть социология - часть философии.

2.Хотя социология и  основана на принципах исторического  материализма, она - самостоятельная,  нефилософская наука.

Первая точка зрения получила более широкое распространение.

1920-е годы стали  наиболее творческими в развитии советской социологии: был сформулированы многие спорные идеи, проведены дискуссии. Очень значимой была дискуссия, длившаяся в течение двух лет (1927-1929) в журнале "Вестник", о структуре и движущих силах развития производительных сил общества. Также в эти годы обсуждались проблемы отношения классов в переходный период и формирования новой структуры общества, причиной которых стала Октябрьская революция.

Необходимо отметить, что процесс становления марксистской социологии был сопряжен со значительными трудностями: необходимость решения задачи культурного строительства (из-за процесса размежевания между марксистскими и не марксистскими социологами), проблема неграмотности населения, общий дефицит кадров социологов-марксистов.

В 1920-1930-е годы много внимания уделяется проблеме управления и организации труда. Выходит около двадцати журналов: "Хозяйство и управление", "Производство, труд и управление" и другие. Проводятся социологические исследования в области труда (ученые Гастев, Струмилин, Керженцев, Ерманский).

Также проводятся социологические  исследования по проблеме брака и  семьи (Луначарский, Коллонтай), исследования в психологии и педагогике (Шацкий), в области социологии преступности (Куфаев, Тарновский, Змиев, Маннс), исследования в области СМИ (Марр).

Таким образом, в 1920-1930-е  годы появляются зачатки отраслевых социологий, широкое проведение эмпирических исследований.

Но стремление соединить  сложившийся в русской социологии и марксизме научный аппарат  с новыми общественными условиями оборачивалось насилием над теорией, ее упрощением под идеологию. Заметное влияние продолжала оказывать немарксистское направление, отраженное в работах П.Сорокина. Но в идеологической сфере шла борьба между марксизмом и другими взглядами. К концу 30-х годов ХХв. социологию упразднили, социологические исследования прекращаются. Исторический материализм, политэкономия и научный коммунизм перекрыли все социальные науки. Наступило окончательное утверждение марксизма как идеологической основы общества. Социология приходит в упадок.

Информация о работе Основные вехи развития социологии в России