Основные принципы права социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью курсового исследования является комплексный научный анализ принципов права социального обеспечения. Реализация поставленной цели исследования обусловила необходимость выполнения следующих задач:
- изучить литературу по теме исследования;
- на основе теоретического анализа систематизировать знания о принципах права социального обеспечения;
- раскрыть содержание понятия «принципы права социального обеспечения»

Оглавление

Введение
1.Основные принципы права социального обеспечения
1.1Понятие принципов права социального обеспечения
1.2.Характеристика принципов права социального обеспечения
2.Общправовая характеристика основных принципов права социального обеспечения
2.1Комплексность и адвекатность правового регулирования
2.2.Всеобщность и дефференция социального обеспечения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Ересь.docx

— 53.97 Кб (Скачать)

 

Содержание данного принципа выражается в том, что к числу  оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими  его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это  — достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т.д.

Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.д.

Представление о нуждаемости  в социальном обеспечении не остается неизменным, оно со временем трансформируется. Законодательство последних лет  расширило перечень социальных рисков, при наступлении которых гражданин  подлежит защите (например, заражение  вирусом иммунодефицита человека медицинским  работником при исполнении своих  служебных обязанностей1, утрата трудоспособности в связи с участием в борьбе с терроризмом2, возникновение поствакцинальных осложнений3 и др.). Чем полнее проводится в законодательстве всесторонность материального обеспечения и социального обслуживания граждан, попавших в затруднительную жизненную ситуацию по не зависящим от них причинам, тем ближе стоит государство к выполнению своей социальной функции, закрепленной в Конституции РФ.

2.6. Многообразие видов  социального обеспечения

 

Данный принцип находит  свое выражение в том, что в  случае наступления того или иного  социального риска государство  оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).

В денежной форме выплачиваются  пенсии, пособия, компенсации, виды которых  постоянно расширяются. Так, наряду с традиционными пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет российским законодательством  предусмотрены социальные пенсии, досрочные  пенсии безработным.

Заново сформировалась система  социальных пособий на детей. Федеральный  закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г.4 предусмотрел следующие виды государственных социальных выплат:

    • пособие по беременности и родам;
    • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
    • единовременное пособие при рождении ребенка;
    • ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
    • ежемесячное пособие на ребенка.

 

Отдельными нормативными актами предусмотрены: пособие по временной  нетрудоспособности; по безработице; единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом; работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей; гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений; социальное пособие на погребение.

Система компенсационных  выплат — новое явление для  российского социального обеспечения. Они предоставляются работникам за время вынужденного отпуска без  сохранения заработной платы; за время  отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; студентам, аспирантам за время академического отпуска; женам (мужьям) военнослужащих и женам служащих органов внутренних дел; трудоспособным неработающим гражданам, занятым уходом за инвалидом I группы, престарелым, ребенком-инвалидом; на детей, находящихся под опекой и попечительством; на питание учащимся; вынужденным  переселенцам и беженцам; на санаторно-курортное  лечение; инвалидам на обслуживание транспортных средств.

Социальное обслуживание является неотъемлемым элементом системы  социального обеспечения, в рамках которого предусматривается социальная помощь не в денежной форме, а в  виде социальных услуг. В настоящее  время социальное обслуживание охватывает многообразные виды социальных услуг, предоставляемых бесплатно или  со скидкой, адресованных гражданам  для удовлетворения их специфических  потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью, многодетностью. Это — медицинская помощь и  лечение; лекарственная помощь; санаторно-курортное  лечение; социальная помощь на дому; содержание в учреждениях социального обслуживания; содержание детей в детских учреждениях; обеспечение инвалидов транспортными  средствами или средством передвижения, профессионального обучения и трудоустройства  инвалида; протезно-ортопедическая помощь; предоставление льгот по системе  социального обеспечения.

Многообразие видов социального  обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается.

В соответствии с Федеральным  законом «О государственной социальной помощи от 17 июля 1999 г.1 предусматривается оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, в виде денежных выплат ( социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты); натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

В связи с введением  в действие Федерального закона «Об  обязательном социальном страховании  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. в Российской Федерации  установлены правовые, экономические  и организационные основы обязательного  социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок  возмещения вреда, причиненного жизни  и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законом случаях.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального  страхования и предусматривает: обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору ( контракту) и в иных установленных законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Статья 8 настоящего Федерального закона устанавливает перечень видов  обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обеспечение осуществляется в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании; в виде единовременной, ежемесячных страховых выплат застрахованному лицу либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти; в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, включая расходы на: дополнительную медицинскую помощь (сверх предусмотренной по обязательному медицинскому страхованию), в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств; посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи; санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска ( сверх ежегодного оплачиваемого отпуска), на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, стоимость проезда застрахованного, а в необходимых случаях также стоимость проезда сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживания и питания; протезирование, а также на обеспечение приспособлениями, необходимыми застрахованному лицу для трудовой деятельности и в быту; обеспечение специальными транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонты и оплату расходов на горюче-смазочные материалы; профессиональное обучение (переобучение). Дополнительные расходы производятся страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в указанных видах помощи, обеспечения или уходе.

2.7. Участие общественных объединений,  представляющих интересы граждан,  в разработке, принятии и осуществлении  решений по вопросам социального  обеспечения и защиты их прав

 

Общеправовой принцип  о праве каждого на объединение  для защиты своих интересов и  гарантированности свободы деятельности общественных объединений находит  свое преломление в названном  выше отраслевом принципе. Укреплению правового статуса лиц, охватываемых сферой социального обеспечения, способствует их активная позиция в отстаивании  своих интересов. Объединения ветеранов, инвалидов, солдатских матерей стали  инициаторами ряда законов: «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении родителей  погибших военнослужащих», «О социальной защите инвалидов».

Для усиления общественной инициативы в сфере социального обеспечения  появляется законодательная база. Так, например, ст. 33 Закона РФ «О социальной защите инвалидов» предусматривает, что  федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов  для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными  в судебном порядке.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены  принципы права социального обеспечения: понятие, общая характеристика и их содержание. 
 
Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития. 
 
До настоящего времени кодифицированного нормативного акта (основ законодательства или кодекса), где были бы зафиксированы принципы социального обеспечения, не существует. Они содержатся в различных федеральных законах, других нормативным актах, которые составляют содержание отдельных институтов права социального обеспечения. 
 
По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

    •  
      общеправовые, свойственные всем отраслям права;
    •  
      межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
    •  
      отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
    •  
      внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

 
К общеправовым относятся принципы: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др. 
 
Межотраслевые: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др. 
 
Внутриотраслевые принципы касаются отдельных институтов отраслей права (принципы пенсионного обеспечения, социального обслуживания, обязательного медицинского страхования и др.). 
 
В отношении отраслевых принципов следует отметить, что ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному их формулируют и указывают их количество. 
 
В данной курсовой работе раскрыто содержание следующих отраслевых принципов права социального обеспечения:

 
всеобщность социального обеспечения;

 
осуществление социального обеспечения  за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

 
дифференциация видов, условий и  уровня обеспечения в зависимости  от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;

 
обязанность государства гарантировать  уровень социального обеспечения  не ниже прожиточного минимума;

 
гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается  в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

 
многообразие видов социального  обеспечения;

 
участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Конституция и государственная символика  Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-I (с изм. и доп.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации  и Верховного Совета Российской Федерации. 1993 г. № 33. Ст. 1318.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Российская газета. 2001. 20 декабря.

Федеральный закон «О государственной  социальной помощи» от 17 июля 1999 г. (с  изм. и доп.) // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного  социального страхования» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.

Федеральный закон «Об  иммунопрофилактике инфекционных болезней»  от 17 сентября 1998 г. (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4736.

Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. (с  изм. и доп.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3808.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального  обслуживания населения в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации» (с изм. и  доп.) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.

Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации  заболевания, вызываемого вирусом  иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»  от 30 марта 1995 г. (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 14. Ст. 1212; 1997. № 3. Ст. 352.

Информация о работе Основные принципы права социального обеспечения