Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:47, курсовая работа
Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.
Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа. В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Принципы права социального обеспечения…………………………...5
1.1 Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения…………………………………………………………………….…5
Глава 2. Содержание принципов права социального обеспечения………………………………………………………………………11
2.1 Всеобщность социального обеспечения…………………………………...21
2.2 Осуществление социального обеспечения за счёт как страховых платежей, так и средств бюджета………………………………………………23
2.3 Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств…………………………………………………………………….25
2.4 Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума……………………………….27
2.5 Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми………………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемых источников……………………………………………..31
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Принципы
права социального обеспечения…
1.1 Понятие и общая
Глава 2. Содержание принципов
права социального обеспечения…………………………………………………
2.1 Всеобщность
социального обеспечения…………………
2.2 Осуществление социального
обеспечения за счёт как
2.3 Дифференциация видов,
условий и уровня обеспечения в зависимости
от трудового вклада, причин нуждаемости
и иных социально значимых обстоятельств……………………………………………
2.4 Обязанность государства
гарантировать уровень
2.5 Гарантированность
социальной помощи в случаях,
когда человек нуждается в
ней в силу обстоятельств,
Заключение……………………………………………………
Список используемых
источников……………………………………………..
Введение
Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.
Изучение вопроса
о принципах права социального
обеспечения требует знания общих
теоретических положений о
В течение долгого времени эта формулировка оставалась традиционной, однако в последние годы взгляды специалистов стали меняться. Споры обычно сводятся к тому, являются ли принципы права только «руководящими идеями» и потому достаточно вывести их из смысла правовых норм, или они обязательно должны быть еще и закреплены в этих нормах. По мнению ряда ученых, определение правового принципа только как некой руководящей идеи без обязательного закрепления ее в праве перевело бы эту категорию в область правосознания или правовой науки. Правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы – это принципы «права своего времени».
При данной позиции авторов возникает вопрос: если принципы закреплены в законодательстве, то в чем состоит их отличие от правовых норм? Отличие заключается в том, что принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). С помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права.
Кроме того, правовые принципы более долговечны, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства. В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.
Вместе с тем, различая эти понятия, следует отметить тесную связь между ними, поскольку принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.
Глава 1. Принципы права социального обеспечения
1.1 Понятие
и общая характеристика
Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права – это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. В условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать данную задачу весьма сложно, хотя можно привести отдельные положительные примеры. Так, ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:
—устойчивость
финансовой системы обязательного
социального страхования, обеспечиваемая
на основе эквивалентности страхового
обеспечения и страховых
—всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
—государственная
гарантия соблюдения прав застрахованных
лиц на защиту от социальных страховых
рисков и исполнение обязательств по
обязательному социальному
—государственное
регулирование системы
—паритетность
участия представителей субъектов
обязательного социального
—обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
—ответственность
за целевое использование средств
обязательного социального
обеспечение надзора и общественного контроля;
– автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:
—общеправовые, свойственные всем отраслям права;
—межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
—отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
– внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.
В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов. К общеправовым относятся принципы:
признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
равенство всех перед законом и судом;
равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
право каждого на объединение для защиты своих интересов;
гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.
Для ряда отраслей права, нормы
которых регулируют общественные отношения,
связанные с реализацией
В российском законодательстве
последних лет, регулирующем отдельные
институты социального
1. адресность, доступность, добровольность;
2. гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.
Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. была одобрена концепция реформы системы пенсионного обеспечения, в которой выделялись следующие принципы:
—каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;
—каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;
—каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;
—финансирование государственного
пенсионного обеспечения
средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.
Принцип солидарности поколений при финансировании трудовых пенсий подвергся корректировке в Программе пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. В частности, в ней указывалось: «В целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы предлагается поэтапное, в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями государства и существующей пенсионной системы, введение накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования».
Введение накопительного механизма, на наш взгляд, возможно было лишь при наличии следующих условий: экономическая стабильность в государстве, усовершенствование оплаты труда, ликвидация ее задолженности, повышение ее уровня, пересмотр налогового законодательства, обеспечение занятости населения, так как низкооплачиваемые категории граждан, лица, не получающие зарплату, не имеющие работу, не могут участвовать в накопительной системе, а в будущем – рассчитывать на достойную пенсию.
Реальная действительность России не отвечает предъявленным требованиям. Замена распределительного пенсионного обеспечения накопительным расценивается специалистами как эксперимент с непредсказуемыми последствиями, затрагивающий жизненные интересы десятков миллионов людей.
Накопительная модель не характерна для европейских стран и не поддерживается МОТ. В связи с повышением уровня инфляции большинство стран после Первой мировой войны отказались от накопительной пенсионной системы. Так, в Германии за тридцать с лишним лет накопился резерв пенсионной системы, равный сумме выплаты пенсий всем нуждающимся в стране в течение 17 лет. Инфляция за несколько лет (1917–1918 гг.) съела весь резерв и оставила его равным сумме пенсионных выплат на 1,5 месяца.
При реализации накопительной модели в Чили «доходность пенсионных сбережений оказалась вдвое ниже расчетной, что привело к необходимости государственной помощи пенсионным фондам».
С 1 января 2002 г. в России завершена реформа пенсионного обеспечения. Принятые законы коренным образом изменили идеологию, направленность, структуру, содержание, принципы пенсионного обеспечения, ввели обязательную индивидуально-накопительную систему.
Таким образом,
на примере перехода от распределительной
к накопительной системе
Правовые принципы были предметом научного анализа многих ученых: В.С. Андреева, Е.И. Астрахана, Е.Г. Азаровой, А.Д. Зайкина, М.Л. Захарова, Р.И. Ивановой, Е.Е. Мачульской, В.А. Тарасовой, Э.Г. Тучковой, Я.М. Фогеля и др. Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной Проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.
В историческом аспекте значительное влияние на формирование принципов права социального обеспечения оказала рабочая страховая программа, принятая VI (Пражской) Всероссийской конференцией РСДРП в 1912 г. В резолюции конференции «Об отношении к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих» указывалось, что государственное страхование рабочих должно:
—обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность; у работниц, кроме того, беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка в связи с безработицей;
—страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейств;
—все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство;
– всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному, типу и на началах полного самоуправления застрахованных.
Идеи, сформулированные в начале XX в., не потеряли своей актуальности и сейчас. Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли. Они не статичны, с изменением характера социально-обеспечительных отношений меняются и правовые принципы – одни отмирают, другие появляются, третьи, действующие, наполняются новым содержанием.