Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:55, курсовая работа
Целью данного исследования является сравнительная характеристика влияния однополых и разнополых молодежных субкультур на молодежь.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОДНОПОЛЫХ И РАЗНОПОЛЫХ СУБКУЛЬТУР 5
1.1. Понятие и предпосылки появления молодежной субкультуры. Классификация молодежных субкультур. 5
1.2. Современное состояние молодежных субкультур. 10
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 12
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ОДНОПОЛЫХ И РАЗНОПОЛЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР НА МОЛОДЕЖЬ 13
2.1. Разделение молодежных субкультур на однополые и разнополые 13
2.2. Сравнительная характеристика влияния однополых и разнополых субкультур на молодежь 17
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 28
4)
с альтернативным творчеством
- официально не признанные
Современная
молодежная субкультура удовлетворяет
целый ряд психологических
Необходимо отметить, что иногда молодежные субкультуры преобразуются в преступные неформальные объединения. Все это представляет опасность не только для отдельной личности, но и общества в целом, поэтому необходимо проводить профилактику среди молодежи по вовлечению в асоциальные субкультуры.[5]
Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии. [7]
Рассмотрим их состояние на текущий момент и роль в формировании мировоззрения молодёжи, анализируя следующие специфические черты молодёжной субкультуры.
1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая (функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно). Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.[7]
2. «Вестернизация»
(американизация) культурных потребностей
и интересов. Ценности национальной культуры,
как классической, так и народной,
уже много лет вытесняются
схематизированными стереотипами
— образцами массовой культуры, ориентированными
на внедрение ценностей, «американского
образа жизни» в его примитивном и облегчённом
варианте. Любимыми героями и, в определённой
степени, образцами для подражания
становятся, по данным опроса, для
девушек — героини «мыльных опер» и бульварных
романов о любви, а для юношей — непобедимые
супергерои триллеров. Однако вестернизация
культурных интересов имеет и более
широкую сферу приложения: художественные
образы возводятся на уровень группового
и индивидуального поведения молодых
людей и проявляются в таких
чертах социального поведения, как прагматизм,
жестокость, неумеренное стремление
к материальному благополучию.
Эти тенденции присутствуют и в культурной
самореализации молодёжи:
наблюдается безрассудное
презрение таких "устаревших"
ценностей как вежливость, кротость и
уважение к окружающим в угоду
моде. ( Совсем не безобидной
в этом плане является и
вездесущая реклама).[3]
Таким образом, согласно современной точке зрения субкультура — это особая сфера культуры. Скажем так, это образование внутри культуры, которое отличается собственными ценностями и обычаями. Это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм.
Подростки воспринимают окружающий мир по-своему. Особенности психологического состояния подросткового возраста не позволяют большинству молодых людей выражать в одиночку свой взгляд на мир. Поэтому подростки предпочитают объединяться в компании, «сбиваться в стаи», весьма преуспев в деле создания своих особых сообществ, где «чувство локтя» — единственно возможный для них способ выживания в обществе. Для подростков принадлежность к таким сообществам была и остается чрезвычайно притягательной, так как, выходя из замкнутой социальной ячейки семьи, молодой человек в современном мире неминуемо попадает в социальный вакуум. Этот феномен является специфичной особенностью различных социальных групп, в частности неформальных малых групп, особенности которых мы рассмотрим ниже.
Самым
простым способом заполнить этот
социальный вакуум является объединение
с себе подобными. Объединяясь, молодые
люди образуют субкультуры. Под субкультурой
здесь следует понимать основные характеристики
социальных ценностей, норм и предпочтений
подростков, находящие отражение в социальной
позиции и в других формах самореализации
индивида. Таким образом, любая субкультура
является способом выражения индивидуальности
молодых людей.
На основе уже данных, мы сформулировали свою классификацию, по типу однополых и разнополых молодежных субкультур.
Под понятием однополые субкультуры понимается такие субкультуры, участники которых являются представителями одного пола. К ним мы отнесли скинхедов, гопников, люберов и фанатов.
Скинхеды являются радикальными националистами и добиваются вытеснения из городов центральной России так называемых «инородцев», то есть лиц не славянской национальности. Основой идеологии скинхедов является ксенофобия. Скинхеды устраивают нападения на «инородцев» на улицах, погромы рынков, на которых торгуют выходцы с Кавказа, убивают чернокожих студентов. У скинхедов развит культ физической силы. Из этого можно сделать вывод, что скинхедом может быть только мужчина. Еще одной причиной однополости заключается в том, что у скинхедов существует культ мужской дружбы.[6]
Гопники отличаются выраженной
агрессией против членов
В субкультуре люберов особое значение имеет культ физической силы, ориентация на здоровый образ жизни как одну из высших жизненных ценностей. Криминализированы многие молодежные сообщества, сформировавшиеся вокруг спортивных комплексов и тренажерных залов, любительских объединений каратэ, кикбоксинга, других видов единоборства, которые в определенных случаях используются криминалом как боевые отряды при «разборках», резерв охраны и телохранителей. В своем большинстве такие объединения имеют легальный фасад спортивной организации, связь с криминалом может быть не известна многим участникам. Субкультурными признаками такого рода групп становятся конкуренция накаченных мышц (искаженная форма бодибилдинга), тренировочный костюм как наиболее приемлемая в любых ситуациях одежда, довольно часто — золотые перстни и другие знаки принадлежности к иерархии преступного мира.[6]
Фанаты составляют близкую к криминальным субкультурам группу. Ее участниками являются только молодые люди мужского пола. Очевидно, что девушки редко увлекаются футболом, в отличие от парней.
Еще одной специфической
Под понятием разнополые субкультуры понимается такие субкультуры, участники которых являются представителями обоих полов. Примерами могут служить следующие молодежные субкультуры.
Рейверы. Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее — образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли кумиров музыкантов — носителей (создателей) соответствующих социокультурных образцов. Оторвавшись от источника, рейв приобрел интернациональные черты, свойственные и российским последователям из среды молодежи. Российские рейверы в основном заимствуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ жизни российского рейвера — ночной. В облике рейверов и стилистике поведения реализуется идея отхода человека от природы. Индустриальные ритмы, характерные для музыкального стиля рейверов, — своего рода альтернатива рок-музыке.[6]
Рэперы. Среди множества других субкультурных форм, основанных на музыкальных стилях широкий размах получил рэп. Манера исполнения («чтение»), внешний вид исполнителей, их действия идут в рэпе от уличной жизни подростков. Ее приоритеты, кроме рэпа: брейк-данс как форма танца и пластики тела, граффити как вид особого настенного рисунка, экстремальные виды спорта, стритбол (уличный баскетбол) и так далее. Она достаточно демократична, не теряет прямой связи с «молодежью улицы. Носят широкую, на несколько размеров больше одежду. Спортивны. Любимый вид спорта - баскетбол. Из украшений носят значки и серьги. Волосы коротко стрижены. Рэперы - не только те, кто слушает музыку в стиле рэп, но и люди, пишущие рэп, проникнутые его идеей.[3]
Готы.
Воспринимают свое движение как протест
против массового сознания, безвкусицы
и пестроты. Пока попса сочиняет
свои «три слова, два аккорда» про любовь,
гот, весь вид которого напоминает о смерти,
идет на кладбище. При этом не важно, что
он там будет делать: думать о тщете всего
сущего или просто веселиться с друзьями.
Готика - явление эстетическое, а мрачные
образы - не более чем эпатаж. Глупо искать
смысл жизни в смерти - его там нет. Смерть
- это напоминание, повод стремиться к
жизни. [6]
Целью данного исследования – изучение влияния молодежной субкультуры на молодежь. Сделать выводы из собственных наблюдений.
I
этап - анализ имеющейся по данной
теме литературы. Обнаружилось, что
не существует четкой
Поэтому нами были опрошена молодежь, которой необходимо было ответить на два вопроса, которые в дальнейшем вошли в состав анкеты:
1. «Какие вы знаете, подростковые субкультуры, неформальные молодежные объединения?»
2. «Как Вы считаете, какие из перечисленных вами субкультур представлены в нашем городе?»
По результатам этого опроса,
выделились субкультуры,
II этап – для исследования были разработаны схожие анкеты