Однополые и разнополые субкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является сравнительная характеристика влияния однополых и разнополых молодежных субкультур на молодежь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОДНОПОЛЫХ И РАЗНОПОЛЫХ СУБКУЛЬТУР 5
1.1. Понятие и предпосылки появления молодежной субкультуры. Классификация молодежных субкультур. 5
1.2. Современное состояние молодежных субкультур. 10
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 12
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ОДНОПОЛЫХ И РАЗНОПОЛЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР НА МОЛОДЕЖЬ 13
2.1. Разделение молодежных субкультур на однополые и разнополые 13
2.2. Сравнительная характеристика влияния однополых и разнополых субкультур на молодежь 17
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 28

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

Введение

     В современном обществе молодежь выступает следующим образом. С одной стороны она несет в себе результаты влияние различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой стороны - ее ценности остаются гибкими, подверженными различным влиянием. Жизненный опыт этой группы не богат, представление о морально-этических ценностях часто окончательно не определены. Это связано с тем, что сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему физиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст - время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь относится к миру взрослых, а социологически - к миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово - зрелость ею отодвигается. «Молодежь» как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.[4]

     Поэтому молодые люди  выделяют свою культуру и свою субкультуру, что связано с неопределенностью своих социальных ролей, неуверенностью в собственном социальном статусе. Таким образом, мы можем сделать вывод, что на сегодняшний день тема довольно актуальна.

     Целью данного исследования является сравнительная характеристика влияния однополых и разнополых молодежных субкультур на молодежь.

     В соответствии с поставленной целью  необходимо решить ряд задач:

1) анализ понятия молодежная субкультура (предпосылки появления,  классификация)

2) современное состояние молодежных субкультур

3) деление субкультур на однополые и разнополые

4) влияние однополых и разнополых молодежных субкультур на молодежь.

      Объектом  исследования данной работы является молодежные субкультуры.

     Предметом исследования данной работы являются однополые и разнополые молодежные субкультуры.

     Методы  исследования:

  1. Анализ литературы
  2. Анкетирование

     Курсовая  работа логически состоит из введения, двух частей, заключения и списка литературы. Первая часть – это введение основных понятий и определений, предпосылки возникновения и возможные классификации молодежных субкультур, современное состояние. Вторая часть посвящена рассмотрению влияния однополых и разнополых субкультур на молодежь.

     Таким образом,   проблема классификации молодежных субкультур приобретает все более важное значение в наше время. Это связано с ростом количества самих субкультур и ее участников. Мы попробуем разобрать классификации молодежных субкультур, а в частности однополые и разнополые субкультуры, и их влияние на молодежь. 
 
 

ГЛАВА 1. Теоретический анализ однополых и разнополых субкультур

1.1. Понятие и предпосылки появления молодежной субкультуры. Классификация молодежных субкультур.

     Молодёжь  – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет.[4]

     У  современной   молодежи   отдых   и   досуг   -   ведущая   форма

жизнедеятельности,  она  вытеснила  труд  как  важнейшую   потребность. От

удовлетворенностью  досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в  целом. Здесь надо говорить об особой  молодежной  субкультуре. Субкультура  - часть общей культуры,  система  ценностей,  традиций, обычаев,  присущих  большой социальной группе. Термин «молодежная субкультура» используется учеными и журналистами при обращении к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде. Разные исследователи неодинаково подходят к содержанию, пытаясь интерпретировать термин в зависимости от контекста. Но даже такое разнообразие в подходах позволяет увидеть некоторую общность взглядов применительно к отдельным элементам данного феномена.

     Молодежная субкультура характеризуется следующими чертами:

- молодежная  субкультура представляет собой  социальную общность, каждый представитель  которой сам причисляет себя к ней; члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения;

- вхождение  молодого человека в ту или  иную молодежную субкультуру  означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон);

- как  правило, молодежные субкультуры  возникают вокруг какого-либо  «центра», выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям;

- значимые  для той или иной молодежной  субкультуры идеи и ценности  получают внешнее выражение в  обязательной для ее членов  символике и атрибутике группы. [2]

     Молодежная  субкультура – это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение  молодых людей в общество; это  – частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.

     Молодежная  субкультура отражает перемены, происшедшие  во второй половине ХХ века. Ее появление  и оформление как социального  феномена было подготовлено развитием индустриальных обществ и произошло в начале перехода индустриально развитых обществ к постиндустриализму.

     Стремительное, непрерывное ускорение и обновление стали ведущими характеристиками жизни  современных индустриальных обществ. Разворачиванием научно-технической революции был положен конец естественно-природной сфере, началась эра искусственно-технологическая. Появилась возможность практически все фабриковать, то есть создавать по заранее заданным параметрам и свойствам. С появлением возможности фабрикации в прошлое ушли уникальность, индивидуальность: сначала в предметах, а затем и в людях. Их место заняли шаблонность, стереотипность, массовость, универсальность, нивелирование.

     Наблюдались два взаимосвязанных процесса: люди, желая соответствовать индустриально развитому обществу, принимали его правила игры, вовлекались в создаваемые им индустрии труда, развлечений, потребления, то есть в массовое общество, а общество с той же целью использовало социальные технологии. К числу таких технологий можно отнести: 1) усиленное «промывание мозгов» различными средствами массовой информации, 2) навязывание посредством рекламы, моды, эталонов престижности жизненных стандартов, стереотипов, шаблонов, 3) внедрение посредством поточно-конвейерной индустрии досуга массовой культуры, для которой характерны примитивность, развлекательность, натуралистичность, общедоступность.[5]

     Формирование  массового общества совпало с  началом научно технической революции и пришлось на 50-е годы XX века. В это же время началось и оформление молодежной субкультуры.

     С самого начала молодежную субкультуру  отличали невписываемость, невовлеченность  в базовую культуру общества, которой  является массовая культура. Невписываемость  при одновременном стремлении привлечь к себе внимание оборачивается симбиозом эпатажных, эскапистских и протестных форм данной субкультуры. Эти формы предоставляют возможность молодежной субкультуре исполнять роль своеобразного компенсаторного механизма, решающего задачу противовеса мощному нивелирующему давлению массовой культуры.

     Возникновение молодежной субкультуры практически  совпадает по времени с началом  эпохи постиндустриализма и с  зарождением постмодернистических тенденций в социокультурном  развитии общества. Основными чертами  постмодернизма являются плюрализм, множественность, неопределенность, фрагментарность, изменчивость, эклектизм. Эти же черты характерны и для молодежной субкультуры. Она тоже:

     1) плюралистична, поскольку вбирает  в себя и панков, и хиппи, и готов, и многих других;

     2) множественна, поскольку у молодежной субкультуры нет стержневого единства;

     3) неопределенна, так как нельзя  сказать с полной уверенностью, чем же на самом деле является  молодежная субкультура;

     4) фрагментарна, то есть каждая  молодежная субкультура сохраняет  свои особенности и своеобразие;

     5) изменчива, так как периодически  молодежная субкультура обновляется,  перерождается;

     6) эклектична, так как вбирает в  себя абсолютно несовместимые  элементы, которые мирно сосуществуют  и даже взаимно дополняют друг  друга.

     Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И молодежь придумывает свой способ. [2]

     Условия жизни в большом городе создают  предпосылки для объединения  молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность  и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры.

     Было  множество попыток классифицировать молодежные субкультуры. Вот некоторые из них:

     По  социально-правовому признаку выделяют:

     1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды.

     2) социально-пассивные, деятельность  которых нейтральна по отношению  к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты.

     3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и тому подобные.

     По  направленности интересов социолог М.Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:

     - увлечение современной молодежной  музыкой; 

     - устремление к правопорядковой деятельности;

     - активно занимающиеся определенными  видами спорта;

     - околоспортивные - различные фанаты;

     - философско-мистические; 

     - защитники окружающей среды. 

     Профессор С.А.Сергеев предлагает следующую  типологизацию молодежных субкультур:

     - романтико-эскапистские субкультуры  (хиппи, индианисты, толкинисты, с  известными оговорками - байкеры).

     - гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и тому подобные),

     - криминальные (гопники, люберы)

     - анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

     Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:

     1)со  способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;

     2) с социальной позицией - экокультурные; 

     3) с образом жизни – «системники»  и их многочисленные ответвления;

Информация о работе Однополые и разнополые субкультуры