Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:55, курсовая работа
Целью данного исследования является сравнительная характеристика влияния однополых и разнополых молодежных субкультур на молодежь.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОДНОПОЛЫХ И РАЗНОПОЛЫХ СУБКУЛЬТУР 5
1.1. Понятие и предпосылки появления молодежной субкультуры. Классификация молодежных субкультур. 5
1.2. Современное состояние молодежных субкультур. 10
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 12
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ОДНОПОЛЫХ И РАЗНОПОЛЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР НА МОЛОДЕЖЬ 13
2.1. Разделение молодежных субкультур на однополые и разнополые 13
2.2. Сравнительная характеристика влияния однополых и разнополых субкультур на молодежь 17
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 28
• для подростков (Приложение 1);
• их родителей (Приложение 2);
Целью, которых было уточнение отношения современного общества к представителям молодежных субкультур. А также выяснение наших знаний о представителях различных субкультур, и изучение общественного мнения о том, почему молодые люди становятся членами неформальных молодежных объединений и как они влияют на молодое поколение. Эти анкеты заполнили 25 учащихся и 7 родителей.
Так как более 2 /3 вопросов анкет носили открытый характер, то при обработке полученных ответов нами активно использовался метод анализа.
Затем из всех опрошенных подростков были выбраны 5 молодых людей причисляющих себя к той или иной молодежной субкультуре и столько же не причисляющих, того же пола и возраста. На заключительной стадии исследования были проанализированы, и оформлены соответствующим образом все собранные материалы.
Многие из неформалов – люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приезжать сюда. Они стекаются сами – все очень разные, и в тоже время чем- то неуловимо похожие. Пытаясь разобраться в том, как влияют молодежные субкультуры на подростков, мною был проведен опрос среди учащихся 9-ых классов,10 классов,11 классов (40 учащихся).
деятельность официальных организаций в сфере досуга неинтересна | официальные учреждения не помогают в их интересах | их увлечения не одобряются обществом |
12 | 22 | 6 |
Таблица 1. Причины вступления в молодежные субкультуры
Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках – возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: «пустое времяпровождения» стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, - об этом говорит лишь чуть более 7%. Около15% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное – условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках.
Первым вопросом анкеты, всем тестируемым необходимо было закончить предложение «Молодежная субкультура - это…» Этим вопросом выяснялось понимание данного определения в обществе. В подростковой выборке получилось, что субкультуры в первую очередь это возможность для молодых людей общаться и взаимодействовать, затем это притяжение общих интересов, ценностей и увлечений и, наконец, это определенные занятия (музыка, спорт…), поведение людей. Молодёжь нашего города в своих анкетах упоминает о 15 разновидностях субкультур, причем, в среднем каждый подросток смог выделить по 1-2 субкультуры. Это говорит о хорошей осведомлённости и заинтересованности молодых людей в данном вопросе. Таким образом, услышав словосочетание «молодежные субкультуры» подростку в первую очередь приходят в голову такие неформальные объединения как: панки, скинхеды, реперы, готы и хиппи.
Именно выделенные как наиболее популярные субкультуры, по мнению подростков, представлены в нашем городе. Среди них: «реперы», «панки», «готы», «рокеры», «эмо», «скинхэды», «хиппи», «байкеры», «гопники» и «фанаты».
Кроме того, возможно, что представителей других субкультур просто не оказалось в нашей выборке. Так в исследовании приняло участие 40 подростков в возрасте от 14 до 17 лет. Основываясь на данных об известности различных неформальных объединений, а также на том каких неформалов нам удалось выделить, мы время от времени заменяли в четвертом вопросе нашей анкеты названия неформальных объединений, деятельность, которых необходимо было описывать тестируемым. Таким образом, нам удалось собрать описательные характеристики девяти субкультур.
Хотя тестируемым было названо большое количество субкультур, но описательная характеристика отдельных субкультур, у многих вызывала трудности. Эти характеристики демонстрируют стереотип восприятия конкретных субкультур в нашем обществе. В некоторых случаях эти стереотипы ошибочны, а в некоторых верны. С помощью качественного анализа мы выделили несколько смысловых групп, которые являются составляющими стереотипа о той или иной молодежной субкультуре.
По представленным выше стереотипам можно сделать вывод, что наиболее наркотизированные субкультуры в нашем сознании это: «реперы», «панки» и «готы» так считает 75 % опрошенных. Распивание спиртных напитков ассоциируется с «панками», «скинхедами», «фанатами» и «гопниками» - 80%. Пристрастны к курению, по мнению опрашиваемых, «скинхеды», «панки», и «реперы» - 80%. А нарушают общественный порядок, устраивают драки «скинхеды», «гопники» и «панки» - 90%. Таким образом, можно сказать, что в стереотипах отражены и явно агрессивные субкультуры, и негативные, и нейтрально-позитивные.
Многие стереотипы, которые сложились в обществе не гибкие и даже агрессивные. Например, принято относиться, к «панкам», «фанатам», «скинхедам» агрессивно. Потому что средства массовой информации стараются освещать скандальные негативные последствия деятельности в погоне за рейтингом, естественно люди запоминают сенсационный негатив и именно на нем строят свои представления. Многие считают, что субкультуры делятся на: негативно и позитивно настроенные. Однако не редко тестируемые затруднялись разделить конкретные субкультуры на позитивные и негативные. Так, некоторые считают, что есть «нейтральные» субкультуры, которые не приносят ни вреда, ни пользы.
Посчитав все положительные и отрицательные выборы по каждой субкультуре с учетом знака и путем их сложения получили для каждой индекс позитивности/негативности. Итак, по мнению, жителей города самым деструктивным поведением отличаются гопники, затем панки, следующими в черном списке значатся скинхеды, фанаты. Лидерами в позитивном списке стали «эмо», затем «реперы».
Анализируя оценку отношения к представителям молодёжных объединений вообще, столкнулась с тем, что многие продемонстрировали полное безразличие, т.е. выразили свое отношение, оценкой «0».
Выясняя с помощью анкет, почему молодые люди вступают в молодежные объединения, выделяются со слов опрашиваемых семь основных причин.
1. Приобретение новых друзей с общими интересами – 10 %
2. От скуки-0%
3. Самовыражение – 5%
4. Просто нравиться – 3%
5. Скромные, непонятые ищут поддержки -4%
6. Мода, за компанию- 2%
7. Ищут новые ощущения -7%
Таким образом, по нашим данным, молодые люди вступают в неформальные молодежные объединения для того, чтобы найти единомышленников, понимающих их людей или потому что у нас недостаточно формальных организаций, где бы они могли реализовывать свою потребность в группности (принадлежности группе).Но сегодня отношение к представителям субкультур более позитивное и в их состав входят яркие, неординарные люди, не боящиеся выражать себя.
Вывод:
1.
В целом отношение общества
к представителям молодежных
субкультур снисходительно
2. В настоящее время подростки больше осведомлены о субкультурах. Многие родители отвечали на вопросы анкеты формально, безразлично, оставляя вопросы без ответа.
3.
Что касается влияния на подростков молодежных
субкультур, то стоит заметить, что выделенные
негативные характеристики относятся
к однополым субкультурам. В то же время
как остальные являются чаще всего нейтральными.
Целью данного исследования, как уже упоминалось выше, является изучение наиболее популярных молодежных субкультур: их влияние на молодежь.
Данное исследование, позволит задуматься
о социальной среде, влияющей
на становление личности
В процессе работы мы пришли к следующим выводам:
l Особой социальной средой, влияющей на становление личности молодого человека, являются молодежные субкультуры
l Субкультуры — это лишь формы, которые могут быть заряжены как созидательным, так и разрушительными энергиями.
l Субкультуры возникают, потому что необходимы: они дают возможность, особенно молодежи и подросткам, проявить себя творчески, определить свое место в жизни, найти друзей
l Молодежные субкультуры очень нужны для социализации личности - это самая главная роль субкультуры в нашем обществе.
Самое ценное в субкультурах
— то, что они являются для
молодежи средой безусловного
принятия, дружбы, избавляют молодого
человека от страха оказаться
непонятым и одиноким. Значит, государство
должно уделять больше внимания и заботиться
о подрастающем поколении, создавать условия
для реализации разных интересов увлечений
молодежи для дальнейшей самореализации
в обществе.
Субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Методологически важно видеть, что какой-то стройной классификации субкультур создавать нет смысла. На нашем примере различных классификаций молодежных субкультур мы видим, что упорядочение фиксируемых данных скорее всего возможно в рамках каждого из отдельных фрагментов субкультурной мозаики.
Молодежные субкультуры в
Мы выяснили что однополым субкультурам
- свойственна криминальная направленность
- свойственно неблагоприятное материальное положение ее участников
Нами были решены следующие задачи:
1) анализ понятия молодежная субкультура (предпосылки появления, классификация)
2) современное состояние молодежных субкультур
3) деление субкультур на однополые и разнополые
4) влияние однополых и разнополых молодежных субкультур на молодежь.
Цель
данной работы нами достигнута.
1. Запесоцкий, А. Эта непонятная молодёжь. Проблемы неформальных молодёжных объединений / А. Запесоцкий. - М.,1990
2. Лисовский, В.Т. Социология молодёжи / В.Т. Лисовский. - М.,1996. - 54 с.
3. Луков, В. Молодежные субкультуры в современной России / В. Луков. - М., 2002
4. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - С-Пб., 1999
5. Омельченко, Е. Молодежные культуры и субкультуры / Е. Омельченко. - М., 2000
6. Петров, В.Г. Неформалы
/ В.Г. Петров. – Режим доступа: http://neformalniedvizenia.
7. Сикевич,
З.В. Молодёжная культура: "за" и "против"
/ З.В. Сикевич. - Екатеринбург., 1990
Анкета.
Дорогие друзья. Пожалуйста, ответьте искренне на вопросы данной анкеты. Она разработана специально для того, чтобы уточнить отношение современного общества к представителям молодежных субкультур. Выяснить, что мы знаем о представителях различных субкультур и от чего молодые люди становятся членами неформальных молодежных объединений, влияют ли они на молодое поколение. Возможно, именно ваши ответы помогут разобраться в этих непростых вопросах. Заранее благодарим вас за сотрудничество!