Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 10:51, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблем защиты интеллектуальной собственности и оценка ущерба от ее противоправного использования.
Задачи данной работы следующие:
Узнать что такое «интеллектуальная собственность»
Изучить объекты интеллектуальной собственности
изучить ущерб от противоправного использования интеллектуальной собственности
сделать выводы
Введение………………………………………………………..3
1. Интеллектуальная собственность: понятие,
объекты………………………………………………………5
1.1. Объекты авторского права…………………. …………7
1.2. Объекты смежного права………………….. …………12
1.3. Объекты патентного права………………... …………16
2. Способы оценки ущерба и убытков от противоправного использования интеллектуальной собственности…………………………………………….. ………..21
3. Судебные примеры по возмещению ущерба и убытков по противоправному использованию интеллектуальной собственности………………………………………………………25
Заключение………………………………………………….. 29
Список используемых источников……………………….. 31
«Авторские права распространяются на часть произведения, его название, на персонажей произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора». [Статья 1259 ГК РФ]
Для телевизионных СМИ актуально понятие аудиовизуального произведения — произведения, состоящего из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенного для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают в себя кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации. [1]
Авторами аудиовизуального произведения являются:
При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения.
Права изготовителя аудиовизуального произведения, т.е. лица, организовавшего создание такого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 ГК РФ. В частности указано, что «лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, единой технологии), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности». [1]
Продюсер вправе
при любом использовании
Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.
Срок действия исключительного права на произведение: «Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.» [ГК РФ, статья 1281] 2
Таблица 3
1.2. Объекты смежного права
В соответствии со статьей 1303 ГК РФ смежными правами называются «права, близкие к авторскому праву (отсюда и название) и производные от него, однако полностью не совпадающие с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, при этом элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права»
К смежным правам относятся:
Смежные права неразрывно связаны с авторскими правами, однако последние могут существовать независимо от смежных прав.
Так, автор исполняемого произведения может быть неизвестен либо произведение вообще не охраняется авторским правом. Например, срок охраны истек, исполнятся произведение фольклора либо речь идет о записи звуков природы, пения птиц и т.д. [3]
Вместе с тем смежные права существуют, по общему правилу, только тогда, когда есть произведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в передачу эфирного и кабельного вещания.
Основное назначение смежных прав состоит в том, что они регламентируют использование третьими лицами фонограмм, радио- и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителя, требуя согласия соответствующих правообладателей.
Большинство случаев такого рода незаконного использования выходило за рамки национальных границ, и поэтому встал вопрос о создании международной системы охраны смежных прав. В результате в 1961 г. в Риме была заключена Конвенция по охране прав, интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (до настоящего времени Россия к ней не присоединилась). Указанная Конвенция базируется на принципе национального режима с гарантированием обязательного минимума охраны (например, право исполнителей на санкционирование использования результатов их творчества при всех способах их воспроизведения, распространения и фиксации). [1]
В 1971 г. была заключена Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Россия присоединилась к этой Конвенции с 13 марта 1995 г.). Указанная Конвенция в определенной степени развивает положения Римской конвенции, которая недостаточно полно регулировала вопросы прав производителей фонограмм.
Конвенция определяет фонограмму как «любую исключительную запись звуков» [статья 1а Женевской конвенции». Она не имеет обратной силы и поэтому не распространяется на фонограммы, которые были сделаны на территории государства до вступления в силу данной Конвенции на его территории.
Конвенция отказалась от принципа национального режима, а применяется право государства, гражданином которого является изготовитель фонограммы.
Россия является также членом Брюссельской конвенции 1974 г. о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники. Страны-участницы Конвенции взяли на себя обязательство принять меры по предотвращению на своей или со своей территории передачи любого несущего программы сигнала любым распространяющим органом, для которого сигнал, переданный на спутник или проходящий через него, не предназначается. При этом страны-участницы сами выбирают способы соблюдения указанного обязательства. [6]
Брюссельская конвенция одновременно представляет интересы авторов, артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций в процессе распространения сигналов через спутники. В Конвенции не содержится специальных правил по предупреждению актов интеллектуального "пиратства": решение этого вопроса оставлено на усмотрение стран-участниц. Конвенция открыта для всех стран - членов ООН.
В 1996 г. в Женеве был заключен Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Этот Договор открыт для присоединения только государствам - членам ВОИС. Он не затрагивает права авторов произведений и распространяется только на исполнителей и производителей фонограмм.
Производители фонограмм пользуются исключительным правом разрешать: прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм любым способом и в любой форме; доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих фонограмм посредством продажи или иной передачи права собственности, а также по проводам или средствам беспроволочной связи; коммерческий прокат оригинала и экземпляров своей фонограммы для публики даже после их распространения, осуществленного производителем или по его разрешению.
Смежные права можно подразделить на три самостоятельные категории:
У них разные объекты и субъекты, различаются они также по объему и содержанию самих прав. Общим у этих категорий является то, что они производны от авторских прав. [7]
Очевидно, с учетом этого обстоятельства за нарушение смежных прав применяются правила ГК РФ об ответственности за нарушение авторских прав.
Таблица 4
1.3. Объекты патентного права
Патентными правами называются интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы.
В соответствии со статьей 1345 ГК РФ к патентным правам относится «исключительное право, которое является имущественным правом и может принадлежать не только автору, но и другим лицам»
Автор изобретения, полезной модели или промышленного образца обладает неотчуждаемым правом авторства, а также другими правами, например, правом на получение патента, правом на вознаграждение за использование служебного изобретения, полезной модели или промышленного образца.
Объектами патентных прав являются результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие требованиям ГК РФ к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере художественного конструирования, отвечающие требованиям ГК РФ к промышленным образцам.
Патентному праву посвящена глава 72 Гражданского Кодекса РФ.
В отличие от объектов авторского права и смежных прав, изобретение, полезная модель и промышленный образец подлежат правовой охране и становятся объектами исключительных прав при условии их государственной регистрации, на основании которой Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам выдает патент.
Патент удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец.
Не предоставляется патентно-правовая охрана решениям, которые противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали, в частности, способам клонирования человека, способам модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека, использованию человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях, а также полезным моделям и промышленным образцам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну.
Под изобретением понимается техническое решение в любой области, относящееся к продукту, в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств).
Объектами изобретений могут быть устройства, например, приборы, вещества, например, сплавы металлов, штаммы микроорганизмов, например, грибки, дрожжи, микробы, способы, например, способ обработки материала, диагностики, измерения.
Изобретение способно к патентно-правовой охране, если оно отвечает следующим условиям - является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.
Новизна изобретения означает его неизвестность из уровня техники, уровень техники включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения, таким образом, это те сведения, к которым имеется открытый доступ, например, не подлежат учету сведения, в отношении которых правообладателем введен режим коммерческой тайны, не только в России, но и в любой другой стране.
Кроме того, при установлении новизны изобретения в уровень техники включаются все ранее поданные другими лицами заявки на изобретения, полезные модели, а также запатентованные в Российской Федерации изобретения и полезные модели.
Уровень техники определяется на дату приоритета изобретения, под которой по общему правилу понимается дата подачи в Роспатент заявки.
Если сведения о сущности изобретения стали общедоступными вследствие раскрытия информации, относящейся к изобретению, автором изобретения, заявителем или любым лицом, получившим от них прямо или косвенно эту информацию, например, такие сведения были опубликованы, то это не препятствует признанию патентоспособности изобретения при условии, что заявка на выдачу патента была подана в Роспатент в течение 6 месяцев со дня раскрытия информации.
Изобретение должно обладать изобретательским уровнем, то есть не должно явным для специалиста образом следовать из уровня техники.
Отличие признака изобретательского уровня от признака новизны состоит в том, что техническое решение не только не было уже известно в мире, но и не является очевидным для специалиста в той или иной отрасли исходя из уровня техники.
Третьим условием патентоспособности изобретения является его промышленная применимость, под которой понимается возможность использования изобретения не только в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях экономики, но и в социальной сфере.
В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству. Объектом полезной модели может быть только устройство. В отличие от изобретения, к полезной модели не предъявляется требование об изобретательском уровне. Для ее патентно-правовой охраны достаточно новизны и промышленной применимости. Данные признаки схожи с аналогичными признаками изобретения.
Полезная модель считается новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники. При определении новизны полезной модели в уровень техники включаются лишь сведения о средствах того же назначения, что и заявленная полезная модель, опубликованные в мире, ставшие общедоступными до даты приоритета полезной модели, а также сведения об их применении в Российской Федерации (не во всем мире). Ранее поданные другими лицами в Российской Федерации заявки на изобретения и полезные модели, а также запатентованные в Российской Федерации изобретения и полезные модели также учитываются.