Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:50, контрольная работа
Оценка и аттестация персонала имеет большую научно-практическую значимость, разнообразные подходы и многочисленные теоретические и практические аспекты.
Основной целью работы является исследования теоретических положений в области управления персоналом и главным образом такого ее пласта, как оценка и аттестация персонала.
Предметом исследования является процесс оценки и аттестации персонала организации.
Введение 3
Глава 1 Оценка персонала 4
1.1 Понятие и цели оценки персонала 4
1.2 Методы оценки персонала 8
1.2.1 Традиционные методы оценки персонала 8
1.2.2 Количественные методы оценки персонала 10
1.2.3 Сравнительные методы 13
1.2.4 Качественные методы оценки персонала 13
1.3 План разработки и реализации процедуры оценки 20
1.4 Типичные ошибки при проведении оценки персонала 23
Глава 2 Аттестация персонала 26
2.1 Понятие и цели аттестации персонала 26
2.2 Методы аттестации 28
2.3 Подготовка, проведение и итоги аттестации 29
Заключение 32
Список использованных источников 35
Еще одним способом преодоления трудностей, возникающих из-за
недоверия персонала к оценке, является обеспечение прозрачной единой системой оценки, обучения и желательно стимулирования. В этом случае становится не просто важным, а необходимым составление четкого списка компетенций, тренингов, курсов, сертификатов, необходимых для занятия определенной должности; обеспечение и транслирование вариативности развития специалиста в зависимости от выявленных в ходе оценки его потенциала способностей и интересов. Четкая система стимулирования, соответствующая системе оценки и обучения, будет способствовать пониманию сотрудниками, для чего нужно обучение и как результаты обучения отразятся на них лично. Данные меры будут способствовать повышению доверия сотрудников не только к оценке персонала, но и к руководству компании в целом.(5)
Одной из возможных ошибок в ходе оценки персонала является отсутствие модели компетенций, соответствующей должности оцениваемого работника. Без такой модели нет четкого представления, что надо оценивать и по каким критериям. Это приводит к ненужным затратам ресурсов (как человеческих, так и материальных), так как ценность результатов такой оценки практически равна нулю.
Не всегда корректным является использование в ходе оценки персонала некоторых методик, которые изначально использовались в клинической психологии. Их можно использовать как вспомогательный инструмент, чтобы определить состояние человека на момент проведения оценки, но учитывать их результаты в качестве основных и принимать на их основе управленческие решения вряд ли возможно, так как эти результаты в недостаточной степени соотносятся с компетенциями, необходимыми для занятия какой-либо должности, и могут быть подвергнуты сомнению как со стороны самого сотрудника, так и со стороны судебных органов.
Необходимо, чтобы процедура оценки сопровождалась квалифицированными специалистами. Это позволит избежать целого ряда ошибок:
- так называемый эффект края связан с тем, что в памяти руководителя остается только последний период работы (неделя, день), остальные периоды, таким образом, выпадают из оценки;
-
предвзятость наблюдателя, в
- воздействие на наблюдателя стереотипов в отношении пола, возраста, семейного положения и др.;
-
«эффект отличника», когда сотрудник
объективно заслуживает плохой
оценки, но интервьюер под
- ошибка центральной тенденции, связанная с боязнью крайних суждений: наблюдатель стремится дать наблюдаемому поведению усредненную оценку;
-
«эффект контраста» - склонность
наблюдателя выделять у
- «эффект похожести» - склонность наблюдателя выделять у сотрудника черты, схожие с собственными;
-
«гала-эффект» - один фактор влияет
на другие, в результате чего
обобщенное впечатление
- «эффект снисхождения» - тенденция наблюдателя всегда давать положительную оценку происходящему;
-
«группинг» - возникает в ситуациях,
когда наблюдатель не склонен
дифференцировать оценки в
Глава 2 Аттестация персонала
2.1
Понятие и цели аттестации персонала
Аттестация
персонала – это официальная
и систематическая кадровая процедура
оценки работников, осуществляемая в
установленной и
Аттестация персонала – важная составная часть управления персоналом, наиболее эффективная форма оценки кадров.
Обязательной аттестации подлежат работники в предусмотренных отдельными законами случаях. Добровольная аттестация проводится по усмотрению (решению) администрации с целью оптимизации управления персоналом, а значит, для повышения работоспособности и устойчивости бизнеса.
Аттестация персонала может быть нацелена на:
1.
Принятие решений, связанных с
изменением компенсационного
2.
Принятие решений, связанных с
развитием организации (
3. Принятие решений, связанных с оценкой текущей деятельности (положения) всей организации и выявлением рабочих проблем. При этом в ходе аттестации работника оцениваются: • прошлая деятельность; • достижение результатов; • потребность в обучении; • выявление рабочих проблем; • улучшение деятельности.(3)
На этапе выработки цели определяются:
1.
Собственно цель и ее
2.
Как будут применяться
3.
Прежде чем приступить к
2. 2 Методы аттестации
Групповая экспертная оценка.
Эксперты оценивают аттестуемого по выделенным критериям по определенной шкале (например, пятибалльной). Затем по каждому критерию высчитываются суммарный и средний баллы. Применяется для оценки результатов работы, профессионально важных качеств
Экзамен.
Аттестуемый отвечает на ряд вопросов в письменной форме. Применяется для оценки профессиональной компетентности
Моделирование рабочей ситуации.
Аттестуемому предлагается принять решение в смоделированной ситуации, типичной для его рабочего места. Применяется для интегрированной оценки профессиональных компетенций
Квалификационная работа.
Аттестуемый самостоятельно разрабатывает пути решения определенной производственной задачи. Применяется для оценки профессиональной компетентности
Собеседование.
С
аттестуемым проводится беседа эксперта(ов).
Применяется для выявления
Тестирование.
Аттестуемому предлагается пройти профессиональный тест. Используется для диагностики качеств личности, уровня интеллектуального развития и т. д. (как дополнительный метод подтверждения результатов экспертной оценки).
2.3. Подготовка, проведение
и итоги аттестации
Необходимо:
Подготовить Положение об аттестации. Имеет смысл проконсультироваться с юристом, так как возможные изменения (должность, оклад) в результате аттестации должны быть юридически грамотно оформлены.
Ознакомить заранее всех сотрудников с целями, датой и методом аттестации, чтобы избежать естественного страха и негативного отношения.
Составить план аттестации (подготовка, проведение, анализ результатов).
Обязательно предусмотреть обратную связь - каждый сотрудник имеет право знать о результатах своей аттестации и, в случае несогласия, обсудить спорные моменты с руководителем.
Процесс аттестации кадров можно разделить на четыре основных этапа:
1.
Подготовительный этап: подготовка
приказа о проведении
2.
Формирование состава
3. Основной этап: организация работы аттестационной комиссии по подразделениям предприятия, оценка индивидуальных вкладов работников, заполнение анкет, компьютерная обработка результатов.
4. Заключительный этап: подведение итогов аттестации, принятие персональных решений о продвижении работников, направлении на учебу, перемещении или увольнении сотрудников, не прошедших аттестацию.
От аттестации освобождаются руководители и специалисты, проработавшие в данной должности менее года, беременные женщины, женщины, имеющие ребенка до года и др.
Чаще всего в качестве субъекта оценки выступает аттестационная комиссия. Аттестационная комиссия возглавляется председателем. В качестве членов комиссии привлекаются руководящие работники, ведущие специалисты различных структурных подразделений предприятия, представители общественности, эксперты высококвалифицированные специалисты, уполномоченные для проведения оценки. В качестве экспертов могут выступать, работники данного подразделения, хорошо знающие аттестуемого.(5)
Среди работников предприятия проводится разъяснительная, работа о задачах аттестации, ознакомление с методикой проведения, порядком подготовки необходимых документов. График проведения аттестации доводится до работников не менее чем за один месяц до начала аттестации, а документы в комиссию должны представляться не менее чем за две недели аттестации. Это чаще всего аттестационный лист и отзыв-характеристика.
Аттестационный лист содержит объективную информацию о работнике: образование, стаж работы по специальности на предприятии, в должности и т.д. Данная информация готовится работниками кадровой службы. Отзыв-характеристика отражает обобщенные результаты оценки деятельности работника, анкетного опроса о поведении работника в коллективе, оценка работника руководителем. Регулярное проведение экспертной оценки проведения аттестуемых возлагается на специалистов кадровой (социологической) службы. Ответственность за учет и оценку деятельности работника несет руководитель подразделения. Отзыв-характеристика обсуждается на собрании коллектива. Работник должен быть ознакомлен с ней не менее чем за неделю до аттестации под роспись. Аттестационная комиссия рассматривает представленные ей документы, заслушивает сообщение о работнике, о достигнутых успехах и недостатках, результатах текущих оценок.