Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:50, контрольная работа
Оценка и аттестация персонала имеет большую научно-практическую значимость, разнообразные подходы и многочисленные теоретические и практические аспекты.
Основной целью работы является исследования теоретических положений в области управления персоналом и главным образом такого ее пласта, как оценка и аттестация персонала.
Предметом исследования является процесс оценки и аттестации персонала организации.
Введение 3
Глава 1 Оценка персонала 4
1.1 Понятие и цели оценки персонала 4
1.2 Методы оценки персонала 8
1.2.1 Традиционные методы оценки персонала 8
1.2.2 Количественные методы оценки персонала 10
1.2.3 Сравнительные методы 13
1.2.4 Качественные методы оценки персонала 13
1.3 План разработки и реализации процедуры оценки 20
1.4 Типичные ошибки при проведении оценки персонала 23
Глава 2 Аттестация персонала 26
2.1 Понятие и цели аттестации персонала 26
2.2 Методы аттестации 28
2.3 Подготовка, проведение и итоги аттестации 29
Заключение 32
Список использованных источников 35
Новые методы аттестации рассматривают рабочую группу (подразделение, бригаду, временный коллектив) в качестве основной единицы организации, делают акцент на оценку работника его коллегами и способность работать в группе.(5)
Оценка отдельного сотрудника и рабочей группы производится с учетом результатов работы всей организации.
Во внимание принимается не только (а во многих случаях и не столько) успешное выполнение сегодняшних функций, сколько способность к профессиональному развитию и освоению новых профессий и навыков.
В
целевых и плановых оценках, а
также в текущих оценках
Количественные — это все методы с числовой оценкой уровня качеств работника. Среди них наиболее простыми и эффективными считают метод коэффициентов и балльный. Применение компьютеров и других средств вычислительной техники позволяет оперативно производить расчеты и в итоге получать достаточно объективные оценки труда работника. Эти методы не только достаточно просты, но и носят открытый характер, так как позволяют каждому самостоятельно посчитать по достаточно строгой методике «свои коэффициенты» или «баллы», оценить результативность своего труда.
Качественные — это методы биографического описания, деловой характеристики, специального устного отзыва, эталона, а также оценки на основе обсуждения. Эти оценки соответствуют конкретному набору качеств. Замечено, что методы биографического описания, устного отзыва и характеристик в хозяйственной практике чаще всего применяются при найме и перемещении работников, а методы эталона (оценка фактических качеств работника в сравнении с моделью) и дискуссий — преимущественно при назначении руководителей.
Комбинированные
— широко распространенные и разнообразные
методы экспертной оценки степени проявления
определенных качеств, специальные тесты
и некоторые другие комбинации качественных
и количественных методов.
1.2.2
Количественные методы оценки персонала
Метод стандартных оценок персонала.
Руководитель
заполняет специальную форму, оценивая
отдельные аспекты работы сотрудника
в течение аттестационного
Таблица 1: Шкала метода стандартных оценок
Вес | Фактор | Оценка | Комментарии |
30% | Качество работы
Аккуратность и тщательность в работе. Соответствие стандартам качества |
||
10% | Планирование
Способность разрабатывать
и реализовывать планы |
||
25% | Организация
Способность эффективно использовать ресурсы и время для достижения результатов |
||
15% | Руководство/Лидерство
Способность мотивировать и руководить людьми, устанавливать стандарты, оценивать работу подчиненных и способствовать ее улучшению |
||
10% | Коммуникация
Способность эффективно взаимодействовать с людьми, ясно выражаясь в устной и письменной форме |
||
10% | Отношение к
работе
Ответственность, способность работать с большой нагрузкой |
||
Итоговая
оценка:
П (превосходно) О (отлично) Х (хорошо) НО (ниже ожидаемого) Н (неудовлетворительно) Комментарии: |
Данный метод отличается малыми издержками и общедоступностью.
Однако метод стандартных оценок страдает рядом серьезных недостатков. Во-первых, аттестацию проводит один человек — руководитель, что предполагает высокую степень субъективности и односторонности оценки. Во-вторых, стандартная шкала не учитывает особенностей профессиональной деятельности каждого отдельного работника, что может повлиять на качество оценки.
Чтобы преодолеть эти недостатки, некоторые организации усовершенствовали метод стандартных оценок следующим образом: форма оценки заполняется не самим руководителем, а специалистом по управлению человеческими ресурсами.
Экспертные оценки персонала.(4)
Количественные оценки, например деловых и организаторских качеств работника, производятся, как правило, с помощью экспертных оценок. При этом для характеристики кандидата на должность сначала устанавливают (с учетом специфики производства и условий работы) 6—7 критериев. Например:
1) способность организовывать и планировать труд;
2)
профессиональная
3) сознание ответственности за выполняемую работу;
4)
контактность и
5) способность к нововведениям;
6)
трудолюбие и
По каждому из этих критериев на основе изучения деятельности кандидатов на должность дается соответствующая оценка по избранной шкале, например, пятибалльной (отлично - 5; хорошо - 4; удовлетворительно - 3; неудовлетворительно - 2; плохо - 1).
Оценки по критериям обычно располагают по нарастающему количественному значению.
По своей значимости в общей оценке кандидата на конкретную должность определенные качества всегда имеют различный удельный вес, что устанавливается экспертным путем. Для определения общей оценки деловых и организаторских качеств кандидата составляется специальный оценочный лист.
Естественно, чем выше общая оценка по каждой группе качеств, тем более достоин кандидат занять должность в аппарате управления. Наибольшая возможная оценка - 5, а самая низкая - 1.
Образование, стаж работы и возраст работника должны обязательно учитываться при оценке деловых качеств. Данные об образовании кандидата, его стаже и возрасте учитываются путем расчета коэффициента профессиональной перспективности по формуле:
К = Оу.обр. (1 + С/4 + В/18), где:
Оу.обр. - оценка уровня образования, которая обычно принимается:
0,15 - для лиц, имеющих незаконченное среднее образование;
0,60 - для лиц со средним образованием;
0,75 - для лиц со среднетехническим и незаконченным высшим образованием;
1,00 - для лиц с высшим образованием по специальности;
С - стаж работы по специальности. В соответствии с рекомендациями НИИ труда он делится на 4 (в связи с тем, что, как установлено, стаж в 4 раза меньше влияет на результативность труда, чем образование);
В - возраст. В соответствии с рекомендациями НИИ труда он делится на 18 (установлено, что влияние возраста на результативность труда в 18 раз меньше, чем влияние образования). При этом за верхний предел возраста для мужчин принимается 55 лет, а для женщин - 50.
На этапе определения общей оценки кандидата на должность величина коэффициента профессиональной перспективности суммируется с общей оценкой по деловым и организаторским качествам.
Сущность
одного из наиболее используемых и
достаточно эффективных методов
заключается в использовании
квалификации, опыта и интуиции наиболее
компетентных в своей области работы специалистов
— экспертов. Важнейшими условиями применения
этого метода является обеспечение анонимности
выставляемых экспертами оценок и обоснованность
подбора состава экспертных комиссий.
1.2.3
Сравнительные методы
При их использовании руководитель сравнивает работу одного сотрудника своего подразделения с результатами других. При ранжировании руководитель «выстраивает» своих сотрудников в условную цепочку — от лучшего к худшему по результатам работы за аттестационный период. При распределении все сотрудники классифицируются по группам — например, 10% лучших, 10% худших и т.д.
Сравнительные
методы являются очень простым способом
оценки сотрудников. Их легко применять
и понимать. Однако эти методы слишком
односторонни и приблизительны для того,
чтобы сделанные с их помощью оценки применялись
для целей развития персонала, профессионального
обучения и т.д. Кроме того, сравнение сотрудников
подразделения между собой является достаточно
жесткой формой оценки, использование
которой может повлечь за собой трения
внутри подразделения, недоверие к руководителю.(1)
1.2.4
Качественные методы оценки персонала
Оценка по методу черт.
Широкое распространение получила оценка руководителей по методу черт. В ее основе — признание влияния психологических свойств человека на характеристики его деятельности. К числу методик, основанных на данном подходе, относится балльная оценка степени выраженности у руководителей некоторого набора деловых и личностных качеств, оценка тех черт, которые в наибольшей степени коррелируют с эффективностью деятельности руководителей в конкретных коллективах. Для этого с помощью ЭВМ выбирается (без интерпретации количественных оценок) такой перечень свойств, который в наибольшей степени отличает каждого руководителя и помогает составить его деловой портрет.
Различие
методик связано с
Опыт применения подобных систем оценки у нас в стране и за рубежом позволяет выявить их основной недостаток — субъективизм получаемого знания.
Оценка на основе анализа труда.
Определение
психологических свойств на основе
анализа труда персонала
В методике ситуационной оценки предусмотрена процедура отбора типичных управленческих ситуаций в конкретном коллективе, в структуре которых описывается работа управленца, а затем оценивается его поведение. Рациональным основанием такой оценки является то, что разнородность элементов трудовой ситуации в каждом случае складывается в определенный комплекс условий и задач управленческой деятельности. Решение этих задач является чрезвычайно сложным и эффективность действий управленца, безусловно, определяется его личностными особенностями.
Результатом оценки поведения управленческих работников, как и в случае оценки качеств, является социально-психологическая характеристика, только более профессионально ориентированная. Она содержит информацию о том, каким образом (эффективно или нет) действовал работник, в каких ситуациях более, в каких — менее эффективно. Однако данный способ не помогает выяснить причину такого поведения и его последствия.
Функциональная оценка.
Функциональная оценка руководителя основывается на анализе процесса труда, выяснении, насколько он хорошо справляется со своими должностными обязанностями. Работа руководителя в этом случае описывается в структуре выполняемых им специфических функций по регулированию совместной деятельности.
В основе такого способа — представление об особых задачах организаторской деятельности, отличающих управленческий труд от исполнительского и имеющих некоторое универсальное содержание, а также понимание места и роли руководителя в трудовом коллективе.