Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 16:59, реферат
Известный югославский социолог Д.Маркович выделяет три основные особенности человека - творчество, свобода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек - это "общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия".
В отличие от
природы общество имеет свои пространственно-временные
границы и подчиняется в своем
движении. наряду с общими, особенным
и специфическим законам.
Философский анализ
общества имеет своей целью на основе
исследования конкретно-исторических
обществ или их состояний построение идеальной
модели общества с использованием целой
системы философских категорий. К ним
относятся категории деятельности, материального
производства, общественных отношений,
базиса и надстройки, общественно-экономической
формации и т.д. Здесь же важно подчеркнуть,
что теоретическая модель общества позволяет
решить ряд задач. Она дает возможность
выявить социальную необходимость, отвлекаясь
от случайностей, представить изучаемый
объект в предельно развитой форме, выявить
законы его движения.
Реальное общество
индивидуализировано, в нем все
предельно переплетено, взаимосвязано.
В модели же, поскольку она вскрывает
и представляет сущность реального
общества, индивидуальное оставлено в
стороне, связи и зависимости представлены
в чистом, свободном от деталей и случайных
наслоений виде и т.д. Основания выработки
подобной модели в различных философских
учениях неодинаковы. В основном можно
говорить о трех главных позициях. Натурализм
в своих построениях отождествляет общество
с организмом и пытается объяснить социальную
жизнь биологическими закономерностями,
подменяя конкретно-историческое изучение
социальных явлений произвольными аналогиями
(кровообращение - торговля, головной мозг
- правительство). Идеализм в своих моделях
общества исходит из духовного, идеального
начала. Так, Н.А.Бердяев утверждает, что
историческая действительность есть "...особая
и высшая духовная действительность"
(Бердяев Н.А. Смысл истории. М.,1990. С.14).
Наконец, материалистическая модель имеет
своим исходным моментом социальную форму
материи. Но возникает законный вопрос:
зачем нужна подобная логизированная
модель общества?
Прежде всего
она задает исходные принципы подхода
к изучению реальной истории общества.
Она дает вместе с тем руководящую нить,
позволяющую сознательно продвигаться
в лабиринте фактов, событий и т.д.
Логическая схема,
естественно, беднее живой истории,
но она схватывает ее суть, что и
позволяет, отталкиваясь от этой сущности,
глубже разобраться в конкретном историческом
материале, помогает найти правильное
решение той или иной проблемы, вставшей
на повестке дня в определенной конкретной
ситуации. Философская методология сама
по себе не претендует на непосредственное
раскрытие причин тех или иных социальных
процессов и явлений во всем их конкретном
многообразии, но она помогает правильно
поставить проблему и дает ориентиры в
научном поиске ее решения.
Взять хотя бы соотношение
материальной основы общества и сознания.
Различное решение вопроса об этом
соотношении - необходимый компонент построения
идеальной модели общества. Если за исходное
берется сознание и в нем видится конечная
причина всего происходящего в истории,
то это один исходный пункт в анализе определенной
ситуации, а значит, и в решении той или
иной возникшей проблемы.
Напротив, если
за основу общества берутся его материальные
устои, то и результаты анализа и
предлагаемые пути решения той же
проблемы окажутся совершенно иными. Все
это превращает выработку идеальной
модели общества в задачу первостепенной
важности. Понятно, что речь идет не об
использовании теоретической модели общества
как мертвой схемы, под которую остается
лишь подгонять живые факты, а тем более
не о ее применении для оправдания сомнительных
установок тех или иных деятелей, случайно
оказавшихся у кормила правления.
Речь идет о
том, чтобы философско-
Ясно прежде
всего, что общество - это определенная
целостность, особая подсистема объективной
реальности. Но если это система, то
ее основу как всякой системы составляют
элементы, требования к которым должны,
по-видимому, состоять в следующем: во-первых,
их должна отличать простота, во-вторых,
они должны присутствовать во всех срезах
системы и, в-третьих, они должны выступать
в качестве своеобразных первокирпичиков
системы. Что же это за элементы?
Ключевым, решающим
элементом является, очевидно, человек
как субъект истории, выполняющий эту
роль действительно на всех этажах общественного
здания. Можно сказать, что человек- это
главный, краеугольный устой общества.
Но свою роль субъекта истории человек
реализует в форме активного отношения
к миру в виде деятельности, содержание
которой составляет его целесообразное
изменение и преобразование. Деятельность
выступает в самых различных формах, причем
формы деятельности и ее виды с ходом истории
становятся все
более разнообразными.
Деятельность и предстает в качестве второго
элемента общества как системы. Наконец,
третий элемент социальной системы - общественные
отношения, складывающиеся на основе всего
многообразия социально значимых видов
деятельности. Именно деятельность как
способ существования социального объединяет
социальные атомы, цементирует их, превращая
через систему общественных отношений
простую сумму индивидов в нечто большее
- в некоторую органическую целостность,
в общество.
Но что такое
общественные отношения? Общественные
отношения - это многообразные связи между
членами общества, социальными группами,
а также внутри них, возникающие в процессе
материально-производственной, экономической,
социальной, политической и духовной жизни
и деятельности.
При этом общественные
отношения не однородны, в их системе выделяются
первичные и вторичные уровни. К первичному
уровню принадлежат материальные, т.е.
складывающиеся независимо от сознания
общественные отношения. К их числу в первую
очередь относятся производственные,
экономические отношения (наряду с этим
могут быть выделены и такие виды материальных
отношений, как организационно-технические
и социально-бытовые). Вторичный уровень
образуют идеологические отношения, которые
в отличие от отношений первого уровня
складываются, возникают лишь проходя
через сознание, на базе определенных
идей и взглядов. Но к этим проблемам мы
еще вернемся в дальнейшем, здесь же подчеркнем
еще раз: человек, деятельность, общественные
отношения - такова триада определяющих
элементов общества как системы.
Таким образом,
общество представляет собой совокупность
людей, связанных системой общественных
отношений, складывающихся на основе всего
многообразия социально значимых видов
деятельности.
Но можно ли
рассматривать общество как простую
сумму индивидов, их связей, взаимодействий
и отношений? Сторонники системного подхода
к анализу общества отвечают: “Нет”. С
их точки зрения, общество ─ это не суммарная,
а целостная система. Это означает, что
на уровне общества индивидуальные действия,
связи и отношения образуют новое, системное
качество. Системное качество ─ это особое
качественное состояние, которое нельзя
рассматривать как простую сумму элементов.
Общественные взаимодействия и отношения
носят надындивидуальный, надличностный
характер, то есть общество ─ это некоторая
самостоятельная субстанция, которая
по отношению к индивидам первична. Каждый
индивид, рождаясь, застаёт определённую
структуру связей и отношений и в процессе
социализации включается в неё. За счёт
чего же достигается эта целостность,
т. е. системное качество?
Целостной системе
присуще множество связей, взаимодействий
и отношений. Наиболее характерными
являются коррелятивные связи, взаимодействия
и отношения, включающие в себя координацию
и субординацию элементов. Координация
─ это определённая согласованность
элементов, тот особый характер их взаимной
зависимости, который обеспечивает сохранение
целостной системы. Субординация ─ это
подчинённость и соподчинённость, указывающая
на особое специфическое место, неодинаковое
значение элементов в целостной системе.
В социологии понятия
“социальная структура” и “социальная
система” тесно связаны между
собой. Социальная система ─ это
совокупность социальных явлений и
процессов, находящихся в отношениях
и связях между собой и образующих
некоторый целостный социальный объект.
Отдельные явления и процессы выступают
в качестве элементов системы. Понятие
“социальная структура” есть часть понятия
социальной системы, и объединяет два
компонента ─ социальный состав и социальные
связи. Социальный состав ─ это набор
элементов, составляющих данную структуру.
Вторым компонентом выступает набор связей
этих элементов. Таким образом, понятие
социальной структуры включает в себя,
с одной стороны, социальный состав, или
совокупность различных типов социальных
общностей как системообразующих социальных
элементов общества , с другой ─ социальные
связи составляющих элементов, различающихся
по широте распространения их действия,
по их значению в характеристике социальной
структуры общества на определенной ступени
развития.
Социальная структура
означает объективное деление общества
на отдельные слои, группы, различные
по их социальному положению, по их
отношению к способу
Другой тип
социальных систем складывается на основе
общностей, социальные связи которых обусловлены
объединениями организаций. Такие социальные
связи называются институциональными,
а социальные системы ─ социальными институтами.
Последние действуют от имени общества
как целого. Институциональные связи можно
называть еще и нормативными, так как их
характер и содержание устанавливаются
обществом в целях удовлетворения потребностей
его членов в тех или иных сферах общественной
жизни.
Следовательно,
социальные институты выполняют
в обществе функции социального
управления и социального контроля
как одного из элементов управления. Социальный
контроль дает возможность обществу и
его системам обеспечить соблюдение нормативных
условий, нарушение которых наносит ущерб
социальной системе. Основными объектами
такого контроля являются правовые и моральные
нормы, обычаи, административные решения
и т. п. Действие социального контроля
сводится, с одной стороны, к применению
санкций в отношении поведения, нарушающего
социальные ограничения, с другой ─ к
одобрению желательного поведения. Поведение
индивидов обусловлено их потребностями.
Эти потребности могут быть удовлетворены
различными способами, и выбор средств
для их удовлетворения зависит от системы
ценностей, принятой данной социальной
общностью или обществом в целом. Принятие
определенной системы ценностей способствует
идентичности поведения членов общности.
Воспитание и социализация направлены
на то, чтобы передать индивидам установленные
в данной общности образцы поведения и
способы деятельности.
Социальные институты
руководят поведением членов общности
через систему санкций и наград. В социальном
управлении и контроле институты играют
весьма важную роль. Их задача сводится
не только к принуждению. В каждом обществе
существуют институты, осуществляющие
гарантии свободы в определенных видах
деятельности ─ свободу творчества и
нововведений, свободу слова, права на
получение определенной формы и величины
дохода, на жилье и бесплатное медицинское
обслуживание и т. д. Например, литераторы
и артисты имеют гарантированную свободу
творчества, поиска новых художественных
форм; ученые и специалисты обязываются
исследовать новые проблемы и осуществлять
поиск новых технических решений и т. д.
Социальные институты могут быть охарактеризованы
с точки зрения как их внешней, формальной
(“материальной”) структуры, так и внутренней,
содержательной.
Внешне социальный
институт выглядит как совокупность
лиц, учреждений, снабженных определенными
материальными средствами и осуществляющих
конкретную социальную функцию. С содержательной
стороны ─ это определенная система
целесообразно ориентированных стандартов
поведения определенных лиц в конкретных
ситуациях. Так, если есть юстиция как
социальный институт внешне может быть
охарактеризована как совокупность лиц,
учреждений и материальных средств осуществляющих
правосудие, то с содержательной точки
зрения ─ это совокупность стандартизированных
образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих
данную социальную функцию. Указанные
стандарты поведения воплощаются в определенных
ролях, характерных для системы юстиции
(роль судьи, прокурора, адвоката, следователя
и т. д.).
Социальный институт,
таким образом, определяет ориентацию
социальной деятельности и социальных
отношений посредством
Важнейшими социальными
институтами являются политические.
С их помощью устанавливается
и поддерживается политическая власть.
Экономические институты