Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:04, реферат
Известный югославский социолог Д.Маркович выделяет три основные особенности человека - творчество, свобода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек - это "общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия".
Из сказанного следует, что нельзя ни отождествлять понятия "природа" и "общество", "природное" и "социальное", ни абсолютно разрывать и противопоставлять их.
В отличие от природы общество имеет свои пространственно-временные границы и подчиняется в своем движении. наряду с общими, особенным и специфическим законам.
Философский анализ общества
имеет своей целью на основе исследования
конкретно-исторических обществ или
их состояний построение идеальной
модели общества с использованием целой
системы философских категорий.
К ним относятся категории
деятельности, материального производства,
общественных отношений, базиса и надстройки,
общественно-экономической
Реальное общество индивидуализировано,
в нем все предельно
Прежде всего она задает исходные принципы подхода к изучению реальной истории общества. Она дает вместе с тем руководящую нить, позволяющую сознательно продвигаться в лабиринте фактов, событий и т.д.
Логическая схема, естественно, беднее живой истории, но она схватывает ее суть, что и позволяет, отталкиваясь от этой сущности, глубже разобраться в конкретном историческом материале, помогает найти правильное решение той или иной проблемы, вставшей на повестке дня в определенной конкретной ситуации. Философская методология сама по себе не претендует на непосредственное раскрытие причин тех или иных социальных процессов и явлений во всем их конкретном многообразии, но она помогает правильно поставить проблему и дает ориентиры в научном поиске ее решения.
Взять хотя бы соотношение материальной основы общества и сознания. Различное решение вопроса об этом соотношении - необходимый компонент построения идеальной модели общества. Если за исходное берется сознание и в нем видится конечная причина всего происходящего в истории, то это один исходный пункт в анализе определенной ситуации, а значит, и в решении той или иной возникшей проблемы.
Напротив, если за основу общества
берутся его материальные устои,
то и результаты анализа и предлагаемые
пути решения той же проблемы окажутся
совершенно иными. Все это превращает
выработку идеальной модели общества
в задачу первостепенной важности.
Понятно, что речь идет не об использовании
теоретической модели общества как
мертвой схемы, под которую остается
лишь подгонять живые факты, а
тем более не о ее применении для
оправдания сомнительных установок
тех или иных деятелей, случайно
оказавшихся у кормила
Речь идет о том, чтобы
философско-социологическая
Ясно прежде всего, что общество - это определенная целостность, особая подсистема объективной реальности. Но если это система, то ее основу как всякой системы составляют элементы, требования к которым должны, по-видимому, состоять в следующем: во-первых, их должна отличать простота, во-вторых, они должны присутствовать во всех срезах системы и, в-третьих, они должны выступать в качестве своеобразных первокирпичиков системы. Что же это за элементы?
Ключевым, решающим элементом является, очевидно, человек как субъект истории, выполняющий эту роль действительно на всех этажах общественного здания. Можно сказать, что человек- это главный, краеугольный устой общества. Но свою роль субъекта истории человек реализует в форме активного отношения к миру в виде деятельности, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность выступает в самых различных формах, причем формы деятельности и ее виды с ходом истории становятся все
более разнообразными. Деятельность и предстает в качестве второго элемента общества как системы. Наконец, третий элемент социальной системы - общественные отношения, складывающиеся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности. Именно деятельность как способ существования социального объединяет социальные атомы, цементирует их, превращая через систему общественных отношений простую сумму индивидов в нечто большее - в некоторую органическую целостность, в общество.
Но что такое общественные
отношения? Общественные отношения - это
многообразные связи между
При этом общественные отношения
не однородны, в их системе выделяются
первичные и вторичные уровни.
К первичному уровню принадлежат
материальные, т.е. складывающиеся независимо
от сознания общественные отношения. К
их числу в первую очередь относятся
производственные, экономические отношения
(наряду с этим могут быть выделены
и такие виды материальных отношений,
как организационно-
Таким образом, общество представляет собой совокупность людей, связанных системой общественных отношений, складывающихся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности.
Но можно ли рассматривать
общество как простую сумму индивидов,
их связей, взаимодействий и отношений?
Сторонники системного подхода к
анализу общества отвечают: “Нет”.
С их точки зрения, общество ─
это не суммарная, а целостная
система. Это означает, что на уровне
общества индивидуальные действия, связи
и отношения образуют новое, системное
качество. Системное качество ─
это особое качественное состояние,
которое нельзя рассматривать как
простую сумму элементов. Общественные
взаимодействия и отношения носят
надындивидуальный, надличностный
характер, то есть общество ─ это
некоторая самостоятельная
Целостной системе присуще
множество связей, взаимодействий и
отношений. Наиболее характерными являются
коррелятивные связи, взаимодействия
и отношения, включающие в себя координацию
и субординацию элементов. Координация
─ это определённая согласованность
элементов, тот особый характер их взаимной
зависимости, который обеспечивает
сохранение целостной системы. Субординация
─ это подчинённость и
В социологии понятия “социальная структура” и “социальная система” тесно связаны между собой. Социальная система ─ это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы. Понятие “социальная структура” есть часть понятия социальной системы, и объединяет два компонента ─ социальный состав и социальные связи. Социальный состав ─ это набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Таким образом, понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны, социальный состав, или совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих социальных элементов общества , с другой ─ социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.
Социальная структура
означает объективное деление общества
на отдельные слои, группы, различные
по их социальному положению, по их
отношению к способу
Другой тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а социальные системы ─ социальными институтами. Последние действуют от имени общества как целого. Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни.
Следовательно, социальные
институты выполняют в обществе
функции социального управления
и социального контроля как одного
из элементов управления. Социальный
контроль дает возможность обществу
и его системам обеспечить соблюдение
нормативных условий, нарушение
которых наносит ущерб
Социальные институты
руководят поведением членов общности
через систему санкций и
Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны ─ это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения ─ это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.).
Социальный институт, таким
образом, определяет ориентацию социальной
деятельности и социальных отношений
посредством
Важнейшими социальными
институтами являются политические.
С их помощью устанавливается
и поддерживается политическая власть.
Экономические институты
Институциональные связи, как и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни. И ещё они обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные действия и т. п.).