Образование как социальный институт и роль его в жизни российского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть образование как социальный институт и выявить его роль в жизни российского общества. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение социальному институту, раскрыть понятие и содержание этого термина, рассмотреть, какие функции он выполняет
2. Рассмотреть образование как социальный институт, какая структура у этого социального института и какие задачи он ставит в своей области
3. Рассмотреть роль образования в различных социальных сферах людей

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 30.67 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Тема  данного реферата «Образование как социальный институт и роль его в жизни российского общества».

     Эта тема очень актуальна, потому что  она рассматривает, насколько важно  хорошее образование в жизни  современного российского, да и не только российского, а всего общества. Ведь без образования не будет хороших  специалистов, а значит и не будет  достойного уровня жизни. Образование - это будущее нашего общества и  всей страны в целом.

     Ведь  все начинают свою жизнь сначала - в родильном доме. Покинув родильный  дом, люди попадают в другие организации - ясли, детский сад, начальную и  среднюю школу. После окончания  школы люди выбирают свое направление  в жизни. И почти всегда, за некоторым  исключением, выпускники школ идут учиться, кто в техникумы, кто в училища, а кто-то в ВУЗы. После получения  образования снова не миновать других организаций, люди поступают на работу в одну из них. Но смогут люди устроиться на работу без нужного образования? Конечно смогут, но на какую? Поэтому, чтобы получить хорошую работу, обязательно надо получить образование.

     Цель  данной работы – рассмотреть образование как социальный институт и выявить его роль в жизни российского общества. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

     1. Дать определение социальному институту, раскрыть понятие и содержание этого термина, рассмотреть, какие функции он выполняет

     2. Рассмотреть образование как социальный институт, какая структура у этого социального института и какие задачи он ставит в своей области

    3. Рассмотреть роль образования в различных социальных сферах людей

      1.Социальный институт: понятие и содержание 

     Социальная  практика показывает, что для человеческого  общества жизненно необходимо закрепить  некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для  членов определенного общества или  определенной социальной группы. Это, прежде всего относится к тем  социальным отношениям, вступая в  которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве  материальных благ заставляет людей  закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать  подрастающее поколение и воспитывать  молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей. Практика закрепления  отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается  в создании жестко закрепленной системы  ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения  в социальных отношениях, а также  в определении системы санкций  для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

     Системы ролей, статусов и санкций создаются  в виде социальных институтов, которые  являются наиболее сложными и важными  для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

     Прежде, чем мы рассмотрим тему «Образование как социальный институт», раскроем само понятие «социальный институт».

     В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные  или научные организации и  учреждения, любые крупные целевые  организации. Среди социологов нет  полного согласия в понимании  этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для  малых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание  позволяет различать понятия  «институт», «группа» и «ассоциация» по признаку размера социального  объекта и делает непонятными  базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

     На  самом деле между понятиями «институт» и «группа» есть большое внутреннее различие. Если группа - это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт - система социальных связей и совокупность социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности.

     Можно дать формальное определение социального  института.

     Социальный  институт - это организованная система  связей и социальных норм, которая  объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

     Социальные  институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной ("материальной") структуры, так и внутренней, содержательной.

     Внешне  социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными  материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система  целесообразно ориентированных  стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях.

     Любой социальный институт возникает и  функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая  потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование  института оказывается бессмысленным. Например, зарождение и гибель социального  института хорошо просматриваются  на примере института дворянских дуэлей чести. Этот институт чести возник в силу потребности в охране чести  дворянина и упорядочения отношений  между представителями данного  социального слоя. Но с развитием  капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что  выразилось в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Так  этот институт постепенно прекратил  свое существование.

     Но  есть важные институты, вызванные к  жизни непреходящими потребностями. Социологи считают, что таких  институтов в развитых обществах  всего пять: семейные, политические, экономические, образовательные и  религиозные.

     Несмотря  на то, что институты и социальные группы - различные научные понятия, они неотделимы друг от друга. Институт, являясь совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется, в  конечном счете, потребностями людей. Именно люди сами с помощью институциональных  норм организуют себя в группы и  ассоциации. То есть в каждый институт входит много групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение.

     Например, институт семьи - это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп (конкретных семей). Институт образования реализуется  коллективы школ и других учебных  заведений. Церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви - ассоциацией. Значит институты и  социальные группы взаимосвязаны. 
 
 

     2.Образование  как социальный институт 

     Каждый  социальный институт имеет как специфические  особенности, так и общие признаки с другими институтами. Признаками института образования являются:

     · установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость;

     · символические культурные признаки - эмблема, песни, гимн;

     · утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы;

     · кодекс устный и письменный - правили  учащихся;

     · идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство  при обучении.

     Социальная  практика показывает, что для человеческого  общества жизненно необходимо закрепить  некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для  членов определенного общества или  определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем  социальным отношениям, вступая в  которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве  материальных благ заставляет людей  закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать  подрастающее поколение и воспитывать  молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей. Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения. Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

     Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как  социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс  как вид социокультурной деятельности.

     Система образования структурирована и  по иным принципам, она включает ряд  звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое  образование, среднее специальное  образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения  квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

     Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что  основы воспитанности человека, его  трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в  раннем детстве. В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень  в жизни человека, на которой закладывается  первооснова личностных качеств  человека. И суть не в количественных показателях "охвата" детей или  удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство "присмотра" за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

     С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности  общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей  прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики  этой формы образования особо  значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а также их готовности, понимания и стремления выполнить  возлагаемые на них обязанности  и надежды.

     Средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без  исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная  с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения  молодежи "равного старта" при  вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И  если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее  образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение  успеваемости, то в российской школе  растет число бросивших школу, что  со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества. Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей  и детей, на их реакцию на внедрение  новых форм образования, ибо окончание  общеобразовательной школы оказывается  для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни - это одна из важнейших проблем социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования - профессионально-технического, средне специального и высшего.

     Профессионально-техническое  образование самым непосредственным образом связано с потребностями  производства, с оперативной и  сравнительно быстрой формой включения  молодых людей в жизнь. Оно  непосредственно осуществляется в  рамках крупных производственных организаций  или государственной системой образования. Профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения  профессии. Для социологии образования  важны знание мотивов учащихся, эффективность  обучения, его роли в повышении  квалификации и реального участия  в решении народнохозяйственных проблем. Вместе с тем социологические  исследования и в 70-80-х годах, и  в 90-е годы по-прежнему фиксируют  сравнительно невысокий (а по ряду профессий  низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы  на получение высшего, а затем  средне специального образования продолжает преобладать. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление  социального статуса этих видов  обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений  и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки.

     В социологии принято различать формальное и неформальное образование. Термин формальное образование подразумевает  существование в обществе специальных  учреждений (школ, вузов), осуществляющих процесс обучения. Функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, политическими установками, которые находят воплощение в государственной политике в области образования. Под термином неформального образования понимается несистематизированное обучение человека знаниями и навыками, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой или путем индивидуального усвоения информации. При всей своей значимости неформальное образование играет вспомогательную роль по отношению к системе формального образования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Роль образования в жизни Российского  общества 

     Наиболее  существенными особенностями современной  системы образования являются: - превращение ее в многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование); - решающее воздействие на личность (по существу образование является основным фактором ее социализации); - предопределение в значительной степени возможностей карьеры, достижения высокого социального положения.

Информация о работе Образование как социальный институт и роль его в жизни российского общества