Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 16:24, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть образование как социальный институт и выявить его роль в жизни российского общества. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение социальному институту, раскрыть понятие и содержание этого термина, рассмотреть, какие функции он выполняет
2. Рассмотреть образование как социальный институт, какая структура у этого социального института и какие задачи он ставит в своей области
3. Рассмотреть роль образования в различных социальных сферах людей
ВВЕДЕНИЕ
Тема данного реферата «Образование как социальный институт и роль его в жизни российского общества».
Эта тема очень актуальна, потому что она рассматривает, насколько важно хорошее образование в жизни современного российского, да и не только российского, а всего общества. Ведь без образования не будет хороших специалистов, а значит и не будет достойного уровня жизни. Образование - это будущее нашего общества и всей страны в целом.
Ведь все начинают свою жизнь сначала - в родильном доме. Покинув родильный дом, люди попадают в другие организации - ясли, детский сад, начальную и среднюю школу. После окончания школы люди выбирают свое направление в жизни. И почти всегда, за некоторым исключением, выпускники школ идут учиться, кто в техникумы, кто в училища, а кто-то в ВУЗы. После получения образования снова не миновать других организаций, люди поступают на работу в одну из них. Но смогут люди устроиться на работу без нужного образования? Конечно смогут, но на какую? Поэтому, чтобы получить хорошую работу, обязательно надо получить образование.
Цель данной работы – рассмотреть образование как социальный институт и выявить его роль в жизни российского общества. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение социальному институту, раскрыть понятие и содержание этого термина, рассмотреть, какие функции он выполняет
2. Рассмотреть образование как социальный институт, какая структура у этого социального института и какие задачи он ставит в своей области
3. Рассмотреть роль образования в различных социальных сферах людей
1.Социальный институт: понятие и содержание
Социальная
практика показывает, что для человеческого
общества жизненно необходимо закрепить
некоторые типы социальных отношений,
сделать их обязательными для
членов определенного общества или
определенной социальной группы. Это,
прежде всего относится к тем
социальным отношениям, вступая в
которые, члены социальной группы обеспечивают
удовлетворение наиболее важных потребностей,
необходимых для успешного
Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.
Прежде, чем мы рассмотрим тему «Образование как социальный институт», раскроем само понятие «социальный институт».
В
своей повседневной деятельности люди
понимают под институтом разные социальные
единицы. Это могут быть учебные
или научные организации и
учреждения, любые крупные целевые
организации. Среди социологов нет
полного согласия в понимании
этого термина. Некоторые ученые
применяют его только к крупномасштабным
организациям (например, к комитетам,
объединениям и т.п.), используя для
малых организаций термин «группа»
или «ассоциация». Такое понимание
позволяет различать понятия
«институт», «группа» и «ассоциация»
по признаку размера социального
объекта и делает непонятными
базовые особенности
На самом деле между понятиями «институт» и «группа» есть большое внутреннее различие. Если группа - это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт - система социальных связей и совокупность социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности.
Можно дать формальное определение социального института.
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной ("материальной") структуры, так и внутренней, содержательной.
Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях.
Любой
социальный институт возникает и
функционирует, выполняя ту или иную
социальную потребность. Если такая
потребность становится незначительной
или совсем исчезает, то существование
института оказывается
Но
есть важные институты, вызванные к
жизни непреходящими
Несмотря
на то, что институты и социальные
группы - различные научные понятия,
они неотделимы друг от друга. Институт,
являясь совокупностью
Например,
институт семьи - это совокупность определенных
связей, норм и ролей, которые на
практике проявляются в деятельности
отдельных малых групп (конкретных
семей). Институт образования реализуется
коллективы школ и других учебных
заведений. Церковь считается институтом,
а прихожане отдельной церкви
- ассоциацией. Значит институты и
социальные группы взаимосвязаны.
2.Образование
как социальный институт
Каждый
социальный институт имеет как специфические
особенности, так и общие признаки
с другими институтами. Признаками
института образования
· установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость;
· символические культурные признаки - эмблема, песни, гимн;
· утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы;
· кодекс устный и письменный - правили учащихся;
· идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.
Социальная
практика показывает, что для человеческого
общества жизненно необходимо закрепить
некоторые типы социальных отношений,
сделать их обязательными для
членов определенного общества или
определенной социальной группы. Это,
прежде всего, относится к тем
социальным отношениям, вступая в
которые, члены социальной группы обеспечивают
удовлетворение наиболее важных потребностей,
необходимых для успешного
Образование
представляет собой социальную подсистему,
имеющую свою структуру. В качестве
ее основных элементов можно выделить
учебно-воспитательные учреждения как
социальные организации, социальные общности
(педагоги и учащиеся), учебный процесс
как вид социокультурной
Система
образования структурирована и
по иным принципам, она включает ряд
звеньев: систему дошкольного
Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве. В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях "охвата" детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство "присмотра" за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.
С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.
Средняя
общеобразовательная школа
Профессионально-
В
социологии принято различать формальное
и неформальное образование. Термин
формальное образование подразумевает
существование в обществе специальных
учреждений (школ, вузов), осуществляющих
процесс обучения. Функционирование системы
формального образования определяется
господствующими в обществе культурными
стандартами, политическими установками,
которые находят воплощение в государственной
политике в области образования. Под термином
неформального образования понимается
несистематизированное обучение человека
знаниями и навыками, которые он стихийно
осваивает в процессе общения с окружающей
социальной средой или путем индивидуального
усвоения информации. При всей своей значимости
неформальное образование играет вспомогательную
роль по отношению к системе формального
образования.
3.
Роль образования в жизни
Наиболее
существенными особенностями
Информация о работе Образование как социальный институт и роль его в жизни российского общества