Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 16:24, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть образование как социальный институт и выявить его роль в жизни российского общества. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение социальному институту, раскрыть понятие и содержание этого термина, рассмотреть, какие функции он выполняет
2. Рассмотреть образование как социальный институт, какая структура у этого социального института и какие задачи он ставит в своей области
3. Рассмотреть роль образования в различных социальных сферах людей
Институт
образования обеспечивает социальную
стабильность и интеграцию общества,
выполняя следующие функции: - трансляция
и распространения культуры в
обществе (ибо именно посредством
образования происходит передача от
поколения к поколению научных
знаний, достижений искусства, моральных
норм и т.д.); - формирование у молодых
поколений установок, ценностных ориентаций
и идеалов, доминирующих в обществе;
- социальная селекция, или дифференцированный
подход к обучающимся (одна из важнейших
функций формального
Не существует такого социального института, который действовал бы отдельно от других социальных институтов. Религия, правительство, образование, семья, производство - все они находятся во взаимодействии. Так условия производства должны учитывать образование новых семей с целью удовлетворения их потребностей в новых квартирах, детских учреждений, предметов быта и т.д. а система образования во многом зависти от деятельности правительственных институтов, поддерживающих престиж и возможные перспективы развития учреждений образования.
Повторяясь,
снова скажу, что образование
связано со всеми сферами общественной
жизни. Реализуется эта связь
непосредственно через
Роль образования в экономике шире производственных аспектов. Она проявляется в потреблении благ, информации, культурных ценностей, природных ресурсов. Эта функция всегда свойственна образованию, достаточно вспомнить библейские заповеди об умеренности потребления или предписания русского Домостроя. Она же определяет главное содержание неформального образования, протекающего в семье или конструируемого СМИ. Образование может привносить в материальные потребности людей рациональные стандарты, содействовать становлению ресурсосберегающей экономики, а также стабильной и благоприятной среды человека.
Передача
знания и опыта становится динамичной,
массовой, открытой. Система образования
стала многоотраслевым
Привитие
образовательным общностям
В
национально-государственной
В
исследовательском и
Молодежь вступает в жизнь - трудовую, общественно-политическую, имея, как правило, среднее образование. Однако оно очень серьезно различается по качеству. Значительные различия зависят от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных массовых; в городских школах выше, чем в сельских; в дневных выше, чем в вечерних (сменных).
Профессиональное образование - важный этап в гражданском становлении личности, в ее гармоническом развитии.
Одна
из функций народного образования
- стимулирование самообразования, самоподготовки,
постоянной жажды знаний. Самообразование,
самостоятельное приобретение знаний
и навыков отнюдь не исчерпывается
школьной системой. Конечно, школа может
и должна давать человеку навыки самостоятельной
работы с книгой, документом и т.п.
Но самообразование строится на базе
общего и профессионального
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что образование играет большую роль в жизни российского общества.
В
современном обществе образование
является важнейшим средством достижения
успеха и символом социальной позиции
человека. Расширение круга высокообразованных
людей, совершенствование системы
формального образования
В любой сфере деятельности, в любой социальной структуре всегда нужны образованные, грамотные люди и квалифицированные специалисты. Неважно, в какой сфере работает человек. Если человек необразован, то какой толк от него. Например, как можно доверить свое здоровье врачу, который не имеет медицинского образования? Или чему может научить своих учеников учитель, который сам ничего не знает.
Сейчас особенно нужны грамотные и образованные люди сфере экономики, политики, да и в любой другой сфере тоже. Сама жизнь диктует условия и создает предпосылки для того, чтобы люди могли получить хорошее образование.
Многие
школы стараются улучшить качество своего
образования, создаются новые школы с
углубленным изучением отдельных предметов,
дети в таких школах занимаются по программам,
которые немного отличаются от школьных
программ обычных школ. Кроме того, появляются
различные гимназии, колледжи, чья задача
- дать хорошее образование в рамках своей
программы. Потому что образование - это
будущее нашего общества и всей страны
в целом.
Список
использованных источников
1. Кравченко С.А. Социология. Учебное пособие для вузов / С.А. Кравченко - М.: Издательство «Экзамен», 2002 - 519 с.
2. Оскорбина С.Н. Обществознание. Учебное пособие. Серия «Учебники XXI века». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001 - 480 с.
3. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриенко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанов, Г.С. Лукашова; Под ред. Проф. В.Н. Лавриенко - М. Культура, ЮНИТИ, 1998 - 349 с.
4. Фролов С.С. Социология: Учебник. - 3-е изд., доп. - М.: Гардарики, 2000. 334 с.
Информация о работе Образование как социальный институт и роль его в жизни российского общества