Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:20, контрольная работа
Семья является одним из важнейших социальных институтов культуры. Традиционно, семья определяется, как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначально основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Семья же, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социально-культурный институт, т. е. систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
Введение
1. Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака
1.1. Национальные особенности семейных отношений
1.2. Семья в России
1.3. Современные исследования семейно-брачных отношений
2. Семья как малая социальная группа: функции, ролевая структура,
динамика развития
3. Ценности и социальные нормы брачно-семейных отношений
Заключение
Литература
Функции семьи реализуются в процессах общения и взаимодействия членов семьи. Гармоничное функционирование семьи возможно, когда каждый из ее членов выполняет роли, соответствующие своим и взаимным возможностям, и потребностям. Эти роли, а тем самым и семейную структуру, можно рассматривать, руководствуясь различными подходами. Наиболее распространенные из них – анализ ролей в семье, как социальном институте, анализ семейных ролей в семье, как малой группе и количественный анализ семейной структуры.
Роли, соотносимые с семьей, как социальным институтом и семьей, как малой группой, заметно отличаются по степени формализации. В первом случае они достаточно строго определены и за отклонения от них предусмотрены санкции, что подтверждает наличие законов, регулирующих брак и семейную жизнь. Во втором случае, взаимодействие членов семьи основывается на личностной интерпретации семейных ролей. Часть из них связана с ролями, обусловленными социальным институтом семьи (например, современными законами установлены равные права и обязанности супругов, интерпретирующиеся, как партнерские психологические роли). Другая часть семейных ролей никак не формализуется и зависит только от структуры конкретной семьи. Некоторые из этих ролей широко распространены и передаются из поколения в поколение (например распределение бытовых ролей между мужем и женой). Некоторая часть этих неформализованных ролей своеобразно повторяет ранее существовавшие формальные роли (например мужчина - как глава семьи).
Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:
- «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;
- «пополненная семья» — увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместили в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;
- «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;
- «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен
А. И. Антонов и В. М. Медков выделяют по составу:
- нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);
- расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений — прародителей, родителей и детей (внуков).
Авторы указывают, что когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье.
Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И. В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей:
- централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;
- автономный — муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;
- демократический — управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.
Типы семейных структур по критерию власти разделяют на:
- патриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,
- матриархальные, где наивысшим авторитетом и влияние используется мать, и
- эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав, и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью. [2, с. 78]
Большинство семей проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи.
Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:
Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.
Брак — принятие супружеских социальных ролей.
Этап
медового месяца. К его задачам
относятся: принятие изменений в
интенсивности чувств, установление
психологической и
Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода — возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.
Зрелая
семья, то есть семья, выполняющая все
свои функции. Если на четвертом этапе
семья пополнилась новым
Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.
Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков).
В нашей стране наибольшую "известность получила периодизация Э. К. Васильевой (1975). Она выделяет 5 стадий жизненного цикла: I — зарождение семьи с момента заключения брака до рождения первого ребенка; II — рождение и воспитание детей. Эта стадия оканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка; III — окончание выполнения семьей воспитательной функции. Включает период с начала трудовой деятельности ребенка до момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей; IV — дети живут с родителями и хотя бы один из них не имеет собственной семьи; V— супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.
Итак, в
данной главе определили семью, как
малую социальную группу, рассмотрели
функции семьи с нескольких точек зрения,
проанализировали структуру семьи, как
социального института, как малую группу,
и по степени формализации, а также изучили
динамику развития семьи.
3. Ценности и социальные нормы брачно-семейных отношений
Ценностные
представления и идеалы могут
быть очень разнообразными, они складываются
по-разному в различных
Свои комплексы ценностей образуются у разных народов, поколений, возрастов, социальных групп, профессий, семей и, наконец, у каждого отдельного человека:
Чтобы быть объективным, беспристрастным, человек должен выйти за рамки личных, индивидуальных ценностных представлений и не судить исключительно по принципу «мне нравится - мне не нравится». При этом нужно отдавать отчет в том, что полностью освободиться от ценностей и идеалов, которые сложились в культуре его эпохи, его народа, его социальной среды, невозможно.
Можно выделить два уровня, на которых в культуре функционируют ценностные парадигмы: уровень обыденного сознания и уровень идеологической мысли.
Обыденное сознание занято вопросами повседневной жизни людей, житейских «малых дел»: ежедневного быта, покупок вещей и продуктов, труда и отдыха, будней и праздников, общения с друзьями, родственниками.
Ценностные парадигмы повседневной жизни начинают формироваться с детства: любовь матери, отношения с близкими людьми, домашний уют, защищенность и так далее. Культура повседневности тяготеет к выдвижению на первый план вещественно-материальной оболочки ценностей, подмене ценностей их вещественными носителями.
Над человеком,
полностью погруженным в
Спасение
от обыденности достигается тогда,
когда жизнь человека обретает смысл.
Способность придать своей
Идеология
- это система взглядов и идей,
в которых осознаются и оцениваются
отношения людей к
В идеологических
суждениях, в конечном счете, находят
выражение взгляды, обусловленные
ценностями и идеалами, которые являются
типичными для больших
Система ценностных ориентаций определяет направленность личности, составляет основу взаимоотношения между людьми и социумом в целом. Так для лиц без определенного места жительства (БОМЖ) наиболее актуальными ценностями являются: «нормальная жизнь», «создание семьи». А также основными ценностями для них являются долговременные (ценности-цели), те, к которым следует стремиться как к конечной цели индивидуального существования. Среди них наиболее значимыми являются: нормальная жизнь, семейная жизнь, любовь, уверенность в себе, самостоятельность, богатство. Ценности, необходимые для успешного развития человека (ценности-средства: исполнительность, ответственность, аккуратность) в любой ситуации у лиц БОМЖ практически отсутствуют или неявно или неявно выражены. Это значит, что ценности, актуальные для развития «здесь и сейчас», не востребованы в настоящем, что не способствует адаптации. Сама иерархия ценностей слабо развита.
Следовательно, у лиц без определенного места жительства можно констатировать обеднение ценностной сферы, своеобразный ценностный вакуум.
Идеология, так или иначе, выражая интересы определенных социальных групп, не может быть беспристрастной.
Ценностные
парадигмы идеологии носят
Проекты идеального устройства общества разрабатывались многими мыслителями, начиная еще с Платона. Он, кстати, считал, в духе своего времени, необходимым социальное неравенство людей.
Из истории известно, что участники народных восстаний большей частью оставались в плену господствующей в общественном сознании идеологии. Например, сподвижники Разина и Пугачева не помышляли об изменении общественного строя, они желали лишь «хорошего царя».
Государственная идеология, как правило, провозглашает приоритет общественных, национальных, общегосударственных интересов над личными, семейными, групповыми. Внедрение идеологических ценностей в обыденное сознание и подчинение частных житейских интересов человека общенациональным, государственным целям - это, несомненно, один из путей, который выводит личность за узкие рамки повседневного бытия и отрывает широкие возможности выбора форм общественно-полезной деятельности и обретения в ней смысла жизни. Однако ценности вообще и социально-политические ценности в частности нельзя навязать человеку силой.
Информация о работе Нормы и ценности брачно-семейных отношений