Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:20, контрольная работа
Семья является одним из важнейших социальных институтов культуры. Традиционно, семья определяется, как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначально основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Семья же, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социально-культурный институт, т. е. систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
Введение
1. Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака
1.1. Национальные особенности семейных отношений
1.2. Семья в России
1.3. Современные исследования семейно-брачных отношений
2. Семья как малая социальная группа: функции, ролевая структура,
динамика развития
3. Ценности и социальные нормы брачно-семейных отношений
Заключение
Литература
Ценности и идеалы выступают как цели, на достижение которых направлена: деятельность человека. Для организации этой деятельности существуют определенные средства. И в этом случае мы также можем говорить о ценностях, ценностях средствах (например, исполнительность, ответственность, аккуратность и обман, подкуп, насилие, перекладывание ответственности на других).
Человек
может рассматривать в качестве
ценностей и сами способы деятельности
- правила, принципы, способы поведения.
Для медиков «клятва
Русские старообрядцы уходили с насиженных мест в ссылку, шли на смерть, самосожжение, не желаю отказаться от «двуперстия» (обычая креститься двумя пальцами) и некоторых других ритуальных действий, которые они считали нормами «истинного» православия.
Таким образом, ценности и идеалы тоже являются регуляторами человеческого поведения.
Чем выше в иерархии ценностных ориентации личности находится ценность, тем больше человек склонен накладывать печать ценности и на способы, нацеленного на нее поведения.
Поэтому неудивительно, что ценностное отношение в наибольшей мере распространяется на способы поведения, направленного на высшие, финальные ценности. Такие правила, как и сама финальная ценность, становятся самоценными. Примером тому могут служить принципы нравственности. Личность придерживается их не ради достижения какой-либо цели, а в силу их самоценности.
Средства
организации поведения, вызванного
стремлением к финальным
Ценностное отношение представлено в процессе духовно-практического освоения действительности в нескольких взаимосвязанных аспектах:
1) это исходные для процессов духовно-практического отражения оценки действительности (моральные суждения о справедливости, ответственности благе и т.д.);
2) ценности выражают факт существования уже утвердившихся социальных, в т.ч. моральных норм (нравственные отношения нормативного характера, устойчивые представления людей, стереотипы житейской мудрости, пословицы и поговорки);
3) ценностное
отношение дано в системе
4) ценностное отношение дано в оценках отдельных поступков, осуществляемых на базе уже действующих, утвердившихся в обществе социальных норм;
5) ценностное
отношение представлено в
Моральная норма показывает личности исходную необходимость постижения разрешенных каналов взаимодействия с другими людьми. Ценность же не только подтверждает необходимость выполнения нормы, но и в целом способствует более глубокому пониманию ее содержания.
Благодаря расширенному обоснованию системы социальных норм личность все более переходит к ценностному уровню сознания, способному достаточно далеко отходить от исходной формальной нормативности. В этике это получает выражение в крылатом выражении Демокрита: «Не следует мудрецу повиноваться законам», т.е. у мудреца закон в душе, или, что по сути то же самое, - в ценностных уровнях сознания.
Ценностные ориентации индивида представляют собой основной "канал усвоения духовной культуры общества", превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения. Формирование ценностных ориентации во многом способствует процессу развития личности в целом.
Личность строит, приобретает определенную "траекторию своего движения" сообразно ориентирам: ценностям внешнего мира и ценностям самопознания, самооценки, саморазвития. Выбор жизненной цели, планов, перспектив человек осуществляет на основе познания обстоятельств и самого себя, постоянно оценивая, сравнивая и сопоставляя и себя, и других людей, обращаясь в прошлое, живет в настоящем, ориентируясь на будущее. Ценностные ориентации личности, таким образом, обеспечивают стержень, общую линию, некую ось, которая уравновешивает поступки, поведение, деятельность, отклоняющиеся в ту или иную сторону от общего стержня, линии, направленности.
Таким
образом, ценность человека, духовный
мир личности определяется степенью сформированности
его ценностной ориентации, мерой его
причастности к обществу, его истории,
настоящему, диапазоном его общественных
интересов, богатством и разнообразием
связей и взаимоотношений с обществом.
Заключение
Личность строит, приобретает определенную "траекторию своего движения" сообразно ориентирам: ценностям внешнего мира и ценностям самопознания, самооценки, саморазвития. Выбор жизненной цели, планов, перспектив человек осуществляет на основе познания обстоятельств и самого себя, постоянно оценивая, сравнивая и сопоставляя и себя, и других людей, обращаясь в прошлое, живет в настоящем, ориентируясь на будущее. Ценностные ориентации личности, таким образом, обеспечивают стержень, общую линию, некую ось, которая уравновешивает поступки, поведение, деятельность, отклоняющиеся в ту или иную сторону от общего стержня, линии, направленности.
Ценность человека, духовный мир личности определяется степенью сформированности его ценностной ориентации, мерой его причастности к обществу, его истории, настоящему, диапазоном его общественных интересов, богатством и разнообразием связей и взаимоотношений с обществом.
Формирование человека как личности начинается в семье. Жизнь семьи многогранна. Она удовлетворяет и многообразные индивидуальные потребности личности (материальные, духовные, физиологические и др.), и групповые (общесемейные) потребности, и важнейшие потребности общества. Как общество влияет на семью, создавая определенный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Семье принадлежит важная роль в ускорении экономического и социального развития общества, в воспитании подрастающего поколения, в достижении счастья каждым человеком. Словом, преувеличить важность этой социальной и экономической ячейки общества невозможно - необходимость семьи обусловлена потребностью человеческого общества в духовном и физическом воспроизводстве самого человека.
Итак, тенденции
сегодняшнего дня свидетельствуют
о нивелировке традиционных российских
семейных ценностей под давлением
привнесенных извне ценностей других
сообществ. В свете сказанного, сегодня
необходима инициатива официальных
органов власти для определения места
традиционных ценностей старого ряда
в новой ценностной структуре общества
с целью сохранения национальной индивидуальности
России.
Использованная литература
1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. – М.: Класс, 2004.
2. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. Пособие / Т.В. Андреева – СПб.; Речь, 2004.
3. Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар/ Перев. с англ. Н. Рассказовой, А. Багрянцевой / Л. Берг-Кросс – М.: Изд-во института психотерапии, 2004.
4. Гаранина Е.Ю. Семьеведение: учеб. Пособие / Гаранина Е. Ю, Коноплева А.Н., Карабанова. С.Ф. – М.: Флинта: МПСИ, 2009.
5. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. / С.И. Голод – Спб.: Речь, 2002.
6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. / О.А. Карабанова – М.: Гардарики, 2005.
7. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. - М.: Лига, 2001.
8. Кондратьев М. Ю. Азбука социального психолога-практика /М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин — М.: ПЕР СЭ, 2007.
9. Обозов Н.Н. Совместимость и срабатываемость людей / Н.Н. Обозов – СПб.: Облик, 2000
10. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. 1984. №2 С. 98-101
11. Петровский А.В. Популярные беседы о психологии / А.В. Петровский, М. 1983
Информация о работе Нормы и ценности брачно-семейных отношений