Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 10:05, курсовая работа
Объектом исследования является неокантианское направление в социологии.
Предметом исследования является сравнительный анализ развития неокантианского направления в западно-европейской и отечественной социологии.
Целью курсовой является описание истории становления неокантианского течения.
Для реализации данной цели нужно осуществить ряд задач:
1. Рассмотреть предысторию возникновения неокантианства;
2. Изучить историю формирования течения неокантианства на Западе и в России;
3. Проанализировать идейную сторону неокантианства (идеи мыслителей неокантианского направления);
Социальные законы, по его мнению, это общие схемы порядка протекания человеческого общения, и они тождественны законам психики. Поэтому социальную психологию необходимо рассматривать как часть социологии, которая изучает формы коллективного сознания – осмысливает мир с позиций данной социальной группы и вырабатывает понятия, характеризующие социальную организацию общества.
В дальнейшем влияние неокантианства пошло по двум направлениям:
1. Способствовало новому взлету философии идеализма (Бердяев, Булгаков и др.);
2. Не сумев уничтожить позитивизм во время его кризиса, стало толчком к его дальнейшей эволюции.
Неокантианство, оформленное в виде умозрительно-критической, идеалистической традиции, пыталось заменить натуралистические модели. Но полностью подорвать интеллектуальное доверие позитивизму в России оно не смогло.»24
«Подводя итог развитию неокантианского направления в российской социологии, следует отметить, что его представители обращали особое внимание на методологию исследования и социального познания, выработку понятийного аппарата общественной науки, обращение к личности, ее внутреннему психическому миру. Особенно активно ставились проблемы долженствования, нормативности, ценности в связи с характеристикой поведения человека. Взаимодействия между субъектами социальных процессов рассматривались в рамках нравственно-психологических отношений.
Неокантианство
в российской социологии, критикуя
позитивизм и натурализм, сделало шаг,
с одной стороны, в направлении к неопозитивизму,
с другой – еще больше приблизило социологию
к психологии. Вместе с тем, оно не сумело
решить полностью тех задач, которые ставило
перед собой: подорвать научное и интеллектуальное
доверие к социологическому Позитивизму.
Последний сохранил и даже усилился, занявшись
поиском новых форм и ликвидацией слабостей
в своей методологии за счет большего
дистанцирования от естествознания и
его методов и усиления гуманитарной составляющей
в создаваемом научном знании.»25
Наиболее заметный след в истории философии, социологии и культурологической мысли оставили марбургская и баденская школы. Их общие мировоззренческие установки нашли выражение в истолковании ("критике") учения Канта с позиций более последовательного идеализма. Главным достижением Канта они считали мысль, что формы наглядного созерцания (пространство и время) и формы рассудка (категории) суть функции познающего субъекта, а главным заблуждением – признание объективно существующей, хотя и непознаваемой "вещи в себе". Последняя была объявлена ими "предельным понятием опыта", "задачей чистого мышления", т.е. продуктом рациональной мыслит. деятельности познающего субъекта. Фактически отказ от "вещи в себе" в кантовском понимании привел неокантианство к отрицанию онтологии с позиций рационалистического гносеологизма: активность мышления стала рассматриваться как источник априорных сущностных определений самого бытия и одновременно – как деятельность по конструированию человеческой культуры.
Неокантианская школа в русской социологии, появившаяся на зрелом этапе развития науки, смогла просуществовать короткое время. Несмотря на это она успела обогатить науку рядом ценных открытий. С позиций неокантианства была предпринята обстоятельная критика позитивизма, сохранявшего в течение длительного времени господствующее положение в обществоведении. Благодаря этой критике стала еще более очевидной несостоятельность натуралистических и редукционистских методов, используемых сторонниками позитивизма.
Неокантианству как направлению отечественной социологии принадлежит совершенно особое место по тому воздействию, которое она оказала на общий процесс развития социального познания. Как признанный лидер антипозитивистского движения, она сыграла роль катализатора, ускорившего процесс преодоления остатков традиционной «публицистичности» отечественной социологии и, тем самым, способствовавшего усилению ее теоретического содержания. Деятельность неокантианской школы оказала стимулирующее воздействие на развитие всей отечественной социологии, вызвала обострение борьбы между течениями, чем был ускорен процесс уточнения и обоснования теоретико-методологических позиций всеми направлениями. Одним из наиболее наглядных результатов этого процесса стало окончательное оформление социологии неопозитивизма.
Неокантианское направление в социологии России остается пока наименее изученным по сравнению с другими научными школами. Историкам социологии еще предстоит исследовать условия и предпосылки его зарождения, ту роль, которую сыграло это течение в критике позитивизма и марксизма, что предполагает обращение к
более широкому материалу и, прежде всего, ко всему разнообразию процессов развития социально-гуманитарного знания в момент зарождения неокантианства.
Пришедшие на смену неокантианству новые философские, социологические и культурологические течения – феноменология, экзистенциализм, философская антропология, социология знания, понимающая социология, формальная социология и др. – не отбросили неокантианство, а выросли на его почве, вобрав в себя наиболее важные идейные разработки неокантианцев.