Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:49, доклад
Рассматривая вопрос о месте России во всемирной истории, специфике ее собственной истории и культуры, о своеобразии ее государственности, пытаясь понять и объяснить причудливые узоры политической истории страны и народа, очень часто обращаются к старой философско-исторической схеме Восток-Запад. Как бы при этом ни понимались исходные понятия - элементы этой классической схемы, Россию считают либо принадлежащей Западу или Востоку, либо имеющей собственную специфику, а поэтому не совпадающей ни с Западом, ни с Востоком. В последнем случае, возможно несколько самостоятельных позиций. Например, можно считать, что Россия как бы колебаеться между Западом и Востоком (точка зрения Г.В. Плеханова);
Введение
1.Отношение философов-историков к понятию Восток-Запад
2.Проблема Восток-Запад-Россия в истории мысли
3.Специфика России в мировой культуре
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1.Отношение философов-историков к понятию Восток-Запад
2.Проблема Восток-Запад-Россия в истории мысли
3.Специфика России
в мировой культуре
Заключение
Список использованных
источников
Введение
Рассматривая
вопрос о месте России во всемирной
истории, специфике ее собственной
истории и культуры, о своеобразии
ее государственности, пытаясь понять
и объяснить причудливые узоры
политической истории страны и народа,
очень часто обращаются к старой
философско-исторической схеме Восток-Запад.
Как бы при этом ни понимались исходные
понятия - элементы этой классической
схемы, Россию считают либо принадлежащей
Западу или Востоку, либо имеющей собственную
специфику, а поэтому не совпадающей ни
с Западом, ни с Востоком. В последнем случае,
возможно несколько самостоятельных позиций.
Например, можно считать, что Россия как
бы колебаеться между Западом и Востоком
(точка зрения Г.В. Плеханова); можно обьявить
её великим Востоко-Западом или Западо-Востоком
(по Н.А. Бердяеву); можно предсказать ей
великую роль в объединении Запада и Востока
на основе истинного христианства (как
молодой Вл. Соловьев); можно рассматривать
ее как такую «третью силу» (термин Вл.
Соловьева), которая прямо не зависит ни
от Востока, ни от Запада, образуя особый
мир, вполне сопоставимый с первыми двумя,
хотя своеобразный и неповторимый (позиция
евразийцев). Чтобы ориентироваться во
всех этих и им подобных воззрениях на
Россию в ее отношениии к Западу и Востоку,
не говоря уже о том, чтобы понять действительное
своеобразие ее истории и культуры, необходимо
разобраться в исходных определениях
используемых понятий, осознать их статус,
отражение в них реальностей истории и
культуры, границы их применимости в различных
подходах к объяснению истории культуры.
1.
Отношение философов-историков
к понятию Восток-Запад
Восток издавна
осознавался европейцами как
заманчивый и чужой, его восхваляли
и порицали, говорили о его стабильности
или неисторичности, о глубинной
духовности, поднимающей человека над
его эмпирическим существованием, или,
напротив о косности и рабстве. Эти и многие
другие противоречивые определения нашли
отражение и в специальных теориях истории,
созданных теориями, созданных европейскими
философами, культурологами, политологами,
историками. При этом Восток, как правило,
воспринимался в соотнесении с Западом,
так что теоретическое осмысление, осознание
его специфики и своеобразия на европейском
фоне было и одновременно и проявлением
собственного европейского самосознания.
Так и сложились поняти «Восток» и «Запад»,
которыми мы до сих пор - критически или
догматически, осознанно или неосознанно
- пользуемся.
Но что же
мы имеем в виду, когда оперируем
этими понятиями? Отвечая на этот
прямой вопрос, обратимся к философии
истории Г.В.Ф. Гегеля, где интересующие
нас понятия впервые использованы в строгой
теоретической форме.
Под именем «Восток»
этот мыслитель объединяет древние
цивилизации Азии и примыкающей
к ней Северной Африки: Китай, Индию
и Персию, а в составе последней
- зендский народ (народ Заратустра), Ассирию,
Вавилонию, Мидию, Иран, Сирию, Финикию,
Иудею и Египет. Кроме того, имея в виду
христианскую эпоху всемирной истории,
он причисляет к Востоку исламский мир.
Таким образом, Восток выступаету Гегеля
в виде трёх культурно-исторических миров:
китайского, индийского и ближневосточного.
Двигаясь дальше на Запад, мы попадаем
из Западной Азии (Ближний Восток) в Европу.
В древности в ее южной части, на островах
и полуостровах северного Средиземноморья
сложились две цивилизации (из числа известных
во времена Гегеля): греческая и римская.
Этот античный мир и возникшая уже в христианскую
эпоху западноевропейская цивилизация
составляют у Гегеля собственно «Запад».
Заметим, что ни Россию, ни современные
ему американские государства немецкий
философ не включил в состав Запада, ибо
вообще не нашел им места в своей философии
всемирной истории.
Итак, в гегелевской
трактовке, по существу, есть два понятия
Запада: 1) расширительное, соединяющее
античность и христианскую культуру
заподноевропейских народов; 2) узкое,
подразумевающее лишь последнюю. Каждая
из трактовок имеет своих сторонников.
Так, «локалисты» (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер,
А. Тойнби), отвергающие и всемирную историю
как целое, и саму философско-историческую
антитезу Восток-Запад, допускали использование
термина «западный» для обозначения именно
заподноевропейского культурного мира
как особой самостоятельной цивилизации.
А универсально, по-европейски мысливший
Э. Гуссерль, как и множество других авторов,
называл Древнюю Грецию «духовной родиной»
Запада. Компромиссная точка зрения, также
имеющая много сторонников, представлена
К. Ясперсом в его «Духовной ситуации времени»,
Он, подобно Шпенглеру, помещает западную
культуру среди прочих локальных цивилизаций,
но выделяет ее, указав на мировой характер
истории, приданный ею в эпоху Нового времени,
и на собственные исторические корни Запада,
связанные с наследием греков, иудеев
и римлян.
Зрелому Ясперсу
принадлежит наиболее значительный
опыт культурфилософского осмысления
всемирной истории, понятий Запада и Востока.
Ясперс резко критически воспринимает
идеи Гегеля относительно единства всемирной
истории и использования понятий мировой
«оси». Поскольку христианство осталось
фундаментом только западной цивилизации,
поскольку христианский рубеж не может
считаться «осевым временем», т.е. временем
полноты, универсальности и завершенности
человеческого существования. Кроме того,
универсальность, делает свое открытие
Ясперс, может быть обнаружена и ранее,
в других культурах, в том числе на Востоке.
Действительное «осевое время» истории,
по его мнению, - это удивительная эпоха
между VIII и II вв. до н.э., когда в Китае выступили
Конфуций и Лао-цзы, в Индии - Будда, в Иране
- Заратустра, в Палестине - иудейскин пророки,
в Греции - философы.
В эту эпоху
человек впервые осознал себя
самого и осуществил прорыв за рамки
всякого локального (цивилизационного,
национального, кастового, профессионального,
полового, возрастного) существования.
Но этот прорыв не завершился действительным
объединением людей в масштабе их общего
сущетсвования. Создалось лишь несколько
«мировых» ориентаций в религии и политике.
Интересно, что
Ясперс, активно использующий понятие
Запада, почти избегает понятие Востока.
Он говорит о Китае и Индии
как о двух самостоятельных сферах
культурно-исторической традиции наряду
с третьей - Западом. Последний выступает
у него в нескольких значениях. Это - и
западная культура П тыс. н.э. (узкое значение
термина). Но этот и гигантский культурно-исторический
мир, начатый Египтом, Месопотамией и крито-микенской
цивилизацией, продолженный персами, иудеями,
греками римлянами в античную эпоху и
завершаемый Византией, Россией и Западной
Европой с Америкой в христианскую эпоху
(с добавлением исламской цивилизации).
Данное понятийное новообразование охватывает
предельное значение термина «Запад».
Наконец, в концепции Ясперса присутствует
и представление о Западе как европейской
культурно-исторической традиции, начатой
греками - с их идеями и реальностями свободы
и демократии, философии и науки.
2.
Проблема Восток-Запад-Россия
в диалоге культур
Какое же место
занимает Россия в в понятийной парадигме
«Восток - Запад»? Проблема Восток - Запад
- Россия была впервые заявлена П.Я.
Чаадаевым в «Философических
письмах». В полемике западников и славянофиллов
была предпринята попытка «прописать»
российскую историю и культуру во всемирно-историческом
духовном наследстве. Первые утверждали,
что Россия принадлежит европейской культурно-исторической
традиции. Вторые рассматривали Россию
как самобытное духовное образование,
максимально подготовленное к адекватному
восприятию истин христианского мировоззрения.
Третьим вариантом европейско-христианской
«прописки» русской истории, культуры,
общества и государства явилась концепция
византизма К.Н. Леонтьева.
Аспект российской
самобытности в теории славянофилов
был резко усилен «почвенником»
Н.Я. Данилевским, отвергшим антитезу
Восток - Запад и развивавшим идею
существования ососбых и
Почти на протяжении
всего XIX в. в научно-историческом изучении
русской истории господствовало
представление о ее глубоком, принципиальном
отличии от истории западноевропейских
народов.
Данное убеждение
может быть названо одной из важнейших
черт и, пожалуй, наиболее характерными
свидетельством процесса становления
русского национального, а шире - российского
цивилизационно-исторического
Высказав мысль,
что Россия могла бы стать мостом
между Западом и Востоком, так как она
имеет возможность сочетать в своей культуре
оба великих начала духовной природы -
разум и воображение, Чаадаев тем самым
поставил вопрос о «третьей силе» во всемирной
истории.
Опора на гегелевскую
диалектическую триаду (Китай, Индия, Ближний
Восток) и одновременно введение в мировую
историю России как ее нового необходимого
звена допускали число теоретически две
возможности: 1) сохранение трех элементов,
но помещение России в качестве дополнительного
звена в один из них (скорее всего, в третий,
христианский - по главной его характеристике);
2) сокращение прежней схемы до двух элементов
и введение в триаду нового элемента -
России. (Заметим, что из обозначенных
условий нового теоретического оформления
триадической исторической схемы не вытекают
«искусственная» триада типа бердяевской
Врсток, Востоко-Запад, Запад и «случайная»
триада евразийцев Европа - Евразия - Азия.)
Из этих теоретических возможностей вторая
имеет явный теоретический приоритет.
Однако идея российской самобытности,
доминировавшая в русскую мысль XIX в., использовала
первую из них, поскольку для русских мыслителей
Россия представлялась прежде всего страной
христианства и христианской культуры.
По этой же причине
западники помещали на третьей всемирно-исторической
ступени не только германские народы,
но и славянские (вместе и прежде всего
с Россией). Славянофилы тяготели непосредственно
к православию, особенно в его «русском»
варианте, поэтому противопоставляли
Россию Западной Европе.
Вторая возможность
- теоретическая - дала существенно новый
(после Гегеля) результат: формулу Восток
- Запад - Россия, предложенную Вл. Соловьевым.
Новизна его теоретического результата
состоит в следующем.
Отвечая на вопрос,
для чего существует человечество,
Вл. Соловьев отталкивается от идеи
развития и необходимости ее тройственного
расчленения. Поэтому он выделяет три
ступени всемирно-исторического развития,
две из которых, полагал мыслитель, уже
пройдены. Между ними - христианский рубеж.
До этого рубежа человечество представляет
прежде всего Восток (а в лице исламского
мира он присутствует в качестве «первой
силы» и на второй ступени). После христианского
рубежа на исторической сцене появляется
Запад (прежде всего, это цивилизация западно-европейских
народов). Как видим, в этой схеме нет ни
античных народов и Византии, ни Древней
Руси в качестве значимых культурно-исторических
и политических реалий. Символом Востока
в духовной жизни является бесчеловечный
Бог, символ западной цивилизации - безбожный
человек. Историческая последовательность
Востока и Запада, а также их реальное
противостояние в мире как «первой» и
«второй» силы завершиться на третьей
ступени, когда утвердится истинное христианство.
Субъектом - носителем этого в заключительном
историческом отрезке может выступить
молодой народ, не связанный традициями
ни с Востоком, ни с Западом. Такова Россия.
В «Философских
началах цельного знания» Вл. Соловьева
мы находим готовую теоретическую
формулу Восток - Запад - Россия. Она
может быть представлена и в ином
виде. Например, под Западом в
противоположность Востоку можно понимать
не только и даже не столько цивилизацию
Западной Европы, сколько изначальный
Запад греков и римлян, ставший фундаментом
культурно-исторического развития и христианской
Византии, и двух молодых исторических
народов, принявших христианство, - германцев
и славян с Россией. Тогда третья историческая
ступень, связанная с действительным,
а не вымышленным (как у Ясперса) «осевым
временем» (и осевыми культурами), не что
иное, как христианская эпоха всемирной
истории независимо от того, какое историческое
поведение демонстрируют на этой ступени
и какие именно восточные и западные народы.