Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:10, реферат
Цель - проанализировать психологические и социологические концепции личности.
Задачи:
1. Рассмотреть основные понятия социологии личности.
2. Рассмотреть психологические концепции личности З. Фрейда, Ж. Пиаже, Л.Колберга, Э. Эриксона, Б.Г. Ананьева.
- проанализировать стадии развития личности в различных концепциях
- проанализировать понятие «социализация»
3. Рассмотреть социологические концепции личности Т.Парсонса, Дж. Г. Мида, Б.А. Ядова.
- проанализировать основные понятия и направления ролевых концепций
………………………………………………………………………Введение
4………………………………………………………………......Основные понятия
10…………..Личность как психофизиологическое существо. (Теория личности З.Фрейда)
15…………………….Личность как интеллектуальное существо (Концепция Ж.Пиаже)
17…………………….Личность как нравственное существо (Концепция Л.Колберга)
19…………………….Кризис как механизм развития личности (Концепция Э.Эриксона)
28………………Комплексный подход к рассмотрению человека (Концепция Б.Г.Ананьева)
31………………. Т. Парсонс. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем
39……………………………………………………………….Ролевая концепция Дж. Г. Мида
42………Б.А. Ядов. Теория диспозиционной регуляции социального поведения личности
48………………………………………………………………………………………..Заключение
49………………………………………………………………Список использованной литературы
Границы ролевого поведения жёстко ограничены, ведь выполнение той или иной роли вне предписаний может нарушить стабильность социальной сферы. Стоит заметить, что границы не абсолютны, т.е. роль только задаёт направление деятельности, всё остальное – не предписано, т.е. присутствует элемент свободы выбора социальных средств достижения ролевой цели.
Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, что приводит к возникновению ролевого конфликта.
Ролевой конфликт – ситуация, при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей.
Рационализация - способ решения ролевого конфликта путем бессознательного поиска отрицательных сторон желаемой, но недостижимой роли.
Разделение ролей - снятие ролевого напряжения путем неосознанного временного исключения из жизни одной из ролей.
Регулирование ролей - осознанный способ решения ролевого конфликта путем перекладывания ответственности за его последствия на других.
Ещё один вид ролей – межличностная роль.
Межличностная роль - личные отношения людей друг с другом, в которых человек также занимает определенное место и в соответствии с ним выполняет какие-то функции
Данная теория основана на суждении, что личность («Я») формируется на основе реакций социального окружения индивида т.е. своеобразный базис личности – это результат социального взаимодействия. Итак, основная мысль - личность формируется под влиянием мнений окружения индивида в социуме. Формируется большое количество «оценочных «я»» т.е. представление о себе с точки зрения другого индивида, чаще всего принадлежащего первичным группам.
Формируется
своеобразная «зеркальная» система.
Образ «Я» относительно определённого
индивида можно разделить на три части.
1). Представление о том, каким индивид
(«Я») кажусь другому человеку.
2). Представление об оценивании индивидом
моего «Я».
3). Выводы из предыдущих представлений.
Возможно деятельность по корректировке
«Я» относительно мнения оценивающего
индивида.
Дополняющей и развивающей теорию «зеркального я» стала концепция «обобщённого другого», разработанная Дж. Мидом. «Обобщённый другой» означает анонимных людей, народ, общество как абстрактное лицо - сеть институтов (семья, религия, образование), государство. Формирование в сознании «обобщённого другого» - решающая фаза социализации.
Мид считал,
что «Я» формируется
Так же, Мид полагал, что человек может быть объектом для самого себя, хотя они так является субъектом. (“I” и “Me”)
Главная роль в процессе социализации, по мнению Мида, принадлежит детским играм, в процессе которых развиваются разум и способности ребёнка, усваиваются роли сразу нескольких лиц.
Так же Мид делил развитие человека на несколько стадий, по освоению и разделению ролей в восприятии мира (миропонимании и мироосознании).
Роль может пониматься как объективно, с точки зрения ее общественного значения, так и субъективно, преломляясь в сознании индивида и по-своему истолковываясь им. По Парсонсу, точкой отсчета должны быть не личностные смыслы, а именно социальные потребности в отношении той или иной роли.
По мнению Мида, процесс формирования личности включает три стадии.
Первая – имитация
Следующая стадия - игровая.
На третьей стадии (без названия) дети осознают, что они принадлежат к более крупному сообществу, которое придерживается определенных взглядов. Социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной личности, называется «обобщенный» другой.
Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало.9
Б.А. Ядов. Теория диспозиционной регуляции социального поведения личности.
Чтобы понять, как организован субъект, надо, прежде всего, представить его как целостность, которая подходила бы для анализа внутренней регуляции социального поведения.
Выделяется в качестве системообразующего признака личностной структуры многообразие отношений индивида к условиям его деятельности, т.е. рассмотрение этих отношений как определенной системы, как целостности
Диспозиции личности – предрасположенности (фиксированные в её социальном опыте) воспринимать и оценивать условия деятельности, а также действовать в этих условиях определённым образом.
Существует сложная, иерархически организованная структура, образованная потребностями личности, условиями деятельности и диспозиционными образованиями, отношений личности к условиям своего существования и деятельности.
Иерархия потребностей образуется на основании последовательного расширения границ активности личности.
Условия деятельности (ситуации), в которых могут быть реализованы те или иные потребности личности, иерархизированы по степени стабильности:
Диспозиции личности представляют собой продукт столкновения потребностей и ситуаций, в которых эти потребности могут быть удовлетворены, они закрепляются в личностной структуре в результате опыта и также образуют иерархию:
Общий механизм образования фиксированной установки описывается формулой
П —> Д <— С
П — потребность, Д — диспозиция, С — ситуация или условия деятельности.
(*) Социальная
установка обладает сложной
Функционирование
диспозиционной системы.
На всех уровнях поведение личности регулируется
её диспозиционной системой, однако в
каждой конкретной ситуации и в зависимости
от цели ведущая роль принадлежит определённому
уровню диспозиций или конкретному диспозиционному
образованию.
Общую направленность регулируют высшие личностные диспозиции, в то время, как низшие диспозиции регулируют управлением повседневными, типичными действиями. Высшие диспозиционные образования больше подвержены влиянию социальных условий, а низшие - частных обстоятельств деятельности.
Для актуализации диспозиций должны иметься определённые внешние и внутренние условия:
Заключение.
В работе я попытался проанализировать основные концепции и теории социологии личности, дать определение понятию «личность», рассмотреть концепции знаменитых психологов и социологов относительно развития и устройства человека как личности, определить место и функции личности, как ячейки социума, проанализировал понятие «социализации», «социальных ролей», «ролевого конфликта», «статуса» и т.д..
В целом, личность изучают социология, психология, конфликтология, философия и психиатрия, как раздел медицинского знания. Концепции этих наук в корне отличаются, так как рассматривают схожие феномены, используя различную методологию и направленность изучения, что приводит к возникновению большого количества различных теорий, концепций и подходов к изучению человека как личности. Однако нельзя с уверенностью сказать, что какая-то одна концепция абсолютно истинно и в полной мере раскрывает проблему личности. Этот факт ещё раз доказывает необходимость анализа и систематизации существующих знаний, а так же разработки новых теорий и концепций, в том числе и на основе социологических учений.
Список использованной литературы.
Информация о работе Некоторые концепции личности в социологии и психологии