Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:10, реферат
Цель - проанализировать психологические и социологические концепции личности.
Задачи:
1. Рассмотреть основные понятия социологии личности.
2. Рассмотреть психологические концепции личности З. Фрейда, Ж. Пиаже, Л.Колберга, Э. Эриксона, Б.Г. Ананьева.
- проанализировать стадии развития личности в различных концепциях
- проанализировать понятие «социализация»
3. Рассмотреть социологические концепции личности Т.Парсонса, Дж. Г. Мида, Б.А. Ядова.
- проанализировать основные понятия и направления ролевых концепций
………………………………………………………………………Введение
4………………………………………………………………......Основные понятия
10…………..Личность как психофизиологическое существо. (Теория личности З.Фрейда)
15…………………….Личность как интеллектуальное существо (Концепция Ж.Пиаже)
17…………………….Личность как нравственное существо (Концепция Л.Колберга)
19…………………….Кризис как механизм развития личности (Концепция Э.Эриксона)
28………………Комплексный подход к рассмотрению человека (Концепция Б.Г.Ананьева)
31………………. Т. Парсонс. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем
39……………………………………………………………….Ролевая концепция Дж. Г. Мида
42………Б.А. Ядов. Теория диспозиционной регуляции социального поведения личности
48………………………………………………………………………………………..Заключение
49………………………………………………………………Список использованной литературы
Пересмотрев модель в начале 20х годов, З. Фрейд предложил структурную модель психической активности.
В ней говорится о трёх составляющих человеческого сознания: Ид, Эго, Суперэго.
Ид в
отличие от Эго и Суперэго целиком
функционирует в сфере
Это первоначальные, инстинктивные стороны
психики (еда, сон, естественные отправления).
Ид является самой старой и примитивной
стороной человеческой психики, полностью
лишённой запретов и правил. Отвечает
за биологически обусловленные побуждения
и стремится к их удовлетворению, создавая
своеобразное напряжение и смягчая его
по исполнению. При длительном сдерживании
побуждений возникает напряжение и беспокойство,
возможно даже временная потеря контроля
над действиями, так как из-за примитивизма
этой сферы психики, она не подвластна
страхам, предосторожностям и тревогам,
а так же не может быть полностью подавлена
в связи с тем, что является основным биологическим
гарантом существования организма.
1
Механизмы воздействия Ид:
По мере появления у ребёнка понимания о различиях образов и реального, а так же осознания реальности и значимости окружающего мира, возникает новая сфера психики – Эго.
Эго
– структура психики, ответственная за
принятие решений.
Иными словами, Эго пытается выполнять
требования и нужды Ид, в условиях ограниченных
возможностей и методов, которые можно
применить в окружающем мире.
Эго, как и Ид, занимается сохранением
организма, но действует в намного более
сложной структуре алгоритмов, условий
и правил, наложенных реальностью и условиями
жизни в обществе, среди себе подобных.
В отличие от Ид – Эго занимается познавательной
деятельностью, побуждает учиться, запоминать,
терпеть, думать, принимать решения, вести
себя обдуманно и взвешенно, иными словами
социализирует и добавляет элемент разумности
в поведение человека.
Суперэго
– более высокий, чем Эго и Ид уровень
личности, своеобразная совокупность
усвоенных личностью норм и правил, необходимых
для жизни в обществе.
Суперэго формируется в процессе социализации.
В нормальном состоянии начинает формироваться
в возрасте 3-5 лет, в процессе переосмысления
мира детьми, отделения хорошего от плохого,
формирования моральных и этических принципов
у человека.
Подсистемы Суперэго:
Суперэго
развивается на протяжении
Стадии
развития личности
Названия даны по принципу основного источника удовольствия в тот или иной период развития человека.
Хотя
удовольствия от прежних эрогенных
зон, в какой-то мере сохраняются, основным
источником удовольствия становится сношение.2
Я считаю, что рассматривать удовольствие как первопричину (главную и единственную) в развитии человека неправильно, ведь человек может сознательно отказаться от большинства удовольствий ради какой либо Цели. Иными словами, человек помимо удовольствия нуждается в смысле существования, что в немалой степени влияет на его развитие. Достижение Цели нередко приносит то самое удовольствие. Ведь человек развивается не только физически, но и духовно. Духовное удовольствие, получаемое вне воздействия на эрогенные зоны, всё же является удовольствием, следовательно - стимулом.
Личность
как интеллектуальное
существо.
Концепция Ж. Пиаже.
Основой
этой концепции является не психофизиологическая
составляющая развития человека, а
наоборот – когнитивная составляющая.
По этой концепции, дети, последовательно
проходят несколько сенситивных периодов,
правда с разной скоростью и результатами.
Каждая, из этих стадий формирует определённые
мыслительные навыки.
Выделяют три основных периода:
Встречается немного усложнённый вариант:
Изначально,
на ранних стадиях развития человека,
в начале его интеллектуального
развития граница между субъектом
и объектом не определена. Ребёнок
в начале его жизненного пути не
может выделить себя из внешнего мира,
найти взаимосвязь между своими
действиями и их результатом, отражающимся
во внешнем мире и т.д.
Умственные структуры, по мере их возникновения,
хоть и схожи, но достаточно отличаются
по своей направленности. Так, например,
умственные структуры, само восприятие
мира и основные алгоритмы мышления у
художников отличны от умственных структур
математиков и т.п.
В дальнейшем от развитости умственных
структур зависит способность к познанию
в целом. Иными словами - способность познавать
не врожденная и статичная, а наоборот,
приобретённая, предрасположенная к развитию.
Немаловажной частью развития человека,
как личности, является приобретение алгоритмов
действия, которые со временем преобразуются
в самостоятельную умственную структуру.3
Образование и
закрепление навыков и
Развитие владения своим телом.
Понимание независимого существования
внешнего мира.
Образование первых алгоритмов.
Стабилизация психики.
Отличие символов
и изображений от настоящих, существующих
предметов.
Возникновение «границы» между образами
и реальными предметами.
Обучение мыслительной
деятельности.
Обучение мысленно предугадывать результат
деятельности.
Возникновение
абстрактного мышления (логические и
математические задачи)
Нравственное развитие.
Образование моральных принципов, идеалов
и т.д.
Рассуждение на основе предположений.
Стабилизация мировоззрения и миропонимания.4
Личность
как нравственное
существо.
Концепция Л. Колберга.
Концепция
основывается на развитии человека с
точки зрения его морального и
нравственного развития.
Л. Колберг делит процесс развития личности
на стадии нравственного развития, которые
сменяют одна другую в строгой последовательности.
Он не привязывает эти стадии к определённому
возрастному периоду, следовательно, люди
разных возрастов, по концепции могут
находиться на одной и той же стадии развития.
Кризис
как фактор развития
личности.
Концепция Э. Эриксона.
Концепция Э. Эриксона базируется на анализе кризисов личности в обществе, взаимосвязи и взаимодействия. Одно из главных понятий, введённое Э. Эриксоном является эпигенетический принцип.
Эпигенетический принцип – личность развивается ступенчато, переход от одной стадии к другой предопределён готовностью личности к подобному переходу, расширением кругозора и радиуса социального взаимодействия.
Общество при этом одобряет и поддерживает развитие личности, пытается поддержать и развивать эти тенденции.
Психосоциальные стадии развития являются частью «плана личности», который характеризуется эпигенетически и заложен в генетическом коде. Каждая стадия проходит в определённый момент жизни, который называется «критическим этапом». Полноценно личность формируется только при условии последовательного прохождения стадий развития (психосоциальных стадий). Каждая стадия сопровождается кризисом, который является переломным моментом в определённый период развития личности. Иными словами развитие личности характеризуется решением определённых жизненных кризисов, решение которых, переводит личность на новую стадию с новыми кризисами, т.е. если кризис не преодолён, то личность, хотя и может перейти на новую стадию развития, но её успешное прохождение сомнительно. Непреодолённый кризис накладывает (формирует) негативный, депрессивный характер мировоззрения, миропонимания и суждений.
Кризисы по Э. Эриксону не однозначны, т.е. имеют как положительное, так и негативное влияние на личность. Как уже было сказано, преодолённый кризис подготавливает, добавляет уверенности, и целеустремленности, в то время как не преодолённый может явиться фатальным для дальнейшего развития личности, да и её существования в целом.
На первой
стадии формируется отношение к
окружающему миру, а именно основные
принципы, такие как доверие, узнаваемость
и ожидаемость.
Так называемым гарантом, двигателем к
формированию представления о внешнем
мире у ребёнка является материнская забота.
Именно она и характеризует степень интеграции
ребёнка в мир, глубину его внутреннего
развития в этот период. Помимо развития
и интеграции с внешним миром, в этот период
проходит и внутреннее развитие, ребёнок
учится управлять своим телом, что тоже
напрямую зависит от участия матери.
Кризис этого возраста характеризуется
количеством и качеством материнской
заботы.
Он начинается, если мать не проявляет
достаточного количества внимания, что
может быть вызвано множеством причин,
таких как элементарная несостоятельность
женщины как матери в связи с определёнными
девиациями, зависимостями или иными факторами,
быстрое возвращение матери к профессиональной
деятельности (либо другим деятельностям,
доминирующим над материнством) или даже
рождение ещё одного ребёнка. Эти и многие
другие факторы не дают ребёнку развиваться
в нужном темпе и направлении, развивая
фобии, чувство неполноценности, отсутствие
значимости, страх за своё благополучие,
недоверие и подозрительность.
Подобный кризис не даёт сформировать
ребёнку связку «доверие-недоверие», вследствие
чего, ребёнок и на более поздних стадиях
развития будет проявлять последствия
пережитого кризиса.
Э. Эриксон считает, что при положительном
развитии в младенчестве с достаточным
количеством материнской заботы, у ребёнка
на всю жизнь формируется «надежда», а
именно полноценная возможность верить,
доверять и надеяться, что потом будет
являться неисчерпаемым источником утешения,
стремления и прочих позитивных черт,
способных смягчить сложности, поджидающие
человека в жизни.
Информация о работе Некоторые концепции личности в социологии и психологии