Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:10, реферат
Цель - проанализировать психологические и социологические концепции личности.
Задачи:
1. Рассмотреть основные понятия социологии личности.
2. Рассмотреть психологические концепции личности З. Фрейда, Ж. Пиаже, Л.Колберга, Э. Эриксона, Б.Г. Ананьева.
- проанализировать стадии развития личности в различных концепциях
- проанализировать понятие «социализация»
3. Рассмотреть социологические концепции личности Т.Парсонса, Дж. Г. Мида, Б.А. Ядова.
- проанализировать основные понятия и направления ролевых концепций
………………………………………………………………………Введение
4………………………………………………………………......Основные понятия
10…………..Личность как психофизиологическое существо. (Теория личности З.Фрейда)
15…………………….Личность как интеллектуальное существо (Концепция Ж.Пиаже)
17…………………….Личность как нравственное существо (Концепция Л.Колберга)
19…………………….Кризис как механизм развития личности (Концепция Э.Эриксона)
28………………Комплексный подход к рассмотрению человека (Концепция Б.Г.Ананьева)
31………………. Т. Парсонс. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем
39……………………………………………………………….Ролевая концепция Дж. Г. Мида
42………Б.А. Ядов. Теория диспозиционной регуляции социального поведения личности
48………………………………………………………………………………………..Заключение
49………………………………………………………………Список использованной литературы
Ребёнок
стремится к достижению относительной
автономности и самостоятельности,
стараясь выделить сферы деятельности,
где он может справиться без вмешательства
и постоянного контроля взрослых.
В этот период возможен кризис «автономия
– стыд и сомнение». Ребёнок начинает
анализировать степени, стадии и виды
родительского контроля в отношении его,
пытается осознать и опять же разделить
различные виды и степени свободы, которые
ему предоставляются.
Вследствие развития нервно-мышечной
системы, речи и возникновения начального
социального выбора у ребёнка срабатывает
установка «Я сам».
Для избегания кризиса на этой стадии
родители должны предоставлять ребёнку
возможность развивать свою самостоятельность,
но при этом контролировать весь процесс
в скрытой форме, дабы обезопасить ребёнка
и окружающих, т.е. не прибегать к открытому
контролю и ограничению действий ребёнка.
Основной опасностью для ребёнка в этом
возрасте является стыд. Стыд, как форма
гнева направленная на самого себя, может
достаточно сильно повредить формирующуюся
психику ребёнка.
Основным источником возникновения стыда
в этом возрасте являются родители.
Причина этого – поведение родителей,
а именно либо стремление сделать всё
за ребёнка самостоятельно, в то время,
когда ребёнок способен сам справится,
либо наоборот - требование от ребёнка
сделать что то, что он сделать не в состоянии
на данном этапе развития.
Подобный кризис, при его сложном протекании
развивает в человеке нерешительность,
слабоволие, комплекс неполноценности
и может вызвать навязчивые идеи, страх
преследования и т.п.
В этом
возрасте развитие организма ребёнка
позволяет ему вступать в контакт со сверстниками,
участвовать в групповых играх и вообще
вступать в контакт с людьми не из его
семейного окружения, как это было раньше.
Ребёнок начинает осознавать ответственность
за себя и за других, причислять себя к
общности людей, осознавать свою значимость
и роль. Ребёнок познает жизнь и деятельность
других людей, начинает подражать тем,
чью деятельность ценит, и вследствие
этого строит планы на будущее.
Срабатывает установка «Я – то, кем я буду».
Развивается чувство социальной идентичности.
В этом возрасте формируется чувство инициативы
у ребёнка, и, разумеется, успешность прохождения
этого жизненного этапа опять таки зависит
от родителей, а именно от того, насколько
будет признаваться и поощряться детская
самодеятельность, самостоятельность
и инициативность.
Кризис на этой стадии особенно опасен,
так как может вызвать у ребёнка чувство
никчёмности, отсталости, вины. Такие дети
часто становятся ведомыми в группах,
не могут ставить реальных целей и добиваться
их, что в будущем может негативно повлиять
на человека, вызвав у него общую пассивность,
импотенцию и фригидность.
В данной теории Эриксон, как сторонник
основных идей теории Фрейда, замечает,
что дальнейшие отклонения могут быть
охарактеризованы и вызваны чувством
вины и никчёмности, вызванным кризисом,
при стремлении ребёнка любить и получать
любовь от родителя противоположного
пола.
Решение кризиса игровой стадии чрезвычайно
важно для дальнейшего развития человека.
В этом
возрасте протекают серьезные изменения
в социальном окружении ребёнка.
Он начинает учиться самодисциплине и
самоконтролю, навыкам общения по предписанным
правилам. Расширяется общий круг знакомств,
происходит интеграция в общественные
процессы, возникает стремление к получению
знаний. Формируется установка «Я – то,
чему я научился».
Опасность на этой стадии кроется в возможности
возникновения чувства неполноценности
или некомпетентности по причине низкой
успеваемости в учёбе, плохой репутации
и неудовлетворительного положения в
обществе. Ситуация значительно осложнится,
если дети поймут, что их столь плачевное
положение среди сверстников характеризуется
внешностью, полом, расой, религией или
социальным статусом. Всё это кроет опасность
формирования у ребёнка сомнения по поводу
дальнейшего полноценного существования
в мире, где не всё так просто, как казалось
ранее.
Особого внимания заслуживает трудолюбие
ребёнка в этом возрасте, а именно её направленность.
Родители должны добиваться от ребёнка
не только успешного выполнения той или
иной работы, но и проявления инициативы,
формирования лидерских качеств и т.д.
во избежание дальнейшей пассивности
в деятельности человека.
Юность
– период противоречий. В первую
очередь проходит период эго-идентичности,
что в свою очередь вызывает отрицательный
элемент – ролевое смешение.
Для формирования общего образа «Я» молодой
человек должен соединить воедино все
свои роли и характеристики, что не всегда
легко, но без чего дальнейшее формирование
личности практически невозможно.
Кризисом на данном этапе развития является
именно конфликт эго-идентичности и ролевого
смешения. Для успешного достижения идентичности
человеку нужно представление о себе в
глазах других.
В дальнейшем развивается гармоничный
образ себя, который формируется в настоящем,
подкрепляется прошлым и интегрируется
в будущее.
Далее требуется тождественное представление
подростка о самом себе и его приближённых
людей, т.е. есть необходимость в том, что
бы другие люди видели юношу как целостный
образ, который совпадает с собственным
образом в глазах самого подростка. Юноша
должен достичь согласования своего внешнего
и внутреннего Я.
Помимо этих факторов преодоления кризиса,
нужна так же защита ещё уязвимой личности
от вырывания из социального окружения,
вызванного приобщением к какой либо контркультуре,
субкультуре или же просто из-за (доминирующей)
идентификации себя с какой либо знаменитой
личностью.
С определёнными проблемами могут столкнуться
представители различных меньшинств т.к.
поддержка социума для них не будет полноценной.
Так же следует избегать стрессов, так
как они могут значительно затруднить
ситуацию.
При затруднениях с прохождением этого
кризиса возможен переход к негативной
идентичности, т.е. к приобретению идентичности,
полностью противоположной той, что предлагается
и поддерживается обществом в целом и
родителями в частности.
По мнению Э. Эриксона прохождение данного
кризиса идентичности вызывает верность.
Верность себе, своим убеждениям и своему
миропониманию, мировоззрению.
Формальное
вступление во взрослую жизнь.
Молодые люди устраиваются в жизни, т.е.
выбирают профессию, влюбляются и ухаживают,
вступают в ранние браки и начинают семейную
жизнь.
По концепции Эриксона, в этот период в
жизни человека, особенно выделяется
«интимность»
как в социальном, так и в сексуальном
плане.
Таким образом, на полюсах межличностных
отношений находятся изоляция и интимность.
Эриксон понимает термин «интимность»
в различных смыслах, а именно:
Интимность – сокровенное чувство, которое
мы испытываем к близким людям.
Интимность – способность слить свою
идентичность с идентичностью другого
человека без опасения, что вы теряете
нечто в себе.
Необходимым условием достижения интимности
является стабильная идентичность самого
себя, а так же стабилизированный образ
партнёра.
Главная опасность заключается в том,
что межличностные отношения могут привести
к «крайним» реакциям, а именно поглощению
или избеганию.
Неспособность установить такие отношения
может вызвать чувство одиночества, социального
вакуума, подавленности, неспособности
к чему-либо и изоляции.
Развивается замкнутость, которая проявляется
в доминировании формальных отношений
над личными, а так же возникновение и
опять же доминирование поверхностных
связей и контактов.
Основным сигналом к кризису, а точнее
затруднению его прохождения является
избегание личных, интимных отношений,
которые, в свою очередь являются обязательной
частью дальнейшего развития личности.
Положительным же сигналом является любовь.
В этой стадии развития формируются этика,
социальные ценности и гуманизм
Стадия | Возраст | Психосоциальный кризис | Сильная сторона |
Младенчество (орально-сенсорная) |
Рождение 1 год |
Базальное доверие – базальное недоверие | Надежда |
Раннее
детство (мышечно-анальная) |
1-3 года | Автономия – стыд и сомнение | Сила воли |
Возраст игры (локомоторно-генитальная) |
3-6 лет | Инициативность – вина | Цель |
Школьный
возраст (латентная) |
6-12 лет | Трудолюбие – неполноценность | Компетентность |
Юность (Подростковая) |
12-19 лет | Эго-идентичность – ролевое смешение | Верность |
Ранняя зрелость | 20-25 лет | Интимность – изоляция | Любовь |
Средняя зрелость | 26-64 года | Продуктивность – застой | Забота |
Поздняя зрелость | 65 лет – смерть | Эго-интеграция - отчаяние | Мудрость |
Замечания к концепции.
В первую
очередь хочу заметить, что хотя
эта концепция доказывалась эмпирическим
путём, не доказано, что кризисы подготавливают
человека к преодолению следующих,
и то, в какой последовательности они идут.
Помимо этого, хотя Э.Эриксон и заметил
множество основных переживаний в жизни
личности, но не смог доказать, что
именно они формируют. Допускается существования
ещё каких-либо формирующих качеств, которые
не вошли в эту концепцию.
Так же неясно, почему кризисные пары составлены
именно по такому принципу.
Сильные же стороны (третий столбец) описывают
только внутренний мир, но ни в коей мере
не отражают социальное в личности.
В итоге эту концепцию можно успешно использовать
в психологии, но для социологии она не
подходит.
Комплексный
подход к рассмотрению
человека.
Концепция Б.Г.Ананьева.
В этой концепции
человек последовательно
Положения концепции:
Человек
предстаёт перед нами как индивид,
личность и субъект деятельности.
При этом человек как индивидуальность
понимается в виде совокупности его свойств
как личности и субъекта деятельности,
в структуре которых функционируют природные
свойства человека как индивида.
Личность рассматривается как свойство
человека. Она понимается как «общественный
индивид, объект и субъект исторического
процесса. Иными словами – свойство
личности присуще человеку не как биологическому
существу, а как социальному существу.
Важнейшие
характеристики индивида, личности и
субъекта деятельности:
Возрастно-половые свойства – возрастные
и половые признаки, меняющиеся в процессе
жизни человека.
Индивидуально-типические свойства – особенности телосложения и физиологии человека, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональных геометрий больших полушарий.
Взаимодействие
обоих классов свойств
Все индивидные свойства развиваются по филогенетической программе в процессе индивидуального развития. Постепенно на этих свойствах начинает сказываться влияние личностных свойств человека.
Характеристики человека как личности.
Статус, как главная определяющая характеристики личности делится на два вида, а именно: статус личности (экономические, политические, правовые, идеологические и т.д. положения личности в обществе), а так же статус общности, к которой принадлежит эта личность.
Статус,
роли и ценностные ориентации
образуют первичный класс
Этот класс определяет второй ряд личностных
свойств – мотивацию поведения и структуру
общественного поведения. Результатом
взаимодействия первичных и вторичных
свойств является характер человека и
его склонности (своеобразные «полюса»
структуры личности).
Основная форма развития личностных свойств человека – его социальная биография.
Информация о работе Некоторые концепции личности в социологии и психологии