Некоторые концепции личности в социологии и психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:10, реферат

Краткое описание

Цель - проанализировать психологические и социологические концепции личности.
Задачи:
1. Рассмотреть основные понятия социологии личности.
2. Рассмотреть психологические концепции личности З. Фрейда, Ж. Пиаже, Л.Колберга, Э. Эриксона, Б.Г. Ананьева.
- проанализировать стадии развития личности в различных концепциях
- проанализировать понятие «социализация»
3. Рассмотреть социологические концепции личности Т.Парсонса, Дж. Г. Мида, Б.А. Ядова.
- проанализировать основные понятия и направления ролевых концепций

Оглавление

………………………………………………………………………Введение
4………………………………………………………………......Основные понятия
10…………..Личность как психофизиологическое существо. (Теория личности З.Фрейда)
15…………………….Личность как интеллектуальное существо (Концепция Ж.Пиаже)
17…………………….Личность как нравственное существо (Концепция Л.Колберга)
19…………………….Кризис как механизм развития личности (Концепция Э.Эриксона)
28………………Комплексный подход к рассмотрению человека (Концепция Б.Г.Ананьева)
31………………. Т. Парсонс. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем
39……………………………………………………………….Ролевая концепция Дж. Г. Мида
42………Б.А. Ядов. Теория диспозиционной регуляции социального поведения личности
48………………………………………………………………………………………..Заключение
49………………………………………………………………Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 806.00 Кб (Скачать)

Санкт–Петербургский Государственный Университет 
Факультет Социологии
 
 

Реферат:  
«
Некоторые концепции личности в социологии и психологии» 

Выполнил:  
Студент I курса II группы ф-та Социологии СПбГУ  
(Общая социология)  
Николаенко Георгий Александрович

Научный руководитель:

Д.ф.н. проф. Бороноев А.О.  
Е. С. Богомягкова
 
 
 
 
 
 
 
 

2010

Оглавление 

3………………………………………………………………………………Введение 
4………………………………………………………………......Основные понятия 
10…………..Личность как психофизиологическое существо. (Теория личности З.Фрейда) 
15…………………….Личность как интеллектуальное существо (Концепция Ж.Пиаже) 
17…………………….Личность как нравственное существо (Концепция Л.Колберга) 
19…………………….Кризис как механизм развития личности (Концепция Э.Эриксона) 
28………………Комплексный подход к рассмотрению человека (Концепция Б.Г.Ананьева) 
31………………. Т. Парсонс. Система координат действия и общая теория систем                              действия: культура, личность и место социальных систем 
39……………………………………………………………….Ролевая концепция Дж. Г. Мида 
42………Б.А. Ядов. Теория диспозиционной регуляции социального поведения личности 
48………………………………………………………………………………………..Заключение 
49………………………………………………………………Список использованной литературы

 

 
 

Введение.

Проблема социологии личности - одна из актуальнейших тем современной науки, однако еще до сих пор недостаточно исследована и систематизирована. 

Целью данной работы является анализ социологии личности, систематизация полученной информации для дальнейшего рассмотрения, а так же выявление схожих теорий в смежных науках.

Цель - проанализировать психологические и  социологические концепции личности. 
Задачи: 
1. Рассмотреть основные понятия социологии личности.

2. Рассмотреть психологические концепции личности З. Фрейда, Ж. Пиаже, Л.Колберга, Э. Эриксона, Б.Г. Ананьева.

- проанализировать стадии развития личности в различных концепциях

- проанализировать понятие «социализация»

3. Рассмотреть социологические концепции личности Т.Парсонса, Дж. Г. Мида, Б.А. Ядова.

- проанализировать основные понятия и направления ролевых концепций

Объект – личность (в широком смысле); концепции социологии личности и психологии в частности. 
Предмет - особенности психологических и социологических концепций личности.  
 

Основные  понятия: 
Для анализа понятия «личность», надо определиться с его значением с точки зрения социологии.   
В первую очередь надо отделить понятие «личность» от  понятий «человек» и «индивид».  

Человек   — высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. 

Индивид  — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт Человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. 

Личность в философии - произведение (Природы, Бога или Общества), продукт условий существования, который может лишь познать себя и не должен пытаться изменить (человек адаптирующийся, приспосабливающийся);

творец, беспредельно активный, либо медитирующий, изменяющий свои собственные условия, либо управляющий своим воображением об условиях своей жизни и о себе (человек, создающий себя сам, самопроизводящийся);

деятель, преобразующий сам себя посредством  инструментальной, предметной активности, связывающей его развитие с внешним  миром (человек, производящий новые предметы и передающий в предметах свой опыт). 

Личность  в психологии -  это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого. Для психолога потенции субъектов различны, поскольку как врожденные, так и приобретенные качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальным актором (действующей единицей) некой группы или общности. 

Личность (в широком социологическом смысле) - англ. personality; нем. Personlichkeit. 1. Отдельный человек как индивидуальность, как субъект отношений и сознательной деятельности, в процессе которой он создает, воспроизводит и изменяет соц. реальность. 2. Относительно устойчивая система соц. значимых и уникальных индивидуальных черт, характеризующих индивида, формирующаяся в процессе социализации и являющаяся продуктом индивидуального опыта и соц. взаимодействия. 3. Индивид, обладающий выдающимися качествами, оказывающий влияние на массы и ход истории. 4. Индивид, находящийся в центре обществ, внимания вследствие занимаемой соц. позиции и исполнения соц. или профессиональной роли.

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.

Личность  изучает не только социология, но так  же ещё философия и психология.  
Философия раскрывает это понятие как субъект познания и творчества; психология представляет личность как устойчивую целостность психологических процессов, свойств и отношений.

В отличие  от психологии и философии, социология выделяет в личности социально-типическое. 
Социология изучает процесс формирования личности, её развитие, изучение связей взаимодействия личности и общества, регуляцию поведения в обществе и т.д.

В отличие  от психологии, социология рассматривает  личность как социальное, т.е. не абстрагирует от внешней среды, а наоборот, основывается на анализе взаимосвязей личности внутри социума.

С социологической  точки зрения самым существенным является социальный уровень. Здесь  проявляются социальные свойства индивида. Личность - это интегральное социальное качество, которое формируется у  индивида в процессе его включения  в систему общественных отношений.

На протяжении жизни человека проходит процесс  социализации и формирования личности, далее он переходит в более  стабильный процесс  развития личности, т.е. личность постоянно изменяется и является динамической системой.

Деятельность - специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. Д. - это процесс, включающий цель, средства и рез-т.

Исходными источниками деятельности как к личностной активности выступают потребности человека.

Ценностные  ориентации - социальное качество личности (или группы), воплощающее в себе в обобщенном виде оценку субъектом окружающей действительности и вытекающее из этой оценки отношение к ней, его смысложизненные цели и средства их достижения, органично связанные с потребностями и интересами индивида или социальной общности. 

Ценностные  ориентации выступают важнейшим  фактором, регулирующим мотивацию личности.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Решающая  роль при выборе личностью модели своего поведения принадлежит также  диспозиционной установке личности

Диспозиция - предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к поведению в этих условиях.

Один  из важнейших вопросов, который изучает  социология личности – социализация.

Социализация (от лат. socialis - общественный) - совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и филоонтогенетического формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как конкретно-исторического типа личности и субъекта (актора) социокультурных практик данного общества.

Иными словами, социализация - это сложный процесс включения индивида в общественные отношения, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе.

Социальная  роль - совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определённую социальную позицию. При занятии людьми различных социальных позиций их поведение определяется главным образом существующими ожиданиями других людей в отношении их позиций, а не их собственными индивидуальными характеристиками. Роли отражают совокупности социально определяемых атрибутов и ожиданий, связанных с занимаемыми социальными позициями.

Имидж - облик, который, по мнению общества, характерен для носителя того или иного статуса.

Существует  два основных подхода к пониманию  понятия роли.

Роль (по Миду) – результат опытного и  созидательного процесса взаимодействия.  
Каждая роль предполагает взаимодействие с другими ролями.

 

Социальный статус - каждая из социальных позиций индивида, связанная с определёнными правами и обязанностями. Статус, как бы он ни был низок, важен, ибо он определяет права, привилегии, обязанности человека по отношению к другим. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определённого отношения со стороны других.

Статусный набор - совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. Человек может иметь ряд статусов, но лишь один из них - главный статус - определяет его положение в обществе. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг общения, манеру одеваться. Статусы делятся на «приписанные» и «достигнутые».

Приписанные статусы - это статусы, которые были получены благодаря внешним, неконтролируемым со стороны человека характеристикам (возраст, пол, национальность).

Достигнутые статусы - анализируются с помощью профессиональных, экономических, политических критериев. Во многих отношениях границы между предписанными и достигнутыми статусами условны.

Смешанные статусы - обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого не по желанию человека.

Главный статус - статус, определяющий положение личности в общественной иерархии.

Психология  выдвинула наибольшее количество теорий личности, при этом, многие из этих концепций принципиально отличаются друг от друга, хотя и находятся в рамках одной и той же науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Концепции личности в западной психологии.

Личность  как психофизиологическое существо. 
Теория личности Зигмунда Фрейда.

В начале своей научной и практической деятельности З. Фрейд использовал топографическую модель личностной структуры.

  • Топографическая модель личностной структуры основана на мнении, что функционирование психики человека протекает на разных уровнях осознанности.

Уровни (сферы) психики по топографической модели личностной структуры:

Информация о работе Некоторые концепции личности в социологии и психологии