Некоторые концепции личности в социологии и психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:10, реферат

Краткое описание

Цель - проанализировать психологические и социологические концепции личности.
Задачи:
1. Рассмотреть основные понятия социологии личности.
2. Рассмотреть психологические концепции личности З. Фрейда, Ж. Пиаже, Л.Колберга, Э. Эриксона, Б.Г. Ананьева.
- проанализировать стадии развития личности в различных концепциях
- проанализировать понятие «социализация»
3. Рассмотреть социологические концепции личности Т.Парсонса, Дж. Г. Мида, Б.А. Ядова.
- проанализировать основные понятия и направления ролевых концепций

Оглавление

………………………………………………………………………Введение
4………………………………………………………………......Основные понятия
10…………..Личность как психофизиологическое существо. (Теория личности З.Фрейда)
15…………………….Личность как интеллектуальное существо (Концепция Ж.Пиаже)
17…………………….Личность как нравственное существо (Концепция Л.Колберга)
19…………………….Кризис как механизм развития личности (Концепция Э.Эриксона)
28………………Комплексный подход к рассмотрению человека (Концепция Б.Г.Ананьева)
31………………. Т. Парсонс. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем
39……………………………………………………………….Ролевая концепция Дж. Г. Мида
42………Б.А. Ядов. Теория диспозиционной регуляции социального поведения личности
48………………………………………………………………………………………..Заключение
49………………………………………………………………Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 806.00 Кб (Скачать)

Основные  характеристики человека как субъекта деятельности:

Человек носитель сознания (как отражения объективной реальности) и деятельности (как преобразования действительности).

Немаловажный  фактор при подобном оценивании человека являются технические средства труда  или же знания и умения (в зависимости  от характера преобразовательной деятельности).

Высшим  проявлением субъективных свойств  является творчество (совокупность способностей и таланта).

Подобное  разделение свойств человека на индивидные, личностные и субъективные относительно, поскольку являются свойствами человека как целого т.е. природного и общественного существа.

Замечания к концепции:

Отличительные стороны концепции – это рассмотрение человека как индивида, личность и  субъекта деятельности; личность рассматривается  как социальное свойство человека, при этом являясь ядром человека как целого.

Ананьев рассматривает человека как биосоциальное  существо, при этом игнорируя духовную составляющую, которая играет немаловажную роль при характеристике человека.7 

Социологические концепции личности.

Т. Парсонс. Система  координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем.

  Данный  теоретический материал был разработан для анализа социальных систем, при  использовании системы координат  действия. 

  Социальные  системы действия - взаимодействие индивидов происходит таким образом, что этот процесс взаимодействия можно рассматривать как систему в научном смысле и подвергать ее теоретическому анализу, успешно примененному к различным типам систем в других науках.8

  Эта система координат описывает  «ориентацию» одного или многих действующих лиц — в исходном случае биологических организмов — в ситуации, включающей в себя другие действующие лица.

  Эта система является схемой отношений. При помощи ее анализируются структура и процессы систем.

  Все объекты ориентации делятся на три класса.

  • Социальные
  • Физические
  • Культурные

  Социальные объекты – индивид или коллектив, как некая совокупность индивидов, объединенная общим видом деятельности, но при анализе рассматриваемый как нечто единое.

Физические  объекты – эмпирические сущности, не взаимодействующие или не реагирующие на «Я».

Культурные  объекты – символы, идеи, убеждения  и т.д.

  Действие  — это некоторый процесс в  системе «субъект действия — ситуация», имеющий мотивационное значение для действующего индивида или — в случае коллектива — для составляющих его индивидов.8

  Иными словами, ориентация процессов связана  с удовлетворением потребностей или же уклонением от негативных ситуаций, вне зависимости от личностного  восприятия индивида, т.е. действие несёт исключительно мотивационный характер.

  Хотя  и предполагается, что мотивация  несёт чисто органический характер, но с  очки зрения теории действия организация  элементов действия является функцией отношения субъекта к ситуации, а  так же «опыта» этого субъекта.

Фундаментальное свойство действия состоит из реакции на частные стимулы, системы ожиданий.

    Эти ожидания могут быть организованы (structured) только относительно его собственных потребностей-установок (need-despositions).

      В случае взаимодействия с социальными объектами добавляются новые параметры «Я». Часть ожиданий «Я», во многих случаях наиболее значительная часть, сводится к вероятным реакциям «другого» на возможное действие «Я». Эта реакция предусматривается заранее и таким образом влияет на собственные выборы «Я». 8

  Взаимодействие  с социальными структурами и  объектами порождает знаки и  символы, которые в свою очередь  формируются  в средства коммуникации, своеобразные символические системы.

  Социальная  система состоит из множества  индивидуально-действующих лиц, взаимодействующих друг с другом в некоторой среде действующих лиц, мотивации которых определяются тенденцией к «оптимизации удовлетворения», а их отношение к ситуации, включая отношение, друг к другу, определяется и опосредуется системой общепринятых символов, являющихся элементами культуры.8

  Формируются три сложные системы.

  • Социальная система
  • Система личности отдельно действующих лиц
  • Культурная система

Катектический – (катексис – снятие напряжения) –  отношение к объектам с точки  зрения баланса удовлетворенности-неудовлетворенности, с точки зрения потребности – напряжения, снимаемого действием. 
Когнитивность – идентификация предметов, «отличание» одного предмета от другого (в широком смысле - определение соответствующих аспектов ситуации в их отношении к интересам действующего лица).

  Оба эти аспекта должны быть представлены в чем-то, что может рассматриваться как единица системы действия, как элементарное действие (unit act).8

  Действия  не могут происходить вне систем,  т.е. они не могут быть единичными и дискретными. Необходимым элементом анализа становится системная интеграция. Системная интеграция является упорядочением возможностей ориентации при помощи отбора.

   Не менее важная часть анализирования системы – порядок выбора, как  совокупность способа отличания, алгоритмов отделения альтернативный вариантов и ценностных требований субъекта к объекту действия.  

Виды  ориентации, анализируемые в теории:

  • Когнитивный
  • Катектический
  • Оценочный

  Ожидание:

  • Временной аспект
  • Катектическиеинтересы
  • Когнитивное определение ситуации
  • Оценочный отбор

  Целенаправленность  действия является основным свойством всех систем действия.

  Основное  понятие «интрументального» аспекта  действия может употребляться только в случаях, когда действие позитивно целенаправлено.

  «Какими бы ни были происхождение и процессы развития символических систем, совершенно ясно, что удивительная сложность   систем   человеческой  деятельности   невозможна   без относительно стабильных символических систем, значение которых в основном не связано с частными ситуациями. Самым важным следствием из этого обобщения является возможность коммуникации, поскольку ситуации двух действующих лиц никогда не бывают идентичными и без способности к абстрагированию значений от отдельных частных ситуаций коммуникация была бы невозможной.»8

  В каком-то смысле мотивация — это  ориентация относительно улучшения баланса удовлетворения — неудовлетворения действующего лица, включает в себя все три аспекта.

  Все ценности включают то, что может быть названо социальным значением. Поскольку ценности являются скорее культурными, а не личностными характеристиками, постольку они оказываются общепринятыми.

  Следовательно, ценностная ориентация может быть в свою очередь расчленена на три вида стандартов ценностей: когнитивные, оценочные (appreciative) и моральные стандарты ценностной.

  Во-первых, культура передается, она составляет наследство или социальную традицию; во-вторых, это то, чему обучаются, культура не является проявлением генетической природы человека; и в-третьих, она является общепринятой. Таким образом, культура, с одной стороны, является продуктом, а с другой стороны — детерминантой систем человеческого социального взаимодействия.

  Первый  пункт определения — передаваемость — служит наиболее важным критерием для различения культуры и социальной системы, поскольку культура может распространяться из одной социальной системы в другую. По отношению к частной социальной системе она является «стандартным» элементом, аналитически и эмпирически абстрагируемым от этой социальной системы. Существует чрезвычайно важная взаимозависимость между культурными стандартами и другими элементами социальной системы, но эти элементы не интегрируются полностью ни с культурой, ни друг с другом.

  Ранний  период:

 
 
 
 

  Средний период:

 

Личность  – устойчивая система, привносит устойчивость в действие.

4-х функциональная парадигма  (AGIL)

универсализм

партикуляризм

специфичность

диффузность

исполнение

качество

аффективность

аффективная нормальность

ориентация  на себя

ориентация  на коллектив 

4 переменных  – 4 комбинации выбора.

Все подсистемы связаны между собой «средствами обмена» (»Экономика и общество», 1956), которые представляют собой деньги (А), власть (G), влияние (I), и обязательства (L).

AGIL – 4 основных функции, которые должна выполнять любая живая система, чтобы сохранять самотождетсвенность.

Внутренние: I и L

Внешние: A и G

A – адаптация

G – цели достижения

I – интеграция

L – латентность

Высшая  система – религиозная или  секулярная – высшая реальность

A – поведенческая

G – личностная

I – социальная

L – культурная

Физикоорганическая

Эти компоненты присутствуют в любом действии. У  общей системы действия 2 среды.

  1. физико-органическая
  2. сверхъестественная
 

Все существующие живые системы, включая системы действия и общества, определяются двумя наборами отношений - отношениями между частями систем и отношения типа «система - окружение». 8

Концепция социальной роли. Д. Мид.

Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии  в 30-х годах XX в. (Дж. Мид) и получила распространение в социологии, особенно в структурно-функциональном анализе.

Я-концепция (самость) - целостное представление человека о себе как о личности, биологическом  организме, члене общества, работнике, профессионале и т.д.

Я-концепция  выступает как установка по отношению к самому себе и включает компоненты:  
когнитивную - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание);  
эмоциональную - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.;  
оценочно-волевую - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.

 

 

Для контролирования  и регулирования социальный процессов  в обществе есть система социального  контроля и система социальных санкций.

Информация о работе Некоторые концепции личности в социологии и психологии