Научно-методические основы стандартизации социальных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:10, лекция

Краткое описание

Проблемы стандартизации социальных услуг и в целом системы социального обслуживания населения связаны прежде всего с Общей концепцией стандартизации в России и разработкой Региональной концепции стандартизации социального обслуживания в субъекте Российской Федерации. Подчеркнем, что эти два документа не должны противоречить друг другу.

Файлы: 1 файл

кквалиметрия семинар.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

1.понятие стандартизации  социальных услуг и соц.обслуживания

Научно-методические основы стандартизации социальных услуг

Проблемы стандартизации социальных услуг и в целом  системы социального обслуживания населения связаны прежде всего с Общей концепцией стандартизации в России и разработкой Региональной концепции стандартизации социального обслуживания в субъекте Российской Федерации. Подчеркнем, что эти два документа не должны противоречить друг другу.

Разработка  стандартов социальных услуг в регионе  и координация научных разработок в этой области предусматривает изучение потребностей различных категорий населения в социальных услугах, общественного мнения по различным вопросам социальной защиты населения и, в частности, социального обслуживания, а затем — определение общей концепции, принципиальных подходов и методологических основ, создание соответствующей нормативной правовой базы.

Принципиально важно разобраться в таких  понятиях, как "социальное обслуживание" (не сводить его исключительно  к сервису), "система социального обслуживания", "социальные услуги", "учреждение социального обслуживания", "социальная служба", "национальный стандарт", "стандарт субъекта РФ", "стандартизация социальных услуг", "объекты стандартизации социального обслуживания", "нормативные правовые документы по стандартизации федерального и регионального значения", международные стандарты социальных услуг", "стандарт качества учреждения", "стандарт качества социальных услуг", "стандарт предприятия 'системы социального обслуживания" и др.

Концепция, как  правило, включает определение цели и задач стандартизации в регионе; разработку основных принципов стандартизации социальных услуг, обеспечивающих системность, комплексность, оптимальность и специфичность с точки зрения практики, научно обоснованные требования и реальное бюджетирование; ресурсное обеспечение стандартизации; создание и введение классификации, сертификацию социальных услуг.

Важнейшей частью концепции является раздел, в котором  определяются категории стандартов системы социального обслуживания населения, объекты стандартизации, виды стандартов (обязательные и рекомендательные), организация работы по осуществлению разработки и корректировки стандартов социальных услуг.

Стандартизация  социальных услуг непосредственно связана с социальной политикой в регионе и формированием бюджета субъекта РФ, ориентированного на результаты деятельности в области социального обслуживания. Разработка и внедрение стандартов, осуществляемые в целях повышения качества услуг, тесно взаимосвязаны с мониторингом эффективности социальных услуг, лицензированием и обучением персонала.

Стандарты социальных услуг помогают изменить направление и приоритеты использования ресурсов для перехода от низкого качества к высокому, от традиционных к альтернативным услугам, диверсификации социальных услуг более высокого качества. Установление стандартов способствует изменению состояния, качества жизни различных категорий населения и позволяет экономить бюджетные деньги, выделенные социальным службам, что в условиях финансово-экономического кризиса имеет немаловажное значение.

Государственные стандарты — это гарантия правительства  субъектов РФ населению на определенный уровень качества предоставляемых услуг. Поэтому стандарты должны быть реалистичными, надежными, обоснованными, четкими и, как подчеркивается в социальной квалиметрии, должны поддаваться количественной оценке.

Необходимо  подчеркнуть, что стандарты субъектов  РФ, во-первых, должны полностью соответствовать национальным стандартам РФ, во-вторых, применяться и использоваться в повседневной работе социальных служб; в-третьих, обеспечивать улучшение качества жизни тех категорий населения, для которых они предназначены (результаты должны подтверждаться данными, полученными при помощи методов социальной квалиметрии).

Стандартизация  в регионе невозможна без разработки и применения программы первоочередных мер по стандартизации социального  обслуживания и утверждения положения  и порядка работы регионального Технического комитета по стандартизации социальных услуг. Программа, как правило, состоит из таких разделов, как общие организационные мероприятия, работа с персоналом органов управления, в ведении которых находятся учреждения социального обслуживания, социальных служб и разработчиков стандартов, создание нормативно-правовой базы, разработка стандартов социальных услуг, создание механизма внедрения стандартов в практику социального обслуживания.

Таковы лишь некоторые принципиальные положения, которые необходимо учитывать при организации работы в субъекте РФ по стандартизации социальных услуг.

Совершенно  очевидно, что такие области науки  и практики, как социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг, тесно взаимосвязаны в методологическом, теоретическом и практическом плане. Разработка и принятие национальных стандартов в области социального обслуживания создало основу (критерии и показатели) для измерения эффективности социальных услуг и деятельности социальных служб.

Обсуждение  методологических и теоретических  проблем стандартизации социальных услуг началось в канун принятия Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". В профессиональном журнале социальных работников была опубликован; статья, в которой впервые были предложены меры по стандартизации системы социального обслуживания семьи и детей (см.: Топчий Л. В. Новые подходы к социальному обслуживанию в России: проблемы стандартизации социальных услуг// Российский журнал социальной работы. 1995. —№2).

Проблемы стандартизации социальной работы неоднократно обсуждались на различных социологических конгрессах, конференциях и методологических семинарах в Москве, Барнауле, Санкт-Петербурге. С 1994 г. на базе Минсоцзащиты населения России началась разработка национальных стандартов социальных услуг.

В 90-е гг. XX столетия стандартизация понималась как процесс упорядочения деятельности социальных служб и отдельных социальных работников, как мера защиты и гарантия прав граждан на своевременное получение качественных социальных услуг по основным видам, предусмотренными федеральным законодательством.

С того времени  прошло более 20 лет. Что изменилось в этой области? На какие законы и  стандарты может опираться учебный курс "Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг"?

За прошедший  период в стране сформировалась нормативная правовая основа стандартизации социальных услуг. Это федеральные законы и подзаконные акты, регламентирующие предоставление населению социальных услуг. Прежде всего, Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в котором было сформулировано требование о том, что социальные услуги должны оказываться на основе стандартов, утверждаемых Правительством РФ. В соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты оссийской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федельных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в области стандартизации социальных услуг перераспределены полномочия между федеральными и региональными властями. Субъекты РФ получили полномочия в области разработки региональных стандартов социальных услуг и их реализацию, право на развитие сети учреждений и их бюджетирование.

Региональные  стандарты уже появились в  некоторых регионах. Например, в Саратовской, Владимирской областях, в Москве и Московской области приняты специальные законы, регламентирующие социальное обслуживание и являющиеся по сути дела общими стандартами социальных услуг и в целом — деятельности социальных служб. Для реализации законов разработаны подзаконные правительственные акты указанных выше субъектов РФ.

Однако на сегодняшний  день региональные стандарты разработаны далеко не во всех субъектах РФ.

За последние  годы в отечественной литературе появилось немало публикаций, в которых  анализируются проблемы стандартизации социальных услуг, что создает определенную базу для становления и развития теоретических основ стандартизации социальных услуг.

Отечественными  исследователями и преподавателями  вузов изучается зарубежный опыт разработки и применения стандартов социальных услуг. Неоднократно на семинарах и конференциях обсуждалась методология стандартизации услуг, применяемая в Великобритании, Германии, Франции, Швеции и США и других странах Европы и Америки.

Сегодня под стандартизацией социального обслуживания понимается процесс установления в государственном и региональном масштабах единых правовых норм и требований, предъявляемых к качеству деятельности служб, к объему и качеству основных социальных услуг, а государственный стандарт понимается как образец, эталон, модель социальных услуг, как специальный нормативно-технических документ, устанавливающий требования к основным видам, объему и качеству услуг, а также создающий гарантии защиты клиентов и работников социальных служб, органов управления государства, занимающихся развитием социального обслуживания населения.

Таким образом, можно сделать вывод, что стандартизация — это коллективный современный инструмент, который одновременно устанавливает требования к своевременности и качеству услуг и вызывает доверие к социальным услугам с целью усиления защиты и поддержки различных категорий населения, повышения в условиях кризиса эффективности социальной адаптации и социальной реабилитации граждан РФ, повышения привлекательности различных субъектов, так как качество социальных услуг способствует улучшению качества жизни и устойчивому развитию региона.

Стандартизация является надежным инструментом повышения эффективности социальных услуг и социальной защищенности, современным средством регулирования социальных отношений, уменьшения риска предоставления социальных услуг и фактором профессионализации социальной работы.

 

2. стандарты соц.обслуживания регионального уровня

В РФ вопросы стандартизации регулируются положениями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ О техническом регулировании". На основании этого закона были определены основные документы, регламентирующие стандартизацию социальных услуг, — национальные стандарты, правила стандартизации, классификаторы технико-экономической и социальной информации, стандарты организаций и др.

При разработке новых стандартов, норм и нормативов, касающихся системы социального обслуживания населения, нельзя опираться только на подзаконные акты Правительства Российской Федерации, которые были приняты в сложной социально-экономической и психологической обстановке середины 90-х гг.прошлого и начале нынешнего столетия, например, на Федеральный перечень гарантированных социальных услуг (1995 г.). Этот перечень прежде всего морально устарел и не соответствует реальным потребностям разных категорий населения. Стандарт — это документ, который отражает интересы разных сторон, участвующих в процессе социального обслуживания. К тому же стандарты должны постоянно обновляться, хотя они, безусловно, консервативны. В процессе разработки новых стандартов составители должны опираться на результаты социологических исследований, охватывающие различные категории населения и отражающие как типовые, так и специфические потребности граждан в них в условиях кризиса. Национальные стандарты не могут внедряться повсеместно, во всех регионах РФ одновременно без предварительного проведения экспериментов (это положение касается различных этапов разработки и внедрения). Сложилось превратное мнение, согласно которому только государственные служащие и исследователи, специализирующиеся в области стандартизации социальных услуг, лучше клиентов знают, какие стандарты необходимо разработать и как их необходимо применять.

Независимые исследователи убеждены в том, что без обратной связи невозможно разработать качественные стандарты. Стандарт — это модель социального обслуживания определенной группы или слоя населения. Известно, что государственные стандарты социальных услуг нашего времени рассчитаны на массового потребителя. Они предназначены для того, чтобы помочь людям выжить и сохранить человеческое достоинство. Но уже сегодня ощущается потребность в моделях социальных услуг, предназначенных для богатых потребителей (психологическое сопровождение предпринимательской деятельности, проведение оригинальных свадеб под водой или в воздухе, услуги психоаналитика, нестандартные ритуальные услуги и т. п.). Не последнюю роль в этом процесс могут сыграть соцмейкеры и в целом социальная реклама, осуществляемая социальными службами через СМИ.

 
3.классификация нац.стандартов  соц.обслуживания

Утвержденные в РФ национальные стандарты по функционалу группируются в три блока.

1-й блок национальных стандартов социальных услуг можно отнести к группе фундаментальных стандартов, определяющих идеологию социального обслуживания и имеющих теоретико-методологическое значение:

ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения".

ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения".

Во 2-й блок национальных стандартов можно отнести группу стандартов, в которых дана классификация основных типов и видов социальных служб и основных видов социальных услуг:

ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг".

ГОСТ Р 52498-2005 "Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания".

ГОСТ Р 52885 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье".

ГОСТ Р 52888-2007 "Социальное обслуживание населения.

Социальные услуги детям".

ГОСТ Р 53058-2008 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста".

В 3-й блок национальных стандартов входит группа стандартов, которые устанавливают правила и порядок контроля качества социального обслуживания:

ГОСТ Р 53348-2009 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения".

ГОСТ Р 52497-2005 "Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания".

Системный анализ представленных блоков принятых национальных стандартов свидетельствует о том, что ни одна из групп стандартов не является полной и завершенной, и. конечно, достаточной для обеспечения эффективного системы социального обслуживания. Например, нуждается в доработке первый блок стандартов. Правы те исследователи, которые подчеркивают необходимость принятия национального стандарта, регламентирующего результативное функционирование всей системы социального обслуживания населения. Совершенно очевидно, что для обеспечения качества социальной работы в системе социальных служб необходимо принятие стандарта, регламентирующего все процессы, происходящие в них, а также процессы взаимодействия государственных социальных служб, принадлежащих к различным ведомствам. Не вызывает сомнения предложение исследователей о необходимости разработки и принятия стандарта, регламентирующего управление и менеджмент в системе социального обслуживания населения.

Информация о работе Научно-методические основы стандартизации социальных услуг