Наблюдение как способ получение социологической информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Хронологически первым методом в социологических исследованиях было наблюдение. В социологии под наблюдением понимается непосредственное целенаправленное получение информации, необходимое для решения конкретных научных и практических задач. В научную практику метод наблюдения был введен американским социологом У.Ф.Уайтом. Его первые работы были посвящены неформальной структуре коллектива.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………..…..3 стр.
2.Специфика метода наблюдения в социологии……………………..4 стр.
3.Виды наблюдения……………………………………………………11 стр.
4. Планирование наблюдения и фиксация результатов……………..16 стр.
5.Заключение…………………………………………………………...21 стр.
6.Список литературы и использованных источников……………….23 стр.

Файлы: 1 файл

социология курсовая 2.docx

— 45.86 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………..…..3 стр.

2.Специфика метода наблюдения  в социологии……………………..4 стр.

3.Виды наблюдения……………………………………………………11 стр.

4. Планирование наблюдения и фиксация результатов……………..16 стр.

5.Заключение…………………………………………………………...21 стр.

6.Список литературы и  использованных источников……………….23 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

     Хронологически  первым методом в социологических  исследованиях было наблюдение. В социологии под наблюдением  понимается непосредственное целенаправленное  получение информации, необходимое  для решения конкретных научных  и практических задач. В научную  практику метод наблюдения был  введен американским социологом  У.Ф.Уайтом. Его первые работы были посвящены неформальной структуре коллектива.

     В отечественной  социологической практике успешное  использование включенного наблюдения  связано с именами социологов  В.Б.ольшанского и А.Н. Алексеева. Так, В.Б.Ольшанский одним из первых применил коплекс социологических методик, в том числе анонимное включенное наблюдение. Еще в начале 60-х годов 20 в. Он, с целью изучения ценностных ориентаций и идеалов рабочих, поступил на завод в качестве рабочего, проработав там несколько месяцев. Это позволило ему изнутри изучить психологию рабочих и составить программу последующего формализованного интервью.

     Если в теоритической  социологии под термином «наблюдение»  понимается способ познания социальной  действительности, то в прикладных  исследованиях под термином «наблюдение»  понимается метод сбора первичных  эмпирических данных. Сбор данных  заключается в направленном, систематическом,  непосредственном визуальном и  слуховом восприятии и регистрации  значимых социальных процессов,  явлений, ситуаций, фактов, подвергающихся  контролю и проверке. Наблюдение  позволяет получить знания о  событиях, фактах, о так называемом  открытом реальном поведении  в социальной ситуации. Главным  преимуществом непосредственного  наблюдения является то, что оно позволяет события и элементы человеческого поведения в момент их совершения. Поэтому оно позволяет получить более достоверные данные  о действиях людей в определенных социальных ситуациях, т.е. о социальных фактах1.

1 Клюев А.В. Социология уч. пособие/ А.В.Клюев, В.Г.Лукьянов, И.С.Урсу – Спб.: Изд-во СЗАГС, 2007. – С. 366

     Цель данной  работы – изучить особенности  применения метода наблюдения  в социологии.

     Задачи работы: изучить специфику метода наблюдения  в социологии, рассмотреть виды  наблюдения, изучить процедуру планирования  наблюдения и фиксацию результатов.

2.Специфика метода  наблюдения в социологии

     Социологическое наблюдение - метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных явлений, процессов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке.

     В процессе применения социологического наблюдения необходимо иметь в виду и учитывать следующие его особенности. Во-первых, для социологического наблюдения характерна связь наблюдателя с изучаемым объектом. Ни в одной другой науке, кроме социологии, исследователю не приходится осуществлять наблюдение за совокупностью, к которой он сам принадлежит или которая на него оказывает сильное воздействие. Дело в том, что социолог изучает общество, ту или иную его совокупность - территориальную, этническую и др., сам являясь членом данного общества, а иногда и членом изучаемой социальной совокупности. И эта принадлежность к обществу или какой-то его части накладывает существенный отпечаток на восприятие наблюдателем социальной действительности, на ее понимание, истолкование и оценку.

     Во-вторых, наблюдатель воспринимает изучаемый социальный объект через призму своих интересов, привязанностей, эмоций, симпатий, антипатий и т.п., а все это не может не накладывать определенный отпечаток как на сам процесс наблюдения (выбор его объекта, точки зрения на объект и т.п.), так и на его оценку и интерпретацию.

     В-третьих, в процессе социологического исследования наблюдение всегда является селективным, т.е. изобразительным, направленным на совершенно определенные объекты, которые подлежат наблюдательным операциям, и не принимающим во внимание все остальные. Направленность селективности определяется целями и задачами проводимого исследования.

     В-четвертых, в социологии, в отличие от других наук, обычно сложно провести повторное наблюдение. Такое наблюдение чрезвычайно затруднительно, так как социальные явления и процессы подвергаются воздействию огромного количества факторов, под влиянием которых постоянно видоизменяются, даже если объектом наблюдения являются так называемые циклические события, например, движение людей на работу и с работы, их участие в избирательных кампаниях и т.п. Поэтому только хорошо организованное, тщательно проведенное и неоднократное наблюдение может обеспечить исследователя достоверной информацией. По той же причине наблюдение как метод сбора первичной социологической информации редко выступает в качестве основного инструмента социологического исследования. Чаще всего оно используется в совокупности с другими методами2.

     В научных исследованиях, проводимых в области микрофизических явлений, существует определенное взаимодействие между наблюдателем-исследователем, применяемым им в процессе исследования прибором и изучаемым микрообъектом, поведение которое существенно зависит от особенностей данного взаимодействия. В еще большей степени является значимым взаимодействие между наблюдателем и наблюдаемым объектом в сфере социальных явлений и процессов. Исследуя социальный процесс или ситуацию, необходимо всегда иметь в виду возможность искажения результатов наблюдения, определяемые, с одной стороны, фактом присутствия наблюдателя в определенной социальной ситуации, где

2. Жоль К.К.: Социология (в систематическом изложении).Учеб. пособие для вузов.-2-е изд./ испр. и доп. К.К. Жоль -М.:ЮНИТИ-ДАНА,-2004.- С.315.

действуют различные личности и их общности, а с другой - самими особенностями наблюдения: интересами, предпочтениями, жизненными позициями  наблюдателя, его профессиональной компетентностью и др. Необходимо иметь в виду, что само присутствие  наблюдателя может 

вызвать у наблюдаемых  индивидов застенчивость, неуверенность в своих

действиях, особенно когда эти действия расходятся с действующими в обществе нормами и стандартами поведения или не соответствуют переживаемой ситуации.

      Поэтому применение метода наблюдения в прикладном социологическом исследовании с учетом: особенностей социологического наблюдения как специфического процесса; особенностей взаимодействия между наблюдателем и наблюдаемым социальным объектом - индивидами, их группами, действиями и т.д. В связи с этим возникает вопрос: когда, при каких обстоятельствах желательно или необходимо применение метода наблюдения.

     Чаще всего социологическое наблюдение применяется тогда, когда информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения людей на митингах или во время массовых зрелищ - футбольного матча, выступления рок-группы, экстремальной ситуации - дорожного происшествия, пожара и т.д. Кроме того, наблюдение целесообразно использовать при изучении поведения людей в привычных, часто повторяющихся ситуациях (перемещение на работу и с работы, осуществление покупок в продовольственных магазинах и т.п.), когда действия индивидов и их групп приобретают "автоматизированный" характер, а человеку становится трудно объяснить, почему он осуществил именно данное действие из привычных ему в соответствующей ситуации. С другой стороны, попадая в экстремальную ситуацию и испытывая в связи с этим чрезмерное эмоциональное напряжение, человек чаще всего действует как бы не рассуждая, по первому побуждению, а поэтому впоследствии оказывается не в состоянии объяснить, почему он совершил один поступок, а не другой, наблюдение же в таком случае позволяет выявить типичные реакции людей на чрезвычайные ситуации и в шоковых состояниях.

     Наблюдение следует также применять при исследованиях разведывательного характера, когда еще не выработано четкое представление о проблеме и объекте исследования, а предварительные гипотезы еще не сформулированы.

     Наблюдение как метод социологического исследования способствует получению весьма ценных сведений, которые часто невозможно извлечь с помощью других методов.

     Как правило, наблюдение дает информацию описательного характера. Поэтому оно применяется на тех стадиях исследования, где необходимо нарисовать картину происходящих процессов, поведения коллектива, индивидуальные действия его членов и т. п. Наблюдение дает исследователю ряд преимуществ, реализация которых помогает многое узнать об изучаемом объекте. Важнейшее из них - это непосредственность наблюдения.

     Основное преимущество непосредственного наблюдения состоит в том, что оно позволяет фиксировать различные изменения изучаемого социального объекта в момент его появления. Исследователь получает возможность видеть развитие событий в рассматриваемом коллективе и изучать поведение его членов в естественных условиях.

     В особенности это относится к включенному наблюдению: применение этого метода позволяет получить доступ к чрезвычайно значимым аспектам коллектива - увидеть процессы, обычно скрытые от посторонних глаз. Эти сведения невозможно получить с помощью опроса. Непосредственное наблюдение за поведением индивидов в определенной социальной ситуации может выявить характерные для данных индивидов и ситуаций образцы поведения и более точно, чем в случае применения других методов, предсказать появление их в будущей ситуации.

     Наблюдая все разнообразие коллективных и индивидуальных проявлений, исследователь может более точно определить смысл происходящих процессов, что позволяет ему сформулировать интересные гипотезы для дальнейших исследований. Именно поэтому данные наблюдения имеют весьма большую ценность на начальных стадиях исследования, когда многое относительно объекта еще неизвестно и основные гипотезы сформулированы недостаточно четко. Прямой контакт с объектом изучения позволяет увидеть его с различных сторон и получить о нем те сведения, которые помогут уточнить или сформулировать гипотезы.

     Однако, несмотря на значительные преимущества, метод наблюдения обладает также и рядом недостатков. Прежде всего - это вмешательство исследователя в ход естественного процесса, так как, бесспорно, присутствие наблюдателя всегда оказывает влияние на наблюдаемую ситуацию. И самое главное заключается в том, что размер этого влияния определить необычайно сложно.

     Поскольку наблюдение, в особенности участвующее, часто ведется одним человеком, это может иметь свои отрицательные последствия. Человеческое восприятие ограниченно, поэтому исследователь может пропустить, не заметить какие-то важные проявления изучаемого объекта. Кроме того, наблюдатель, старающийся в короткое время зафиксировать как можно больше различных явлений, может не суметь соотнести их с целым, не найти их место в контексте тех процессов, которые свойственны изучаемому объекту как системе, и его наблюдения могут так и остаться набором разрозненных впечатлений. Это особенно характерно для тех случаев, когда объект наблюдается всего один-два раза.

     Наблюдение представляет собой весьма трудоемкую, процедуру. Оформление итогов наблюдения в виде записей занимает значительно больше времени, чем непосредственное наблюдение.

     Наблюдением почти невозможно выявить мнения и суждения респондентов по интересующим социолога вопросам. Без привлечения дополнительной информации невозможно также сказать, насколько поведение людей, находящихся под наблюдением, типично для их окружения.

     Для того, чтобы наблюдение достигло намеченных целей, необходимо разработать программу и план его осуществления. В программе выявляется проблемная ситуация, подлежащая наблюдению, определяются цели и задачи, объект и предмет наблюдения, способного осуществления и регистрации полученной информации. Она определяет следующие основные этапы научного наблюдения:

1) Выявление цели и  задач наблюдения. Цель определяет  направленность наблюдения. В зависимости  от цели исследования задачами  наблюдения могут быть: предварительная  ориентировка в объекте наблюдения (в составе исследуемой совокупности, в специфике ее деятельности, в существующей социальной ситуации  и т.п.), получение интересующей  наблюдателями информации, уточнение  и проверка результатов, полученных  при помощи других методов,  выдвижения предварительных гипотез  и их проверка.

2) Выявление объекта и  предмета наблюдения. В качестве  объекта наблюдения могут выступать  отдельные индивиды, их различные  общности и группы, способы их  деятельности. Предметами наблюдения  могут стать вербальные и невербальные  акты поведения отдельных индивидов,  их групп (семейных, профессиональных  и др.), а также более обширных  общностей (этносов, территориальных  структур - городов, регионов и  т.п.), определенные ситуации, в которых  оказываются изучаемые индивиды  и социальные общности.

3) Выбор способа наблюдения, как более эффективно обеспечивающего  сбор необходимой информации - включенное, не включенное и иные виды  наблюдения.

4) Определение способов  регистрации наблюдаемого объекта,  его действий и изменений. Регистрация  результатов наблюдения может  осуществляться в специально разработанных карточках и протоколах наблюдений, в блокнотах, в звуко- и видеозаписях, в кино- и фотодокументах.

5) Осуществление контроля  наблюдения. Оно может быть реализовано  путем обращения к документам, связанным с исследуемыми событиями  и ситуациями, верификации (проверки) результатов собственных наблюдений  с наблюдениями, выполненными другими  квалифицированными наблюдателями  и т.п.

Информация о работе Наблюдение как способ получение социологической информации