Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:36, курсовая работа
Основной формой социальной организации отношений между мужчиной и женщиной является брак. Брак - это санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Ценность брака как жестко контролируемого социального образования в России снижается в силу различных причин. Среди них низкая стабильность заключаемых браков и рост привлекательности индивидуальной частной жизни, которая все больше распространяется в связи с трансформированием норм семейно-брачных отношений, изменением экономической ситуации, прогрессом в сфере домашнего хозяйства и бытовых условий.
Цель исследования: Проанализировать и показать динамику развития межнациональных браков в России в зависимости от социального статуса.
А так же цель исследования заключается в выявлении специфики развития межнациональных браков в истории России.
Введение..........................................................................................................1
Глава I Теоретическое изучение межнациональных браков.
1.1 «Этнос» и «Нация» - содержание понятий....................................5
1.2 Сущность межнациональных браков.............................................8
1.3 Специфика определения понятия «иностранец»..........................15
Глава II. Исторические аспекты функционирования межнациональных браков
2.1 Историческое развитие межнациональных браков в России……..…..22
2.2 Отношение к иностранцам…………………………………………….…44
2.3 Отзывы иностранцев о России……………………………………..…....48
2.4 Правовые аспекты функционирования межнациональных браков.....51
Заключение...................................................................................................42
Список используемой литературы..............................................................44
Приложение..................................................................................................45
Большое влияние на судьбу династии Романовых имело многочисленное потомство императора Николая I. Его жена, императрица Александра Федоровна, родила семерых детей, из них четырех сыновей. Эти сыновья стали основателями четырех семейных линий. Кроме той линии, которая унаследовала престол, с тех пор существовали Константиновичи, Николаевичи и Михайловичи. Германофильская позиция императора Николая I опять-таки нашла свое отражение в семейной политике. Все его дети вступили в брак с германскими принцами и принцессами. Среди супруг детей и внуков Николая I преобладали принцессы и принцы давно связанных с Романовыми окраинных германских княжеских домов: Гессен-Дармштадтского (императрица Мария Александровна), Вюртембергского (великая княгиня Ольга Николаевна - супруга короля Фридриха Карла Александра, великая княгиня Вера Константиновна), Саксен-Альтенбургского (великие княгини Александра Иосифовна, Елизавета Маврикиевна), Баденского (великая княгиня Ольга Федоровна), Мекленбург-Шверинского (великая княгиня Анастасия Михайловна - супруга великого герцога Фридриха Франца III, великая княгиня Александра Павловна). Кроме того, развивались уже традиционные брачные связи с домами Ольденбурга и Лейхтенберга. В поколении внуков Николая I резко усилилась балканская направленность династической политики Романовых. Великая княгиня Ольга Константиновна вышла замуж за короля Греции Георга I, ее дочь, великая княгиня Мария Георгиевна, за великого князя Георгия Михайловича. Сыновья великого князя Николая Николаевича (старшего) - Николай Николаевич (младший) и Петр Николаевич, женились на княжнах Черногорских - Анастасии и Милице. Правнук Николая I был женат на Елене Петровне, принцессе Сербской. По своему политическому значению эти связи были направлены против австрийской и германской экспансии на Балканах. Следует особо выделить брак великой княгини Александры Николаевны с ландграфом Гессен-Кассельским. Этот княжеский дом имел превосходные связи со скандинавскими династиями. Сестра ландграфа Фридриха Вильгельма, Луизе, стала супругой датского короля Христиана IX, прозванного ”Тестем Европы”. С гораздо большим основанием саму Луизу можно было бы назвать ”Тещей Европы”. Узы с Данией укрепились после свадьбы престолонаследника-цесаревича Александра с дочерью Луизы, Дагмар. Важным в династическом отношении был брак великого князя Владимира Александровича с принцессой из Мекленбург-Шверина Мари, ставшей в России Марией Павловной. Владимир и его сыновья Кирилл, Борис и Андрей впоследствии занимали видные посты в российской армии, а великая княгиня Мария Павловна являлась центральной фигурой политических салонов Петербурга и возглавляла в годы первой мировой войны великокняжескую оппозицию против императора Николая II и его супруги. В случае вымирания мужской линии главенствующей ветви династии, мужские потомки великого князя Владимира Александровича и Марии Павловны могли с полным основанием претендовать на престолонаследие. Эта ситуация и возникла после убийства Николая II и его семьи в июле 1918 г.
Еще
один брак имел существенное политическое
значение. Имеется в виду супружество
великой княгини Марии
Ярким примером фактического отсутствия династической солидарности в высшей европейской аристократии является судьба великой княгини Анастасии Михайловны, внучки императора Николая I. В 1879 г. она вышла замуж за наследного герцога Мекленбург-Шверинского, с 1883 г. великого герцога Фридриха Франца III. Анастасия Михайловна родила троих детей: Александрину, ставшую позже супругой датского короля Христиана X, Фридриха Франца IV, великого герцога Мекленбург-Шверинского, который вынужден был отречься от престола в 1918 г., и Цецилию, вышедшую замуж за кронпринца прусского королевского дома Вильгельма. Трагические последствия ”интернационализации” династии в полной мере проявились во время первой мировой войны. После смерти мужа в 1897 г. Анастасия Михайловна жила преимущественно в Каннах, на французском побережье Средиземного моря. Там ее застала война. Ее сын Фридрих Франц и дочь Цецилия находились во враждебной Франции Германии, причем занимали там весьма высокое положение. Другая дочь Александрина была королевой нейтральной Дании. При этом Анастасия Михайловна, несмотря на замужество с германским князем, осталась русской патриоткой. Германские дипломаты в Риме с отвращением отмечали, что великая герцогиня из Шверина весьма отрицательно отзывалась о Вильгельме II и Германской империи. В начале декабря 1914 г. она неоднократно посещала российское посольство в итальянской столице, но ни разу не зашла в германское посольство, как с обидой писал об этом посол Германии Флото. Тем не менее французские власти отказали ей во въезде во Францию после того как Анастасия Михайловна совершила краткую поездку в Швейцарию. Более того, будучи в полной изоляции, она подвергалась преследованиями со стороны французской секретной службы Sureté nationale. Агент Кобылковский считал, что великая княгиня Анастасия Михайловна принимала участие в прогерманском монархическом заговоре и возглавляла его швейцарский филиал. Другие анонимные агенты сообщили о ее подозрительных письмах в Берлин. В Швейцарии она узнала о революции в России и о насильственной смерти своих родственников. В 1922 г. великая княгиня скончалась в Каннах.
Во время правления императора Николая II политическая направленность династических отношений Романовых не изменилась. Брак самого императора с принцессой из великого герцогства Гессен-Дармштадтского Алекс, в России - Александры Федоровны не способствовал улучшению русско-германских отношений. Гессенская принцесса воспитывалась в Великобритании, у бабушки, королевы Виктории. Умом, чувствами и вкусами она была более похоже на англичанку, нежели на немку. Повседневным языком в семье последнего императора из династии Романовых был английский. В последнее царствование заметно выросло число морганатических браков, против которых Николай II энергично, но безуспешно боролся.
Как
ни парадоксально, для русско-германских
отношений конца XIX-начала XX в. очень
важное значение имел брак, заключенный
между российским престолонаследником-
В целом, императоры России в конце XIX-начале XX вв. находились под влиянием разнообразных, часто противоречивых интересов. Их политические возможности по отношению к высшей бюрократии были настолько ограниченными, что политическая эффективность династических браков приближалась к нулю
господина) мог быть схвачен местными властями и лишен свободы до конца дней. Согласно второму, потерпевшие кораблекрушение иностранцы вместе со всем своим имуществом становились собственностью повелителя той земли на побережье, где был выброшен на берег их корабль, – герцога или короля. Как мы знаем (Гл. II, 2 и 3), в десятом веке в договорах с Византией русские ручались не пользоваться береговым правом, когда дело касалось греческих путешественников.
2.2 Отношение к иностранцам в России
В основном
отношение русских к
По отношению к иностранцам русский закон отчетливо выделялся на фоне германского закона, включавшего такие положения, как Wildfang и Strandrecht («береговое право»). Согласно первому, любой иностранец (или любой коренной житель, не имеющий над собой границ этого государства). Примечательно, что в случае банкротства русского купца иностранные кредиторы имели преимущество перед русскими в предъявлении своих требований.43
Рассматривая
проблему взаимоотношений между
Русью и зарубежными странами,
следует принимать во внимание не
только сферу организационных
XIII век.
Весьма актуальной проблемой для священства относительно иностранцев было желание некоторых прихожан вступить в брак с лицами иной веры. Здесь вопрос решался достаточно просто. В наше время вступающие в брак иногда венчаются и в православной церкви, и католической, или еще где-то, не понимая значения этой церемонии. Трудно представить, чтобы сделали с такими венчающимися в XVIII веке. 44Если иностранец хотел жениться на русской, то, во-первых, он должен был покреститься, а во-вторых, "... взять сказку за рукою, под штрафом жестокого истязания, что ему, по сочетании брака, жену свою во всю свою жизнь ни прельщением, и ни угрозами, и никакими видами в веру своего исповедания не приводить..." . В христианской вере семейным укладом руководил домострой, и правами женщины особенно никто не занимался: мужчины были доминантой. Но в вопросе, связанном с браком с иностранцем, при условии, что он живет в России, церковь защищает женщину от посягательств, правда только в вере: "... православии же священицы, кто оных в приходе своем имеют иноверцев, с русскими женами сочетавшихся, должны суть, под лишением сана своего со всем прилежанием и бодростью наблюдать". Детей, родившихся в таком браке, надлежало воспитывать в духе православия. Если иностранец, дав выше упомянутую сказку, позже пытался склонить жену в свою веру, то "... и о таковых чинить как церковные правила и законы гражданские повелевают".
Браки между иностранцами, в том числе различных исповеданий, в России заключались на протяжении всего рассматриваемого периода, однако правовое регулирование этот вопрос получил лишь во второй половине XVIII века наряду с другими вопросами внутренней религиозной жизни иноверцев.
В поселениях иностранцев было принято создание народных школ - начальных ступеней образования для детей с целью освоения основ веры и прохождения конфирмации. Народные школы не давали профессиональных знаний, а были именно элементом религиозной культуры. Правовое регулирование их деятельности стало осуществляться лишь в последней трети XVIII в. в связи с приглашением иностранных колонистов в Поволжье и другие регионы России.
XIX век
Расширение
политических связей приводило к
обмену дипломатическими миссиями, с
которыми наряду с иностранцами-лютеранами
приезжали и лютеранские
Брак и развод. Основные положения брачного законодательства. Брак, как нравственно-правовые отношения между мужчиной и женщиной, на протяжении веков складывался под влиянием прежде всего веры. Именно вера определяла особенности брачных отношений народов России.
Для православных, составлявших основное население страны, брак являлся таинством, в котором жених и невеста перед священником и церковью давали добровольное обещание взаимной супружеской верности и получали благословение своего союза.46
Основой брачного права в России стала православная этика, отраженная в Кормчих книгах - сборниках церковных и светских законов, появившихся на Руси в XIII в. В XVIII - нач. XX вв. брачное законодательство находилось в ведении Св. Синода. Широкое распространение получила Синодальная Кормчая книга. Были изданы: в 1650 г. - Иосифовская, в 1653 г. - Никоновская, в 1787 г. - Екатерининская. Последнее издание Кормчей книги было осуществлено в 1816 г.
После отделения церкви от государства записи актов гражданского состояния перестали быть функцией духовного ведомства, но более 10 лет бытовал обычай заключения как гражданских, так и церковных браков, о чем свидетельствуют сохранившиеся метрические книги.