Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:36, курсовая работа
Основной формой социальной организации отношений между мужчиной и женщиной является брак. Брак - это санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Ценность брака как жестко контролируемого социального образования в России снижается в силу различных причин. Среди них низкая стабильность заключаемых браков и рост привлекательности индивидуальной частной жизни, которая все больше распространяется в связи с трансформированием норм семейно-брачных отношений, изменением экономической ситуации, прогрессом в сфере домашнего хозяйства и бытовых условий.
Цель исследования: Проанализировать и показать динамику развития межнациональных браков в России в зависимости от социального статуса.
А так же цель исследования заключается в выявлении специфики развития межнациональных браков в истории России.
Введение..........................................................................................................1
Глава I Теоретическое изучение межнациональных браков.
1.1 «Этнос» и «Нация» - содержание понятий....................................5
1.2 Сущность межнациональных браков.............................................8
1.3 Специфика определения понятия «иностранец»..........................15
Глава II. Исторические аспекты функционирования межнациональных браков
2.1 Историческое развитие межнациональных браков в России……..…..22
2.2 Отношение к иностранцам…………………………………………….…44
2.3 Отзывы иностранцев о России……………………………………..…....48
2.4 Правовые аспекты функционирования межнациональных браков.....51
Заключение...................................................................................................42
Список используемой литературы..............................................................44
Приложение..................................................................................................45
В понимании нации 90-х годов появились исследования, о которых можно говорить как о прорыве из нежизнеспособных схем, ставших частью общественного сознания и препятствующих созданию адекватных требованиям времени, системы отношений народов, их отношений с государственностью. Так, в работах А. Г. Агаева, Р. Г. Абдулатипова, Г. П. Предвечного, Э. А. Позднякова нация рассматривается как общность, имеющая сложную систему взаимосвязей с государством. Большой интерес вызывают работы теоретиков-этнологов из Санкт-Петербурга. Это и теория Л. Н. Гумилева, где этнос рассматривается как нечто самостоятельное, , где социальное, культура-это способ бытия этноса. Это работы А. О. Бороноева, В. Н. Павленко, П. И. Смирнова, Н. Г. Скворцова, К. Н. Хабибулина и др., в которых исследуется роль духовных феноменов в существовании народов. В развитии этнологических знании большое значение имеет реализация государственной программы: «Народы России: возрождение и развитие», выполняемой под руководством академика В. Т. Пуляева.
Этнос— группа людей, объединённых общими признаками объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение ,культуру ,территорию проживания, самосознание и др.
Этнос (греч. ethnos - группа, племя, народ) - межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием.
В русском языке синонимом термина долгое время было понятие «народ». В научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 году русским учёным-эмигрантом Широкогоровым.
Этнос5— изолят, персистент, народность, народ, общность, нация, племя.
Теория Пьера ван ден Берге
Этнос, согласно Пьера ван ден Берге— это «расширенная родственная группа». Существование этнических общностей ван ден Берге объясняет генетической предрасположенностью человека к родственному отбору.
Оригинальная пассионарная теория этногенеза создана Львом Гумилёвым.
В ней
этнос6- естественно сложившийся
на основе оригинального стереотипа поведения
коллектив людей, существующий как системная
целостность (структура), противопоставляющая
себя всем другим коллективам, исходя
из ощущения комплиментарности и формирующая
общую для всех своих представителей этническую
традицию.
Основные условия возникновения этноса — общность территории и языка — впоследствии выступают в качестве её главных признаков. При этом этнос может складываться и из разноязычных элементов.
Дополнительными
условиями сложения этнической общности
могут служить общность религии,
близость компонентов этноса в расовом
отношении или наличие
В ходе
этногенеза, под влиянием особенностей
хозяйственной деятельности в определенных
природных условиях и других причин,
формируются специфические для
данного этноса черты материальной
и духовной культуры, быта, групповых
психологических характеристик. У
членов этноса появляется общее самосознание,
видное место в котором занимает
представление об общности их происхождения.
Внешним проявлением этого
Этносы
подвержены изменениям в ходе этнических
процессов — консолидации, ассимиляции
и т.п. Для более устойчивого
существования этнос стремится
к созданию своей социально-
Изучением этносов занимается наука этнография.
Между понятиями «этнос» и «нация» часто ставится знак равенства.7 В отечественной литературе, посвященной этому вопросу, обычно уточняли, что нация есть не просто этнос, а высшая его форма, пришедшая на смену народности.
Тем не
менее, некоторые исследователи
четко формулируют отличия
2.1 Сущность межнациональных браков-браки с иностранцами в общей культуре.
Брак является одной из основополагающей сферы человеческой деятельности. Вопрос о брачном выборе очень важен и значим для индивида.
Крепкие семьи создаются, когда между мужем и женой очень много общего– общие взгляды, интересы, увлечения, культура, язык, религия, национальность, менталитет, привычки и т.д.
Но и не стоит забывать о семьях, в которых супруги относятся к разным национальностям. Вопрос о межнациональном браке актуален в наше время как никогда.10
Говоря о понятии национальность, мы подразумеваем принадлежность человека к определенной нации, народности, этнической группе, складывающейся под влиянием общего языка, национального самосознания личности, особенностей культуры, быта. 11
С развитием общества кроме традиционных критериев брачного выбора, к которым можно отнести социальные, культурные, психологические, экономические, физические, религиозные, широко распространен межнациональный брачный выбор, в котором партнер является представителем государства ближнего или дальнего зарубежья. Сегодня межнациональные браки с иностранцем не редкость. Говоря о межнациональном браке, мы понимаем это понятие как союз между мужчиной и женщиной относящимся к разным странам и к разным национальностям.
Однако брак с иностранцем — дело специфическое. Почему же женщины выходят замуж за мужчин, принадлежащих к другой национальной группе и даже расе?
В межнациональном браке этническая принадлежность играет важную роль, так как это союз между мужчиной и женщиной принадлежащим к различным этносам.12В зависимости от личностно-индивидуальных особенностей супругов от степени их интефикации с собственной этнической группой и появление условных норм, обычаев, традиций в повседневной супружеской жизни, происходит в определенной степени преломление первоначальной сложившийся и сформировавшейся в процессе становления личности супруга национально-культурной идентичности.
В процессе взаимоотношений супругов возможны преобразования этнически особенностей: либо полное приобретение одним из супругов культурных характеристик другого супруга или же наоборот утрата собственного исторического наследования. Либо признание обоими супругами определенных этнических и культурных черт.
Участники межнационального брака несут личную ответственность за свой выбор и за свою супружескую жизнь.13
Межнациональные браки с иностранным партнером представляют собой сложное межличностное, социальное и культурное переплетение. Такой брак представляет собой форму межличностных отношений женщины и мужчины принадлежащим граждански к разным национальным общностям, исторически сложившиеся в разных территориально-государственных образований. Это так же определяет совокупность предписаний и обязанностей для супругов, с учетом их национальной принадлежности, основанной на общности культуры, традиции, этических норм и религии, с которой каждый их супругов себя осознаёт с момента рождения. Все эти критерии необходимо считать основой для заключения межнационального брака.
Главное в межнациональном браке это уважение к различиям национальной культуры, обычаям, укладу жизни согласно национальным традициям, все это не только не мешает, но даже и укрепляет семейный союз. Межнациональный брак не будет обременен национальными проблемами, так как общее культурное поле поможет партнерам понимать и взаимодополнять друг друга.14
Благополучные межнациональные браки отличаются от неудавшихся тем, что в них либо один из супругов принимает ценности другого, либо, что значительно чаще, вырабатывается новая, семейная культура, совмещающая в себе как личные, так и этнокультурные ценности. Но это происходит только тогда, когда обе стороны готовы к переговорам – и ведут их, искренне пытаясь увидеть происходящее глазами собеседника.
Одни говорят, что такие семьи часто распадаются. Однако, пары, вступившие в смешанный брак считают, что «интернациональные» семьи способствуют снижению межнационального напряжения в обществе.15
Межнациональные браки - это, прежде всего столкновение нескольких культур, языков, обычаев, привычек, вероисповеданий, ведения быта. К сожалению, из-за этого возникают, мягко говоря, трения. А дальше все зависит от характера, терпения и терпимости...
Наукой доказано, что смешивание различной наследственной информации положительным образом сказывается на потомках. А взаимопроникновение разных культур и традиций лишь обогатит духовный мир каждой семьи. Когда дети смогут говорить на разных языках, когда будут знать историю других народностей, когда двери дома будут раскрыты для гостей из разных стран, а на обеденном столе будут красоваться блюда разной национальной кухни... Никогда не будут слышны в семье споры о национализме, нетерпимости, крайнего неуважения к чужой стране и её культурным ценностям.
Итак, рассмотрим значение такого понятия как «иностранец».
Иностранцы, лица, находящиеся на территории данного государства, но состоящие в гражданстве другого государства (т. е. не имеющие гражданства страны пребывания)16. Режим иностранца в стране пребывания регулируется внутригосударственным законодательством и международными соглашениями. Иностранец предоставляется либо национальный режим (т. е. они уравниваются в правах с местными гражданами), либо режим наибольшего благоприятствования (предоставление всем иностранцам. одинаковых прав, без дискриминации в отношении граждан какого-либо государства), либо специальный режим (т. е. совокупность определённых, точно установленных прав).
Иностранцы— лица, которые находятся на территории государства, гражданами или подданными которого они не являются.17
Иностранец,-муж. Лицо, принадлежащее к гражданам чужой страны.18
Иностранец- Гражданин какой-нибудь страны по отношению к другой стране19
Положение
иностранцев на территории РФ
определяется Конституцией РФ 1993
г., статья 37 Конституции устанавливает:
“Лица, не являющиеся
Конституция РФ 1993 г. избегает использования различных терминов, и в статьях 62 и 63 употребляются лишь термины “иностранный гражданин” и “лицо без гражданства”.
Для
настоящего времени характерно
резкое увеличение числа
Но несмотря на то что с конца 90-х гг. прошлого века количество иммигрантов из стран СНГ и Балтии заметно сократилось, именно государства ближнего зарубежья до настоящего времени являются основным потенциальным источником пополнения демографических ресурсов Российской Федерации. Социокультурная (в том числе этническая) близость значительной части населения постсоветских государств россиянам, владение русским языком, способность легко адаптироваться в российской социокультурной среде — все это позволяет рассматривать их как наиболее привлекательную категорию иммигрантов, прибывающих в страну на постоянное жительство.