Межнациональные браки в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Основной формой социальной организации отношений между мужчиной и женщиной является брак. Брак - это санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Ценность брака как жестко контролируемого социального образования в России снижается в силу различных причин. Среди них низкая стабильность заключаемых браков и рост привлекательности индивидуальной частной жизни, которая все больше распространяется в связи с трансформированием норм семейно-брачных отношений, изменением экономической ситуации, прогрессом в сфере домашнего хозяйства и бытовых условий.
Цель исследования: Проанализировать и показать динамику развития межнациональных браков в России в зависимости от социального статуса.
А так же цель исследования заключается в выявлении специфики развития межнациональных браков в истории России.

Оглавление

Введение..........................................................................................................1
Глава I Теоретическое изучение межнациональных браков.
1.1 «Этнос» и «Нация» - содержание понятий....................................5
1.2 Сущность межнациональных браков.............................................8
1.3 Специфика определения понятия «иностранец»..........................15
Глава II. Исторические аспекты функционирования межнациональных браков
2.1 Историческое развитие межнациональных браков в России……..…..22
2.2 Отношение к иностранцам…………………………………………….…44
2.3 Отзывы иностранцев о России……………………………………..…....48
2.4 Правовые аспекты функционирования межнациональных браков.....51
Заключение...................................................................................................42
Список используемой литературы..............................................................44
Приложение..................................................................................................45

Файлы: 1 файл

переделанная курсовая работа.docx

— 637.37 Кб (Скачать)

Украина и Белоруссия

С точки  зрения указанных выше критериев  — этнокультурной близости, знания русского языка, способности к адаптации, — население Украины и Белоруссии представляет собой идеальный источник людских ресурсов для России. Из более чем 57 млн. человек, населяющих эти две славянские республики, более 9,2 млн. идентифицируют себя как этнические русские. Этническая дистанция между русскими и белорусами и большей частью украинцев является минимальной и, как свидетельствует многовековой исторический опыт, при длительном проживании на одной территории происходит безболезненная взаимная ассимиляция представителей всех трех восточнославянских народов.20

История этих восточнославянских народов переплеталась  веками. Практически «общая» культура: фольклор, сказки и предания у братских народов были неразрывно  связаны. Даже язык мы сможем понять без особых усилий.

Страны  Балтии

Миграционный  обмен населением между государствами  Балтии и Российской Федерацией в  период, последовавший после распада  СССР, претерпел существенные изменения.

Так, первые три года после провозглашения независимости  стран Балтии характеризовались  массовой иммиграцией в Россию русского и русскоязычного населения.

В настоящее  время обмен населением между  Россией и странами Балтии не превышает 2,5—3 тыс. человек в год, а миграционный баланс стал практически нулевым.

Столь быстрое и радикальное сокращение эмиграции русскоязычного населения  обусловлено более высоким, чем  в России, уровнем жизни населения  в странах Балтии, вступлением  этих стран в Евросоюз и, в целом, успешной адаптацией русской общины к новой социально-политической обстановке. К тому же, в отличие  от других неславянских республик бывшего  СССР, прибалтийский национализм, хотя и культивировался на государственном уровне, все же не обрел формы насильственных действий по отношению к «некоренному» населению.

Страны  Закавказья

Три бывшие советские республики Закавказья, ставшие  десять лет назад независимыми государствами, имеют между собой мало общего. Географическое положение к югу  от Большого Кавказского хребта и  к северу от Ирана и Турции —  вот, пожалуй, и все, что сближает сегодня Грузию, Армению и Азербайджан.

Отток русского населения из Закавказья начался  еще в советский период —  в 60-е гг. прошлого века. Вооруженные  конфликты в Нагорном Карабахе, Южной  Осетии и Абхазии в начале 90-х гг., сопровождавшиеся всплеском воинственного национализма во всех закавказских республиках, привели к массовой вынужденной миграции населения в регионе. Еще на Советском пространстве жители этих территорий не считались иностранцами,  а считались полноправными гражданами Советского Союза. Наши народы также тесно связаны общей ( в том числе и древней) историей, некоторыми культурными аспектами. Население этих стран активно участвовало в освобождении СССР от немецких захватчиков. Сегодня так же  выходцы из этих стран в России не считаются гостями из далека.

Средняя Азия

До распада  Советского Союза в четырех республиках  Средней Азии — Узбекистане, Таджикистане, Туркмении и Киргизии — проживало 5,3 млн русских и русскоязычных граждан (более 16% общей численности населения региона). Отток русского населения из Средней Азии начался уже в первой половине 80-х гг. прошлого века и резко усилился после распада СССР.

Среди иммигрантов, официально прибывающих  в Россию на постоянное жительство, в последние годы увеличился удельный вес представителей «коренных» народов  центрально-азиатского региона, однако их социальная и пространственная мобильность остается еще очень низкой.

Несмотря  на то что количество аборигенов Средней Азии, находящихся сегодня в России в качестве временных гастарбайтеров, варьирует, по данным разных экспертов, от 0,5 до 1 млн. человек, на фоне общей численности коренного населения Средней Азии (40 млн. человек) это значительно более низкий показатель, чем для этносов Закавказья.

Стереотип русского населения играет огромную роль в отношении населения этих стран. На сегодняшний день русское  население, к сожалению, агрессивно настроено против выходцев из средней Азии.

А все  потому, по-моему, мнению, что здесь играет роль культурное развитие и установки, а также этические нормы поведения.

Государства дальнего зарубежья

Сегодня влияние на миграционную ситуацию (в  первую очередь на трудовую миграцию) в РФ оказывают четыре страны дальнего зарубежья — Китай, Вьетнам, Корея  и Афганистан.21

Другие  государства имеют иные каналы для  эмиграции излишков трудовых ресурсов, и Россия пока не вписывается в  эти схемы. Конечно, можно предположить, что традиционные экспортеры трудовых ресурсов (такие, как Филиппины, Бангладеш или Пакистан) переориентируют часть эмиграционных потоков на Российскую Федерацию, но разрыв в уровне жизни и размере заработной платы между Северной Америкой (США, Канада) и Европой, с одной стороны, и Российской Федерацией, с другой, сегодня настолько велик, что оснований для такого прогноза явно недостаточно.

Территориально  Китай является ближайшим и наиболее многонаселенным соседом Российской Федерации: именно с Китайской Народной Республикой Россия имеет самую  протяженную сухопутную границу. Без  преувеличения можно сказать, что  эмиграционный потенциал Китая  безмерен. В определенной степени  нам повезло, что граничащие с  Россией районы Северо-Восточного Китая  являются, по меркам Поднебесной, малонаселенной и малопригодной к заселению  территорией и основной вектор китайской  экспансии имеет южное направление. Сегодня Китайская культура плотно стала входить в повседневную жизнь русского человека. Это связано  с тесными культурными контактами(яркий пример-год Китая в России; обмен студенческой молодежи между странами) и несомненно экономическими. Китайский народ все же еще остается для русских людей чужеземным, но с каждым годом культура и обычаи сливаются, растворяются в русской культурной среде.

КНДР

Граждане  КНДР, в течение нескольких десятилетий  работающие на российском Дальнем Востоке  под присмотром своих «компетентных  органов», пока не свободны в выборе места жительства. В то же время  политические изменения на Корейском  полуострове и объединение двух Корей исторически предопределены. Для некоторой части корейцев откроется окно возможностей по эмиграции  в России, где с XIX века существует довольно многочисленная и в значительной степени ассимилированная корейская  диаспора.

Уже сейчас среди стран дальнего зарубежья  Корея занимает третье место (после  Китая и Вьетнама) по трудовой иммиграции. По данным ФМС, в 2009 году она дала России около 25 тыс. человек.

Как и  вьетнамцы, корейцы могут стать  альтернативой китайской иммиграции на Дальнем Востоке России и более  легко встроиться в этносоциальную структуру российского общества. Оценить реальные масштабы корейской  иммиграции в Россию в случае реализации описанного сценария в настоящее  время весьма затруднительно, но уже  сегодня изменение государственной  политики России по отношению к вопросу  предоставления политического убежища  гражданам КНДР может обеспечить небольшой «ручеек» (первоначально  несколько сот человек в год) корейской иммиграции в страну. В  дальнейшем это не только позволит привлечь в Россию на постоянное жительство значительное количество корейцев, но и будет способствовать формированию пророссийского лобби в объединенной Корее, куда неизбежно возвратится  часть бывших политэмигрантов. Несомненно, корейская культура оставила отпечаток на вкусах и предпочтениях русских. Сейчас все чаще наблюдается спрос на корейскую традиционную кухню. Так же корейцы считаются очень  миролюбивым и дружелюбным народом. Русское население зачастую идет на тесные контакты с представителями этой национальности.

Так же отдельно хотелось сказать о выходцах из Африки. Эмигрантов из Африканского континента не так уж и много в  нашей стране. Их влияние практически  не заметно на нашу культуру. Но все  же африканская культура по каплям, по частичкам будет проникать  в нашу культуру, смешиваясь и создавая, возможно новую культуру или дополняя, уже новыми элементами.

А если говорить о представителях Европы, то в России они задерживаются  для крупных инвестиций или влияний  в российский бизнес. Так что для  русской девушки гораздо больше шансов выйти замуж за представителя  из средней Азии или стран бывшего  СНГ.

В случае масштабной иммиграции иностранцев, имеющих  совершенно отличные от российских стереотипы поведения и ментальность, Россия также может стать местом обитания людей,  заинтересованных в сохранении ее как политической и культурно-исторической идентичности, но с добавлением неких  культурных аспектов.

Глава II. Исторические аспекты функционирования межнациональных браков в России.

2. 1 Историческое развитие  межнациональных  браков в России

Династические браки испокон веков способствовали укреплению мира и дружбы между народами, а также являлись важными показателями роста международного авторитета государства.22

В XI веке браки представителей Киевской династии Рюриковичей свидетельствовали  о том, что Русь заняла видное место  в системе европейских государств, а ее связи с латинским Западом  были самыми тесными. 

Ярослав Мудрый сосватал сыну Изяславу дочь польского  короля Мешко II, сыну Святославу - дочь немецкого короля Леопольда фон  Штаде. Младший из трех Ярославичей  Всеволод женился на дочери императора Византии Константина Мономаха.23

Среди дочерей Ярослава старшая, Агмунда-Анастасия, стала венгерской королевой, Елизавета - норвежской, а затем датской королевой, Анна - французской королевой.

Чем же были обусловлены действия Ярослава Мудрого при выборе династий для  установления родственных связей?

Одним из критериев выбора невесток  стало стремление великого князя скрепить мирные договоры узами брака. По такому принципу была подобрана жена для четвертого сына – Всеволода Ярославича. Ею стала византийская принцесса  Анна, дочь Константина Мономаха. Неудивительно, что Царьград оказывал особое покровительство этой семье. Другой сын Ярослава Мудрого – Изяслав был женат на польской принцессе Гертруде-Елизавете, которая в последствии помогла ему возвратить потерянный киевский престол.

В 1068 году киевляне потребовали, чтобы великий  князь, кем в то время являлся  Изяслав Всеволодович, роздал им оружие и коней для продолжения войны с половцами. Изяслав отказался подчиниться постановлению веча, так как его дружины ещё не успели оправиться от предыдущего поражения.  Тогда толпа разграбила княжий двор. Изяслав был свергнут и бежал в Польшу, а народ избрал на киевский престол полоцкого князя Всеслава Чародея, освобожденного из киевской тюрьмы. Здесь и понадобилась изгнанному князю поддержка своих польских родственников. Призвав на помощь войска короля Болеслава, своего тестя, Изяслав двинулся на Русь. Киевляне выступили навстречу, изготовившись к битве. Но Всеслав не собирался защищать чужую отчину. Он бежал в Полоцк. А со временем киевляне всё же открыли ворота Киева и вернули князя Изяслава на престол. Таким образом, династический брак сына Ярослава Мудрого сыграл значительную роль для Киевской Руси.

Другие  три сына Ярослава были женаты на католичках – немецких принцессах, но значительного  сближения христианской Руси с католической Германией не последовало. Святослав  Ярославич был женат   на немецкой графине Оде, Вячеслав Смоленский – на Оде Леопольдовне, графине Штаденской, Игорь Ярославич – на Кунигунде, дочери саксонского маркграфа.24

Если  рассматривать других детей Ярослава Мудрого, то наибольший интерес для  рассмотрения представляют собой браки  его дочерей.

Дочери  Ярослава Анна, Елизавета и Анастасия  гораздо более выгодным образом  заключили браки, став королевами Франции, Норвегии и Венгрии.25

Старшая дочь Анна Ярославна вышла замуж  за французского короля Генриха I. У  них родился сын Филипп I. После  смерти Генриха I Анна стала регентшей  при своем малолетнем сыне и почти 10 лет самолично управляла Францией.

Анастасия-Агмунда Ярославна была замужем за венгерским королем Андреем I.26

Династия  Романовых.

      Роль династической солидарности относится к малоизученным темам истории русско-германских отношений. Лишь некоторые аспекты ее освещались в биографических работах о царях и императорах России, в трудах генеалогического характера и в краеведческих исследованиях отдельных германских земель и княжеств. В трудах по истории русско-германских отношений тема династической солидарности редко упоминается, специальные работы почти отсутствуют27. Причиной их отсутствия является, очевидно, то обстоятельство, что тема «Династия Романовых и Германия», на первый взгляд, кажется слишком близкой к той устаревшей историографической традиции, которая ориентировалась исключительно на описание биографий исторических личностей и их деятельности. Несмотря на это, взаимоотношения между господствующими династиями и теми монархами, которые возглавляли их, не могли не влиять на внешнюю политику самодержавной России и Пруссии/Германии с ее монархическим устройством, и,  несомненно, представляли собой существенный аспект русско-германских отношений.

    В Средние века и Новое время, вплоть до абсолютизма XVIII века, когда императоры, короли, герцоги, князья и т.д.  обладали неограниченной властью, отношения между ними в большой степени зависели от близости между династиями, т.е. семьями, которые претендовали на верховную власть на той или иной территории. Поэтому родственные связи между ними имели важное внешнеполитическое значение. Поиск подходящих в политическом и династическом смысле жен и мужей являлся неотъемлемой задачей любого монарха в Европе, решение которой имело огромное значение для судеб государственной системы и страны. Семейные интересы переплетались, а часто, тем самым,  и отождествлялись с государственными. Взаимосвязь европейских династий, с другой стороны, осложняла проблему престолонаследия. Конфликты между династиями вокруг престолонаследия до середины XVIII века выливались нередко в войны, приводившие к неисчислимым человеческим жертвам.

Информация о работе Межнациональные браки в России