Межэтнические семейно-брачные отношения: вопросы религии, культуры и быта

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 22:46, реферат

Краткое описание

Межэтнические браки являются объектом повышенного интереса социальных наук, поскольку их изучение затрагивает два аспекта, имеющих огромную значимость в современном обществе. Во-первых, на том этапе социального развития, который переживает наша страна в настоящий момент, возрастает актуальность исследования семьи как таковой, которая призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности.
В данном реферате я поставил целью изучить взаимоотношения супругов как в моноэтнических семьях русских и татар, так и в полиэтнических супружеских парах, где один из супругов является русским, а другой – татарином.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 26.27 Кб (Скачать)

Казанский государственный технологический университет

Кафедра государственного, муниципального управления и социологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Эссе

на  тему:

«Межэтнические семейно-брачные отношения: вопросы религии, культуры и быта». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Валиев  И.И.

гр. 6171-21

Проверил:

Гатиятуллина Д.А.

     Межэтнические браки являются объектом повышенного интереса социальных наук, поскольку их изучение затрагивает два аспекта, имеющих огромную значимость в современном обществе. Во-первых, на том этапе социального развития, который переживает наша страна в настоящий момент, возрастает актуальность исследования семьи как таковой, которая призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей сути она является индикатором благополучия общества в самых различных сферах: утверждении нравственных устоев, социализации детей, развитии культуры и экономики, и т.д. Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Во-вторых, одним из первоочередных вопросов не только в стране, но и во всем мире, является этнопсихологический и кросскультурный аспект общественных отношений. В условиях, когда, с одной стороны, во всем мире идут процессы глобализации и укрепления кросс-культурных связей, а с другой, остро стоит вопрос межэтнической напряженности и межнациональных конфликтов, к проблеме взаимоотношений между народами обращены многие науки, в том числе, конечно, психология.

     Таким образом,  изучая взаимоотношения  супругов в этнопсихологическом  аспекте, можно  проанализировать  ключевые проблемы  общества в целом  и проследить многие  социальные тенденции,  поскольку именно  в семье проявляются  социальные и этнические  установки, ценности, привычки, а также  первоначально складывается  мировосприятие человека, формируются его  социально-психологические  качества и личностная (в  том числе этническая) идентичность.

     В данном эссе я поставил целью изучить взаимоотношения супругов как моноэтнических семьях русских и татар, так и в полиэтнических супружеских парах, где один из супругов является русским, а другой – татарином.

     Взаимоотношения в семье во многом зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников. Все эти аспекты прямо или косвенно связанны с культурой, обычаями этноса каждого супруга. Русские и татары на протяжении многих веков жили рядом, в современной России оба эти народа имеют много общего в образе жизни и истории. Однако, эти народы имеют достаточно значимую специфику проявляющуюся, в первую очередь, на бытовом уровне. Эта специфика не может не сказаться на семейных взаимоотношениях. 
 

Всю совокупность семейных отношений можно разделить на семь видов :

-социально-биологические отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи;

-хозяйственно-экономические включают ведение хозяйства, бюджет;

-воспитательные отношения  – социализация молодого поколения;

-социальные  отношения – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшими;

-духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;

-социально-статусные  отношения -  предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;

-досуговые отношения – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

-эмоциональные отношения – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

     Многими авторами высказываются соображения о большом значении и одновременно с тесной связи друг с другом параметров, характеризующих распределение и реализацию супружеских ролей в семье. В частности, подход Р.Орта в исследовании совместимости супругов. Он  считает главным условием счастья совпадение ролевых ожиданий и ролевого поведения.

     В семье выделяют восемь «зон разногласий». Конфликты возникают на основе неудовлетворенности:

-сексуальных потребностей одного из супругов;

-потребности в ценности и значимости своего «я»;

-потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях;

-размолвки на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам и т.п.;

-финансовые разногласия;

-потребности  во взаимопомощи, взаимоподдержке, потребности в кооперации и сотрудничестве;

-ссоры на почве различных увлечений, потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга.

     Как видим, большинство ключевых моментов в семейной жизни связано с образом жизни, ценностями, привычками и традиционными ожиданиями супругов, обусловленными, зачастую, их этнической принадлежностью. Каждый конкретный индивид склонен смотреть на мир через призму собственного опыта, той конкретной системы культуры, в которой он рос и формировался как личность. В частности, во внутрисемейных взаимоотношениях мы нередко с опаской относимся к незнакомым обычаям, ценностям, образам поведения наших близких, что препятствует позитивному, принимающему и поддерживающему  отношению к  другому.

     В частности, Н.Пезешкиан говорит, что «плюралистическое сосуществование во многих семьях и группах, где каждый придерживается различных философских, религиозных, этических взглядов и живет согласно специфическим производственным отношениям и правилам человеческого поведения, становится нормой воспитательных отношений внутри отдельной семьи. Это превращает транскультурный подход в основу межличностных отношений.

     В.П. Левкович, исследуя взаимоотношения в разнонациональных семьях, предполагает, что источником деструкции супружеских отношений в таких семьях может быть противоречивость потребностей супругов, основанная на различиях их национальных культур, формирующих специфику национального сознания и самосознания супругов, которая особенно ярко проявляется в сфере семейно-бытовых обычаев и традиций. Следовательно, успешная адаптация супругов в разнонациональной семье зависит от того, насколько они способны преодолевать противоречия, обусловленные спецификой национальных культур брачных партнеров.

    Говоря об этнической (национальной) культуре, нужно отметить, что  мы понимаем здесь способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системах общественных норм и в духовных ценностях, в совокупности отношение людей к природе, к себе, к другим людям в определенном этносе. В культуре фиксируется качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности – этнических общностей, эпох, этапов развития.

    Именно семья играет главную роль в сохранении и передаче этнической культуры, так как с ослаблением семейно-родственных связей механизм этнокультурной трансмиссии нарушается.

    В частности, Г.Л. Хиршхорн указывает на то, что «внутрисемейные межличностные взаимоотношения, с одной стороны, способствуют ассимиляции культурных схем общества в структуру личности, а с другой - аккомодируют внутренний мир индивида к культурным схемам общества.

     Этническая культура проявляется во всех областях жизнедеятельности этноса: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве, фольклоре. На формирование этнической культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия, а также психический склад этноса. 

Национальная  психика реально  проявляется в  поступках, поведении  и взаимоотношениях членов  семьи. Она  проявляется по механизмам национальной установки  и национального  стереотипа – устойчивый образ  или представление  о каких-либо явлениях или людях, свойственных той или иной нации.

     Таким образом, для человека, усвоившего стереотипы своей нации, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Это можно проследить по многим исследованиям.

     Например, в результате проведенного исследования О.Г.Лопуховой и Ю.В.Пайгуновой, удалось выяснить, что зачастую фактором, препятствующим адаптации человека в сфере социального взаимодействия,  выступает не только несовместимость этнокультурных установок представителей разных этногрупп, но также и недопонимание традиций и норм собственной этнокультуры.

     Социальные психологи, рассматривая природу межэтнических взаимодействий, определяют и особый момент в этих взаимоотношениях как толерантность и интолерантность. Социально-психологические характеристики взаимодействия и взаимоотношений в семье наряду с культурно-психологическими стереотипами являются базовыми причинами как интолерантного общения, так и длительности, интенсивности ее существования. Толерантность, прежде всего, ориентирована на взаимоуважительные отношения граждан, на сохранение этнического и культурного разнообразия. Она выступает как приемлемая основа урегулирования социальных и межэтнических конфликтов, снятия напряжённости и достижения взаимоуважения интересов и ценностей всех этносов.

     С другой стороны, длительный опыт совместного проживания, развитие двустороннего двуязычия, культурного взаимовлияния, распространение межэтнических браков обуславливают надёжную степень толерантности в общении.  Безусловно, этническая толерантность во многом определяется длительностью совместного проживания, развитием многообразных форм межкультурного взаимодействия, поскольку она по своему значению и должна, прежде всего, формироваться в культуре. Реальными формами проявления толерантности в рассмотренных взаимоотношениях можно считать межэтнические браки, распространение двуязычия, в ряде случаев двойное самосознание, черты культурного взаимопроникновения (в распространении национальных блюд, в отмечаемых праздниках, гостеприимстве и т.д.)

    Итак, говоря об этнических факторах, влияющих на взаимоотношения в семье, нужно учитывать, насколько  каждый член семьи принимает каждую подструктуру психологии своего этноса, каждый ее компонент: психический склад этноса; этническое сознание; этнические чувства; этнические вкусы.  Другими словами, насколько он идентифицирует себя с тем или иным этносом, например, русским или татарским, и насколько он повторяет поведение своих родителей в семье, в которой родился и вырос. 

     Я попытался описать и проанализировать специфику взаимоотношений в татарских и русских  семьях через национально культурные традиции.

     Традиционно татарские семьи были довольно многочисленными. Почти половину составляли семьи из шести и более членов. Наиболее желательным в татарской семье было рождение мальчика. Сыновья с малых лет вынуждены были работать вместе с отцом и другими старшими мужчинами в семье, приобщались к мужскому труду. Дочери помогали матери. Большое влияние уделялось привитию нравственных качеств.  Строго следили, чтобы ребенок не приучался пить, курить, играть в осужденные обществом игры. «Детей приучали жить законами шариата. В воспитании детей решающей была власть отца. Девочка с ранних лет слышала о том, что надо быть покорным мужу, «ибо повиновение ему равно повиновению богу», а мальчик знал, что ему предстоит быть «господином» над женой.

    У татар, как и у многих других народов, главой семьи являлся муж. В руках главы семьи были сосредоточены земля, рабочий инвентарь, скот. Он являлся владельцем имущества всей семьи движимого и недвижимого, которым мог распоряжаться по своему усмотрению. Владея всей собственностью, глава семьи имел над остальными ее членами власть, на которой держался моральный авторитет семьи.  Кроме того, власть усиливалась благодаря мусульманской традиции, которая всецело защищала права мужа, объявляя его фактическим хозяином всей семьи.

Информация о работе Межэтнические семейно-брачные отношения: вопросы религии, культуры и быта